Несмотря на то, что часто приходится выслушивать мнение о том, что как таковой российской парфюмерии нет (и уж, тем более, нет парфюмеров), уверенно скажу: есть. Не совсем в том виде, в каком это было в СССР (несколько крупных производств, собственная сырьевая база, специальное образование и т.п.), но она есть.
Для начала – немного теории: что вообще из себя представляет современная российская парфюмерия. Деление/сегментация/классификация – не официальные, исключительно на основе моего опыта работы с парфюмерией и многолетним общением с профессионалами отрасли.
Во-первых, крупные игроки рынка: «Новая Заря», «Брокар», «Л’Этуаль» (ООО «Анкор и К»), «Космопром 2000», располагающие собственными производственными мощностями и выпускающие парфюмерию под собственными торговыми марками и брендами.
По контракту производством занимаются ещё несколько серьёзных компаний – например, «Химсинтез» и «Парфюм стиль» в Подмосковье и ещё несколько в регионах.
Есть компании, не располагающие собственным производством, но пользующиеся их услугами по производству – «Сержио Неро», «Клас», «Парфюмерия XXI века», «Дельта Парфюм», «КПК-парфюм», «Понти Парфюм» и др.
Это всё – промышленная парфюмерия, которая сертифицирована (имеет декларацию соответствия) и имеет право продаваться в больших и маленьких магазинах, онлайн и оффлайн.
Одной и той же компании могут принадлежать несколько дочерних брендов. Например, у «Сержио Неро» есть собственно Sergio Nero и есть Apple Parfums, Prime Minister, Pandora, Euroluxe, X-bond. «Понти парфюм» – это, собственно, Ponti Parfum, а также бренды Equivalent, Hermitage, Merle le blanc, Hello Kitty и др.
Сюда же отнесу сетевиков – Faberlic, Ciel, «Сибирское здоровье» (у них есть своя линейка Aromapolis Olfactive Studio, но теперь они прирастают активами и коллекциями Ciel).
Сегменты рынка – в основном, масс-маркет и миддл (доступная ценовая категория), но есть и нишевые проекты, как, например, Cosmogony или «Русская коллекция», созданные «Брокаром».
Особенность российской парфюмерии даже в крупных масштабах – невозможность по ряду причин собрать компаунд (эссенцию для разбавления спиртом) здесь, в России. Композиция собирается у европейских производителей, а в России только разбавляется спиртом, разливается, упаковывается. Но в этом есть и свой плюс: ввезти и растаможить эссенцию несколько проще и дешевле, чем спиртсодержащую продукцию, т.е. готовый парфюм.
Во-вторых, независимые бренды, ароматы которых тоже производятся промышленным способом. Но небольшими партиями (1000, 2000, 3000 флаконов). Часто это бренды, созданные парфюмерами (VDOHNI, Mayme?, Vladislava parfum, Metaphysica, Magma и др.).
Чтобы выпустить промышленную партию, нужно немало денег и сил. Несмотря на это, таких брендов с каждым годом становится больше, они не просто «как-то» существуют, но и встают на полки не только частных нишевых бутиков, но и в крупные федеральные торговые сети. Потому что промышленное производство предполагает сертификацию.
Сюда же можно отнести бренды, созданные кем-то с привлечением стороннего парфюмера.
Например, создателем Fakoshima является один человек (вообще, бренд начинался с солнцезащитных очков), а ароматы создает Ярослав Симонов. Или Pure Sense, созданный Екатериной Зинченко, где в качестве идеологов ароматов выступают незрячие и слабовидящие люди (извините, чтобы там ни говорили, ни один из них не является парфюмером), а технологом и эвалюатором выступает парфюмер Александра Глюк, «переводя» на язык ароматов впечатления, мысли, эмоции других участников проекта. Или Aurora Borealis – бренд Парфюмерного клуба России, для которого ароматы создали российские парфюмеры, а адаптацию формул для промышленного производства осуществили их европейские коллеги.
Вообще же, имея финансы и идею, можно обратиться практически в любую европейскую сырьевую компанию и создать ряд ароматов на собственный вкус и цвет и представить их под собственным брендом.
В-третьих, артизанальная (крафтовая) парфюмерия. Здесь чаще всего речь идёт о брендах, созданных парфюмерами, хотя, есть и коллаборации, например, «Ладаника» Полины Поплевиной или Perfumbox Нади Максуновой, которые пока не могут себе позволить промышленное производство. Это сборка композиций в условиях собственной небольшой лаборатории или даже дома. В небольших количествах. Без сертификации и, соответственно, без возможности продаваться в торговых сетях и большинстве нишевых бутиков.
Сегмент – ниша, т.к. и количество самого продукта, и число точек продаж очень небольшое. Edgardio Chilini, Odetu, Nimere Parfums, Wild drops, Incarna, Odoratika, 4or2, le re noir, Arome vif, Osmogenes… В действительности, парфюмеров и «парфюмеров» – сотни. Развитию этого направления деятельности содействует и доступность информации (еще лет 10 назад было в разы меньше), и доступность сырья (у мелких дилеров можно покупать понемногу, творить и вытворять даже без специальных знаний… Правда, не все оказывается носибельным 😅 ).
Где сосредоточено наибольшее количество крафтовых брендов – в моём сюжете (да, запускала свой канал в формате репортажа, но, к сожалению, столкнулась с проблемой монтажа из-за старости ноута 😐 )
Можно встретить ещё понятие «авторская ниша». Тут всё просто: вне зависимости от способа производства – это ароматы, созданные парфюмером для собственного бренда (на истину в последней инстанции не претендую, т.к. сталкивалась и с другим мнением).
Ну а теперь – добро пожаловать в мой парфюмерный шкаф!
На самом деле моя полка с российской парфюмерией не выглядит каждый день так, как на заглавном фото (кое-что храню отдельно), и на самом деле ароматов больше (несколько флаконов на работе, что-то у дочки). Но по ней можно судить, что отечественная парфюмерия разных категорий – не случайность для меня.
Расскажу о своих предпочтениях.
Faberlic
Немного. Моё увлечение закончилось где-то в 2006-2007 году. А как блоггер, я благоразумно отказалась от сотрудничества на общих основаниях, потому что мне не интересны штучки для дома, одежда, бытовая химия и т.п. – а «заказывать» надо все вне зависимости от собственных предпочтений и нужд. Что-то из косметики и парфюмерии я покупала сама, т.к. цена вполне доступная.
Только вот сейчас ни за какие деньги не купить самые первые выпуски Donna Felice (моя любовная любовь в начале 2000-х) и Rubis. А у меня они есть, причём в запакованном виде их обнаружила у себя моя мама при недавнем переезде. При этом я не в курсе, как звучат современные версии (а они изменились, факт!). Donna Felice в моём флаконе по-прежнему прекрасна, цитрусово-звонка и при этом мягка и «вкусна». За годы хранения композиция не пострадала (а срок годности истёк ещё в ноябре 2007 года). Собственно, с технической точки зрения «Фаберлик» всегда уделял и уделяет особое внимание качеству и стабильности композиций.
И это к вопросу о том, что парфюмерия может храниться долго. Но непредсказуемо. А сроки годности в 3-5 лет обязаны устанавливать все производители, даже если уверены, что аромат проживёт гораздо дольше. Таково законодательство.
Из современного с диким восторгом я неслась только за Mur Mur, Kaori Yuzu и дуэтом Viking&Valkyria.
Eau4u Sergey Gubanov
Бренд, созданный актером Сергеем Губановым в 2015 году. Собрала почти все (на фото не хватает 3 флаконов). Нравится и качество, и цена, которая не меняется с 2016 года. Над ароматами работают парфюмеры французской компании Floressence, и я даже знакома с одним из них. Никаких копий и подражаний, ароматы на любой вкус и цвет.
Почти всё, что на фото, встречалось в моих обзорах тут, тут, тут, тут, тут, тут, тут.
Sergio Nero
Было много и разного, «вкусного» и не очень. В своё время очень запали в душу линейки Rose, Aroma Secret, «Свадебная коллекция», некоторые ароматы бренда Prime Minister, линейка Russian Flowers. Некоторые сняты с производства, но на маркетплейсах ещё встречаются в продаже.
«Свадебная коллекция» была интересна своей идеей: ароматы для невесты, для её подружек и для мам невесты и жениха. Можно было бы и гостям дарить: помимо флаконов 50 мл, были трэвелы и ароматизированные масла. Коллекция была запущена в 2018 году, с тех пор у меня хранится флакон «мамского» Fleurs pour la Belle-Mere, созданного парфюмером (еще советской школы!) Жанной Гладковой. В те времена флакон стоил около 3000 рублей, а сейчас остатки можно поймать на маркетплейсах до 1000 рублей. Кстати, собрано было хорошо, а автором ещё одного аромата коллекции был Кристиан Провенцано, чьё имя гремело тогда благодаря Agent Provocateur.
Ещё у меня зацепилась «сержевская» Pandora 18 – хорошая такая и очень бюджетная вишня в противовес Тому нашему Форду, и, в общем-то, неплохая для своей цены линейка 2022 года Vanilla.
Brocard
В отличие от главного конкурента («Сержио Неро»), эти ароматы на меня не садились, не ложились, ну, никак совсем. Фонящая дешевая база вырви нос. Началось в 2017 с расхваленных «лучших цитрусов» всех времен Ethno, потом был Modern Classic Noir с дешёвой навязчивой и очень стойкой вишней как в турецком мыле Duru из 90-х… Я быстро сказала себе «стоп» длиной в несколько лет, но буквально на днях нашла любовь в Once upon a time 1001 Jasmine. Для цены в 1000 рублей это оказался прекрасный жасмин во всех его ипостасях – от тонкого едва распустившегося цветка до перегретого жарким солнцем с каплей индола (здравствуй, чубушник!). Обливаюсь уже несколько дней подряд и балдею, провожая цветение любимого чубушника под окном…
Что ещё?
В моей коллекции задержался Ciel, Taboo из линейки Fluides, созданной в сотрудничестве с швейцарской компанией Luzi в 2019 году. Хорошая работа! Есть пара флаконов Equivalent и Hermitage – «клоновые» линейки, но с очень хорошей сборкой, ну, и, конечно же, «Красная Москва» и «Злато скифов» от «Новой Зари».
А дальше – крафт.
С частой ротацией, т.к. тут я предпочитаю количество, благо, все наши парфюмеры разливают и по 5-10-15 мл. В числе самых любимых и часто появляющихся на моей полке с парфюмерией – Edgardio Chilini (Сергей Каров) и Odetu (Андрей Чибисов). Наверное, потому что мы все трое – Тельцы 😀 и нам несложно найти общий язык без «пальцев» и выпендрежа (а такое иногда встречается в кругу наших парфюмеров). Ещё люблю пробовать новинки Ольги Госиной – у неё особенная стилистика, «густые», хитросплетённые ароматы. Но это в формате пробников, т.к. цены Osmogenes достаточно высокие...
Очень много интересного о крафтовой парфюмерии – в обзоре Vera0305
Большинство российских парфюмеров предпочитаю на уровне пробников, некоторых – не предпочитаю, а некоторых вообще не воспринимаю как парфюмеров, уж прастити 🙄
Есть в моей коллекции и «разовые» флаконы и трэвелы, которыми дорожу: например, самая первая сборка Wet Lilac Дарьи Верзилиной (2019), Boho Chic Ирины Вагановой (флакон 2018 года), Extra Nos Микеле Бьянки (2019 год, он не оставил его в регулярной коллекции), Blue Velvet Ольги Госиной в версии 2019 года, самая первая версия любимейшего аромата El secreto de sus ojos Сергея Карова (флакон 2018 года)… Все они появились у меня не вчера и даже не позавчера, но не «развалились», не испортились (это к вопросу о качестве того, что делают российские парфюмеры, *которых нет*, на собственных «кухнях»).
К сожалению (или к счастью), мимо меня (или я мимо них) прошли ароматы, созданные под собственными брендами Л’Этуаль, Parli и ещё много чего. Всего не объять, и, несмотря на то, что я периодически работаю с проектами в сфере парфюмерии, не до всего могу добраться, потому что с каждым днём появляется новое и новое. Особенно быстро меняется сегмент масс-маркет.
По факту, российская парфюмерия – это не менее четверти моей коллекции, а может, даже и треть.
Что вам знакомо, а что нет? О чём с моих фото рассказать подробнее в следующих обзорах?
Комментарии
El secreto de sus ojos с цианидными косточками, How to steal a million магнолиевый, Madness of blackcurrant, Universe, White Queen, коллекция Skin scent, Lambrusco, Mango sorbet, Tar cuir de Russie, Cafeier, Linden Ice Tea, Ginger spice…
Российская парфюмерия более чем есть, это факт. Причём, во всех нишах кроме люкса, наверно. Хотя, бренд Славы Зайцева я бы именно к люксу отнесла. 👍
Но Зайцева относительно последнего запуска я бы не отнесла к люксу, у которого должны быть большие тиражи, большой рекламный бюджет, большое количество точек продаж. Ниша 🤷🏼♀️
За рубежом есть еще такое понятие, как «дизайнерские» бренды (и здесь ценовые сегменты разные) — это когда известный непарфюмерный бренд запускает свои ароматы. В миддл это Зара, из последних новинок (премиум, мастиж) — MCM (аксессуары — сумки и рюкзаки) и Moncler (пуховики). Сюда же в нишевом сегменте — наши российские Fakoshina и как раз Зайцев.
На самом деле моему опусу до энциклопедии плыть и плыть, а мне — нюхать и нюхать
От остального, сколько ни пробовала — аж подташнивает.
Из всего списка я знакома только с Faberlic: Донна Феличе, Каори Юзу. 🧡💛
Имею пробник Валькирии и мне она очень нравится. До флакона пока руки не дошли. Но очень хочу.😊
И еще есть 30мл простенького сладкого Бьюти Кафе Каприз — помадно-цветочные ягодки. Иногда и такого хочется.😊
Ах да, еще из российского я недавно купила с рук миниатюрку Красной Москвы от Новой зари (я живу не в РФ и у нас негде даже потестировать этот бренд).❤
Посмотрела, у вас в профиле написано, что вы из Одессы. А в Одессе есть парфюмерный бренд «Неглиже», многие о нем очень хорошо отзываются! Правда, это ценовая категория не как у Фаберлика, дороже, т.к. считается нишевой парфюмерией
Какие замечательные девочки на косметисте. 😊❤ да, я из Одессы. У нас сейчас Faberlic не продают, но многое можно купить с рук у бывших консультантов. Куплю.😊😊😊
Я почитаю про этот одесский бренд, не слышала про него. Добавила в избранное.😙
А сейчас расскажите еще что-нибудь плиз про Once upon a time 1001 Jasmine. Я не парф-маньяк, сознательно себя ограничиваю в количестве, но если вдруг, интересный жасмин да за 1000, могу не устоять )
Очень люблю натуральные жасмин и чубушник, но большинство люксовых пирамидок — не то. Например Alien Мюглера — хорош, как цветочный, но для меня совсем не жасминовый.
Обожаю A La Nuite Лютанса, его же Сарацинов несколько раз пробовала, для меня они хуже. Том Форд хорош, а Gelsomino Nobile от Aqua de Parma — совсем не мой. Eau d'Ete Николаи — зеленый чай Липтон с цитрусами и жасмином, но уж очень нестойкий
Теперь если обострится покупательный зуд, будет чем его удовлетворить занедорого )
Этот аромат и я носила много лет, один из немногих, который особенно запомнился из начала 2000х. У меня таких «любовей» из прошлого мало.
Пожалуй, при случае куплю и современный выпуск, а то мало ли что Фаберлик учудит 😅
очень жалею, что не у всех получится сделать эту сертификацию и начать продаваться не только на выставках, а в обычных сетевых магазинах (( то есть в провинции вообще только заказывать вслепую? ну такое…
… еще 4Or2 прикольный бренд
Чилини поменял атомайзеры, тоже пластик, но более интересный. А стекло у него от 30 мл — вполне приятные флаконы.
В регионы, увы, да — только вслепую 🤷🏼♀️ хотя есть энтузиасты (ну, и распивщики по совместительству 🤗) в разных городах… Но наши инди-парфюмеры не такие уж недосягаемые персоны — практически всем можно написать в соцсетях или даже позвонить, чтобы выпытать больше информации про аромат, чем в указано в стандартной пирамиде 🤗
У Nimere даже немного будуарное оформление, хотя стоимость не предположу. Но вопрос финансов каждый решает сам. Чиллини я тоже не готова брать в таком виде, а на счёт ручек по 10мл Одету уже год задумываюсь. 😏