Это познавательный пост с эндорфинами, большим количеством любовательных фото и небольшой смысловой нагрузкой из мира живописи. Пост создан с целью расширения кругозора любителей косметики, носит исключительно ознакомительный и любовательный характер .
Для тех, кто впервые на моей странице, вы можете ознакомиться с другими статьями о редких экземплярах косметики в моей личной коллекции интересностей :
1. Косметика, которой больше нет, часть 1,
часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7
2. Коллекционный раритет часть 1, часть 2,
часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7,
часть 8, часть 9, часть 10, часть 11, часть 12, часть 13, Dior Couture
ITALIAN VINTAGE compact 800 .
1. О чём речь в этой статье?
Среди множества старинных винтажных пудр, относящихся к периоду начала и середины 20 века, особенно выделяется серия футляров из серебра ручной работы, созданная итальянскими мастерами из Флоренции .
Эта серия пудр итальянских мастеров славится тем, что помимо использования серебра, крышка футляров содержит пасторальные сцены классической живописи и расписана вручную эмальерами .
По правилам Косметисты и по закону о защите авторских прав, мне нужно отметить, что все представленные в этом посте фото и адаптированный на русский язык текст полностью взяты с сайта Noelle Soren, и вместе с активной ссылкой, я обязана указывать автора всех фото :
автор текста и фотографий - Noelle Soren.
2. Кто такая Ноэль Сорен?
Ноэль является одной из немногих коллекционеров в мире, кто помимо винтажных компактных пудр разных брендов ( включая редчайший экземпляр пудры дизайна самого Сальвадора Дали), собрала обширную коллекцию пудрениц итальянских мастеров, которые так и называют —
Italian vintage compact 800 или просто под маркировкой Italy 800, являющихся одними из самых редких в мире. В ее коллекции около 800 единиц таких итальянских пудр. На сегодняшний день рекорд самой большой коллекции из таких пудр принадлежит некоей американке Кэтрин с ее около 3.000 единиц в коллекции! Только представьте себе такое количество компактов??!!🙈😁 . Уточню лишь, что в международном обозначении обычную пудреницу с пудрой или пустой футляр с зеркалом и без называют кратким словом — компакт ( compact ).
Каждое лето Ноэль работала археологом в итальянской Тоскане. И однажды, она решила узнать историю возникновения и создания серии итальянских компактных пудр из серебра 800 пробы с изумительными эмалевыми вставками на крышке миниатюрами полотен известных живописцев. Помимо археологического образования, Ноэль училась на историка искусства, и ради развлечения и любопытства решила найти оригинальные произведения тех полотен живописцев, что были изображены на крышке многочисленных экземпляров этих пудр.
3. Что это за итальянские пудры ?
Эти компактные пудры создавались несколькими семьями ювелиров из Флоренции в середине 20 века, и составляли очень успешный, как бы мы сейчас сказали стартап в косметической промышленности послевоенных лет .
Во время Второй мировой войны было значительно сокращено производство изделий из металла, которое шло на военные нужды, кроме стерлингового серебра, которое не обладало необходимыми качествами. В послевоенное время металл снова вошел в обиход, в то время. как пластиковые упаковки еще не заняли значительное место в косметической промышленности.
В Италии произошла настоящая революция в производстве компактов, сделанных из серебра 925 пробы . Такие пудреницы часто маркировались — «800», что означало содержание 80% процентов чистого серебра 925 пробы и 20% процентов примеси для большей жесткости материала, и с надписью " made in Italy " , «Firenze» или просто " Italy " .
Но, большая часть этих компактных пудр шла на экспорт во Францию и США, где в таких крупных универмагах, как Macy^s, Gimbel^s, Saks 5 Avenue и Neiman Marcus они имели колоссальный успех. Большие продажи этих компактов помогали итальянским производителям восстанавливать разрушенную послевоенную экономику Италии. Однако, иногда эти футляры продавались под марками тех магазинов, где они дистрибутировались, а не производителей. Именно такие компакты часто встречаются на ebay .
Стоимость таких редких компактов или пудрениц на мировом аукционе сейчас как правило начинается от 500 долларов за штуку и дороже.
Продавцы таких компактов иногда указывают, что это — " антикварные " или " викторианские" компакты.Но, это не совсем верно, все-таки речь идет о предметах середины 20-го века, которые если и антикварные, но точно не викторианские.
4. Семьи из Флоренции.
Несколько итальянских семей из Флоренции: Bellini, Fallaci, Coppini, Galletti , занимались изготовлением компактных пудр ручной работы, делая для них футляры из чистого серебра .
Семья Фаллачи вела свой ювелирный бизнес во Флоренции, и самой ранней датой появления первых компактов, как побочный продукт в их производстве считается 1939 год. Вторая мировая война помешала развернуть производство компактов, и к их выпуску семья вернулась лишь в 1946 году, создавая футляры из серебра 800 пробы, из позолоченного серебра и позолоченной латуни.
Эти изделия продавались как в их семейном ювелирном магазине, так и в магазинах туристических центров Флоренции, Неаполя, Рима и Венеции.
Семья Беллини начала свой ювелирный бизнес в 1946 году, и к 1950 году было выпущено много компактов с эмалью и без. В 70-ых годах семья прекратила выпуск этих футляров и сосредоточилась на производстве ювелирных изделий, выпускаемых и по сей день.
Это один из последних позолоченных футляров из латуни производства семьи Беллини .
Другая итальянская семья — Галлетти, производившая серебряные футляры для компактных пудр в тот же период времени. С этой семьей произошел трагический случай: в 1966 году в Венеции случилось большое наводнение, которое спровоцировало выход из берегов реки Арно во Флоренции и затопило многие магазины, располагавшиеся на набережных, включая и магазин семьи Галлетти. Было смыто в реку и уничтожено много продукции семьи, ювелирных изделий, включая компактные пудры. Именно поэтому, сохранившиеся с тех пор компакты Galletti сегодня одни из самых редких и дорогостоящих на аукционах. Если вдруг ( ну, вдруг) вам когда-нибудь где-нибудь встретится серебряная или золоченая пудреница из латуни с клеймом Galletti, знайте — это одна из самых редких пудрениц в мире и с такой вот трагической судьбой.
О семье Coppini почти ничего неизвестно, кроме того, что она занималась производством компактных пудр.
5. Кратко о ручном производстве компактов.
В чем особенности ручного производства компактов из серебра, совсем коротко для общего ознакомления, чтобы понимать, каков был объём и ёмкость ручного труда в производстве футляров для пудр :
Футляры производились в несколько этапов.
Верхняя крышка и нижняя основа для пудры отливались из 10-12 стандартных форм. Было использовано серебро 800 пробы, поскольку чистое серебро было бы слишком мягким, чтобы выдерживать слишком высокую температуру для обжига эмали. Затем гравер украшал крышку футляра витиеватыми цветочными завитками и гирляндами, оставив в центре лицевой стороны крышки углубление для эмалированного медальона и окружающих участков декоративной эмали. Затем, эмальер наносил первый слой эмали и обжигал. Для каждого типа эмали требовалась разная температура обжига, поэтому на этих этапах требовалась осторожность, скрупулезность и большой опыт мастера. После того, как работа с эмалью была закончена, один из немногих мастеров во Флоренции, специализирующихся на работе с лазуритом, малахитом и бирюзой, занимался украшением по краям центральной сцены, затем эти участки покрывались прозрачной эмалью и крышка пудреницы снова подвергалась обжигу . Затем крышка и нижняя часть компакта надежно скреплялись. Внутрь помещалось небольшое зеркальце и сифтер с пудрой. При этом, пуховка из лебяжьего пуха продавалась отдельно от компакта.
Над каждым таким экземпляром работало одновременно по 5-6 человек. В семье Беллини производилось таким образом около 10- 15 компактов в неделю, а в семье Фаллачи около 30-40 штук в неделю.
6. Любовательно — живописная часть поста.
Давайте полюбуемся на некоторые экземпляры и связанные с ними знаменитые сюжеты итальянской живописи :
1) Fallaci Firenze handmade Italy с Леонардо да Винчи Мона Лиза
2) Компакт со знаменитой Венерой кисти Боттичелли, и с маркировкой 800.
3) Компакт в довольно редкой форме кейса с портретами Изабеллы Медичи и ее брата Фердинанда Медичи, работы Алессандро Аллори (1590 год), эмальер соединил оба эти портрета в единый ансамбль с гербом семьи Медичи. Этот серебряный компакт с маркировкой Italy.
4) Парнас кисти Андреа Аппиани 1811 год, с маркировкой 800. Тоже в довольно редкой форме компакта с безумно красивым сочетанием голубой эмали и узорами из позолоты, и с сапфиром на застежке
5) Кающаяся Магдалина кисти Помпео Джироламо Батони 1742 год, компакт с маркировкой 800 made in Italy. Очень красивый компакт с изумрудной эмалью
6) Иосиф и жена Потифара, кисти Джованни Биливерти флорентийского живописца ( 1620 г) с маркировкой 800, с бирюзовой эмалью
Не могу не расшифровать для вас смысловую нагрузку этого сюжета:
эта картина была написана для кардинала Карло ди Медичи в качестве украшения его резиденции. Сценарием для полотна стала дивная ветхозаветная история о целомудрии Иосифа, которого его братья продали в рабство к египетскому вельможе Потифару. Тот делает Иосифа управляющим своего дома, а супруга Потифара пытается соблазнить Иосифа и получает отказ. Тогда разгневанная женщина ложно обвиняет Иосифа в попытке изнасилования, после чего Потифар бросает Иосифа в тюрьму, где он привлекает внимание египетского Фараона своими способностями толковать сны других заключенных. На полотне как раз изображена попытка жены Потифара ( ее имя не известно) соблазнить целомудренного Иосифа.
Каков сюжетец о сексуальных домогательствах разнузданной женщины в ветхозаветные времена, дивно не правда ли ?! И, кстати, чуть позже в 1634 году знаменитый Рембрандт писал тот же сюжет .
7) Венера и Купидон с золотым яблоком( 1754 г) с маркировкой 800.
И оригинальное полотно:
Этот сюжет вам точно известен: на этом полотне изображена сцена на горе Ида, где Купидон играет с Золотым Яблоком с надписью «Для Прекраснейшей ». То самое яблоко раздора, которое в подарок от Париса получила Венера ( Афродита ), и начались события, известные как Троянская война. По легенде Зевс устроил пир в честь свадьбы Пелея и Фетиды. На торжество явилась богиня раздора Эрис, которую Зевс не пригласил. Разгневанная этим обстоятельством Эрис бросила в толпу золотое яблоко, на котором было написано " для прекраснейшей" ( коварная какая , а?! ), и три богини Гера, Афина и Афродита ( Венера) затеяли спор, кто из них заполучит это яблоко . Утомленный женскими распрями Зевс поручил принцу Трои красавцу Парису рассудить этот спор . Все три богини искупались в источнике на горе Ида, после чего пришли к Парису и каждая попыталась с помощью своих чар подкупить его: Гера предложила сделать его царем Европы и Азии, Афина обещала победы в войнах, а Афродита ( Венера) — любовь самой красивой женщины в мире. Парис отдал яблоко Афродите, выбрав любовь Елены из Спарты, самой красивой женщины в мире, и по совместительству жены греческого царя Менелая. Парис выкрал Елену и горячая мстя греков вылилась в Троянскую войну. Такова мифологическая основа для этого полотна и для компактной пудры. Очень вдохновенно ! Ну, согласитесь, круто пудрить носик пудрой в такой пудренице с Прекраснейшей ?! ( простите за топорную тафтологию ) .
8) Четыре времени года — Весна ( 1755 год), компакт с маркировкой 800 и украшенный драгоценными камнями.
И Четыре Времени года — Осень без камней, но с маркировкой Fallaci Firenze
9) Муза Клио или Муза Истории ( полотно около 1758 года), два изумительных эмалированных компакта с маркировкой 800 и изумрудной эмалью.Гляньте, просто восторг!
Муза Клио — дочь Зевса и Мнемозины, ее часто изображают со свитком пергамента или табличками, также она известна как Провозвестница ( от греческого корня " рассказывать" или " прославлять" )
10 ) Пасторальная сцена — свидание влюбленных ( конец 18-го века) с маркировкой 925 пробы.
В этом серебряном наборе размещена пудра с пуховкой, зеркало, флакон духов, тушь для ресниц и футляр для губной помады .
Очень вместительный, практичный и изысканный наборчик, не правда ли ?!
11) Рея Сильвия, убегающая от волка ( 1756 год) компакт с маркировкой 800 с бирюзой.
Здесь воспроизведена легенда об основании Рима, особенно близкая сердцу итальянцев:
Рея Сильвия, также известная как Илия, была мифической матерью близнецов Ромула и Рема , которые основали город Рим. Рея Сильвия была дочерью короля Нумитора. Младший брат короля — Амулий захватил трон и убил единственного сына Нумитора, а Рею Сильвию заставил стать девственницей весталкой, жрицей богини Весты. Поскольку, жрицы давали обет безбрачия в течение 30 лет, то Амулий рассчитывал, что династия Нумитора останется без наследников. Однако, Рея Сильвия забеременела и родила близнецов Ромула и Рема, утверждая, что бог Марс увидел ее в лесу и соблазнил. Узнав о рождении детей. Амулий приказал слуге заключить Рею Сильвию в тюрьму, а ее детей убить. Слуга сжалился над детьми и отнес их в лес. где оставил на берегу реки Тибр. Там волчица Лупа вскормила малышей. Позже, Ромул и Рем свергли Амулия, восстановили на троне своего деда Нумитора и основали город Рим .
Ну, просто глаз не оторвать от таких компактных пудр с их сюжетами, согласитесь?!
12) «Данте и Беатриче » кисти Генри Холидея ( 1883 год), компакт с маркировкой 800 с бирюзовой эмалью
Еще один итальянский эпохальный сюжет, основанный на автобиографической истории самого Данте, написанного с 1283 по 1294 год в сборнике стихов и прозы " La Vita Nuova " :
Данте безумно влюбился в Беатриче Портинари, но скрывал это, притворяясь, что увлекается другими женщинами. Сцена изображает встречу Беатриче( она в светлом платье) и Данте на мосту Санта-Тринита во Флоренции. При этом подруга Беатриче ( идет рядом с ней в весьма фривольной для средневековья одежде, имхо ) рассказывает ей о сплетнях относительно увлечений Данте. Услышав это, Беатриче отказывается разговаривать с влюбленным в нее Данте. Вот сюжетец, а?!
13) Ну, и напоследок, Итальянский Ренессанс. Голова Клеопатры или Симонетта Веспуччи, кисти Пьеро ди Козимо 1489 год.
Симонетта была знатной дамой, красивейшей женщиной своего времени. Боттичелли предположительно использовал именно ее облик в своей знаменитой работе " Рождение Венеры" , написанной спустя несколько лет после смерти Симонетты в 1476 году. Она была замужем за двоюродным братом Америго Веспуччи, того самого, который Америка. Этот компакт с маркировкой 800 окантован камнями-кристаллами.
На мой взгляд, это одна из красивейших пудр с таким оформлением, да и Симонетта определённо красотка .
7. Чем закончилась история с Italian vintage compact?
Пик наибольшего спроса на уникальность предметов личного обихода пришелся на послевоенные годы 50-ых и увеличивающую продажи моду 60-ых годов.
Однако, в 70-ых годах пластиковые упаковки окончательно захватили почти весь косметический рынок. Производство серебряных компактов требовало все больше затрат, а покупатели не хотели тратить баснословные деньги за компактную пудру.
Эмалевая компактная пудра Фаллаччи стоила от 100 долларов. Однако, стиль хиппи 70-ых и смена поколений сделали свое дело: в моде были естественные лица без макияжа, простые линии и свобода во всех сферах жизни. Функциональность компактной пудры скатилась до простого пластикового футляра на дне тканевой сумки — мешка, и эти произведения косметического искусства утратили свое очарование и коммерческую привлекательность. С сокращением продаж, услуги мастеров — ремесленников стали слишком дорогими, и производство серебряных компактных пудр прекратилось. Лишь некоторые компании, такие как Stratton ( Англия), Estee Lauder ( США ) и Yves Saint Laurent ( Франция) продолжали выпускать для избранных стильные компактные пудры, однако, эпоха компактных пудр в металлических футлярах, определённо, закончилась .
Те коллекционеры, кто собирают эти итальянские компакты середины 20-го века, знают тонкости и нюансы в работе талантливых мастеров, кто гравировал и работал с эмалью. Некоторые из этих мастеров были выдающимися миниатюристами, способными передавать тончайшие линии и мельчайшие детали рисунка. Другие же рисовали просто карикатуру ( как в случае с Моной Лизой, имхо) и повторяли сцены без нюансов и таланта .
Тем не менее, все эти компакты обладают своей собственной красотой, являются настоящими произведениями искусства и имеют высокую коллекционную ценность в наши дни !
Как вам такие футляры с пасторальными сценами классической живописи? Вдохновенно? Мне отчаянно нравятся компакты с рыжеволосой красоткой Симонеттой и его фиалковое обрамление футляра с кристаллами, и Венера Ботиччелли, невероятное очарование! А вам футляр с каким сюжетом понравился? пудрили бы носик такой пудрой?
Комментарии
Спасибо за отклик!🌷
Красота неописуемая, а какой труд вложен в эти поистине уникальные и драгоценные в прямом смысле футляры!?
Спасибо за потрясающей красоты пост!
Примечательно, что виток истории и развитие технологий даёт нам понимание, что 70 лет назад благом для цивилизации считалось изобретение и повсеместное использование такого материала как пластик. А сейчас мы страдаем и от засилья пластика, и от его вреда для окружающей среды ( а в некоторых странах его и вовсе запретили, на островах Индонезии например ). И теперь люди снова поворачиваются лицом к бумаге, металлу и дереву в качестве многоразовых упаковок 😁
А вы, если можете, напишите более углублённо в исторической части, без ошибок, и найдите ещё больше раритетных фото, и чтобы всем было интересно.
Удачи!)
Я бы пудрилась малахитовым компактом с музой истории😉
Спасибо большое!
Вообще, конечно, серебряный компакт, даже без таких эмалей, роскошная вещица. У меня есть небольшой, как раз 800 пробы, с ещё «серебряным» настоящим зеркалом, с резными узорами и вензелями, но хотелось бы ещё, конечно. В том числе и советский экземпляр😊
Галерея не открывается, чтобы фото добавить, потому что память в телефоне забита, тут ничего не поделать, увы. Сама страдаю, почти все свои приложения пришлось посносить, а без толку… Самой очень жаль, что так, раньше спокойно фотки в комментах добавляла 💔
Что ж, у Вас очень даже раритетный раритет!👍😁 спасибо Вам за отклик!🎈
У меня есть прабабушкина пудреница, не компакт, начала XX века, или конца XIX. Обожаю её. Там даже зеркальце есть) Совсем не в тему, но просто оставлю это тут
Спасибо Вам за добрые слова в мой адрес, очень приятно!🌷
Серебряные пудреницы — невероятная прелесть! 🌟
У меня этой зимой случилось какое-то сумасшествие, я вдруг стала скупать винтажные компакты. Попроще, чем ваши, не итальянские, и не такие дорогие, но все еще изумительно красивые, удивляющие качеством, богатством задумки и исполнения. Ну почему сейчас бренды игнорируют внешнюю красоту, почему все перешли на пластик и убогий минимализм? Нет, я сама поклонник минимализма во всем, но хотя бы иногда можно выпускать лимитки из металла, с настоящей эмалью, красиво и прихотливо украшенные? На фоне винтажных пудр даже баночки Герленовских Метеоритов, которые, кажется, единственные на косметическом рынке выбиваются из ряда однообразных черных пластиковых футляров, видятся удивительно скудными и дешевыми (не хочу никого обидеть, сама обладатель таковых). Да, некоторые пудреницы тяжелые, прямо вот не шутя можно врезать кому-нибудь такой в темном переулке, так что в сумочке я бы такую может и не захотела носить, но боже, какое же это наслаждение брать эту пудреницу в руки, ощущать ее благородную тяжесть, гладкость металла или эмали, рассматривать рисунки, узоры или гравировку… Просто эстетическое наслаждение уже от самого футляра, в независимости что внутри!
Грешным делом я заразилась этой винтажной красотой и уже посматриваю на винтажные футляры для рассыпчатых пудр, флаконы от парфюма, шкатулки для бижутерии и всякой мелочи… Остановите меня!