Добрый день, дорогие дамы! Леди, мисс и миссис, прекрасные мадемуазели и эффектные мадам — сегодня я имею честь пригласить вас на небольшой парфюмерный экскурс-дебат между двумя творцами слова — Михаилом Афанасьевичем Булгаковым и Уильямом Шекспиром.
Создавать непринуждённую атмосферу (и усиливать эффект при необходимости) будет группа Би-2 — они известны уже давно и Шекспир лично просил об их присутствии.
( «Если это всё происходит у меня в голове, почему это не может быть правдой?» 😄).
Пока Михаил Афанасьевич и сэр Уильям устраиваются за круглым тяжёлым столом вишнёвого дерева, ребята из Би-2 начинают с песни «Вечная призрачная встречная ».
— Сэр Уильям, благодарю Вас, что согласились на встречу…
— Ох, полно, прошу… Мне и самому давненько хотелось выбраться развеяться, поговорить о литературе, о тенденциях в искусстве, насладиться музыкой… Ах, эти чудные барды! Или как сейчас принято называть музыкантов?
— Теперь говорят «группа», сэр, а вон тот и подавно «фронтмен» — кстати, с английского пришло в наш язык. Но дело не в этом — мне нужен Ваш совет! Срочно! Я, кажется, теряю вдохновение! Опиоиды не помогают, ничего… Пусто. Не вижу, не чувствую… Ваше творчество владеет умами сквозь века. Столько произведений, слог, сюжет — в чем секрет? Не верю слухам, что половина творений не Вашего пера!
Шекспир поправил отворот белоснежной рубахи.
— Вдохновение? Секретов нет. Давайте посмотрим, какой эпизод наложил на вас такое тягостное чувство?
— Великий бал у Сатаны. Да, вроде что-то вырисовалось, но…
Лева Би-2 старательно выводил на заднем фоне «если ты в пекло, я за тобой».
«Это украшение чрезвычайно обременило королеву. Цепь сейчас же стала натирать шею, изображение тянуло её согнуться»
М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита»
— Образ недурен, но Вы правы — чего-то не хватает. Запахи?
Булгаков тут же выпалил: Кровь и розы, брызги шампанского в воздухе!
— Лаванда? Хотя нет, тут должен быть густой дурман без надежды на просветление, оставим, как есть… Для кого Вы пишете?
— Для кого?! Для вечности! — патетически воскликнул Михаил Афанасьевич и тут же осекся, услышав смешок сэра Уильяма.
— Для женщин, мой друг, для женщин. Ох, как бы ни хотелось утверждать, что мы, мужчины, владеем миром… Нами владеют женщины. А они во власти двух сил — Любви и Красоты. Так дайте же им это! Линия любви прописана?
— Конечно, — Булгаков даже вытащил какие-то пометки, — Маргарита, Мастер, тяжёлый путь к воссоединению… Ее жертва и искупление, его пустота и ни строчки без неё.
Теперь у микрофона Шура и слышатся слова песни «Реки любви».
— А что из красоты? Дайте им описание богатых платьев из шёлка и бархата, добавьте блеска драгоценных камней, распахните веер, шитый кружевом, оберните нитку жемчуга вокруг белого запястья… Разложите на туалетном столике кармин в тяжёлом серебряном футляре, расставьте в милом беспорядке флаконы с притираниями, мне ли Вас учить!
Булкагов уже строчил что-то, бормоча себе под нос «так, притирания это старо, это пустим в другую главу, не то, хм, платья, да, так, ещё — вожделенные заграничные пузырьки-флаконы с духами»… Вот оно! На листе немного пожелтевшей бумаги появлялись следующие строки :
Кот начал шаркать задней лапой, передней и в то же время выделывая
какие-то жесты, свойственные швейцарам, открывающим дверь.
Девица хоть и с хрипотцой, но сладко запела, картавя, что-то
малопонятное, но, судя по женским лицам в партере, очень соблазнительное:
— Герлэн, шанель номер пять, мицуко, нарсис нуар, вечерние платья, платья коктейль...М. А. Булгаков, «Мастер и Маргарита».
А теперь, леди, оставим мужчин в их творческом порыве и полюбуемся-вдохнем те самые ароматы, что упомянул в своей книге Булгаков. «Герлэн, шанель номер пять, мицуко», а нарсис нуар, вечерние платья и платья коктейль оставим на потом.
Начнём с Шанель, куда же без неё?)
О, этот аромат! И, конечно же, история — сама Коко искала человека, который «создал бы аромат Женщины»… Chanel №5 — аромат-легенда, история, длиной почти в 100 лет... Парфюмер — француз московского происхождению Эрнест Бо (символично: Beaux с французского — красота), создал пять ароматов по просьбе женщины, не приемлющей рамки. Она и выбрала — пятый. Тот самый, что до сих пор продаётся во всем мире! 80 ингредиентов сплелись в аромате, что пленяет, отталкивает, но не пропадает с парфюмерных горизонтов до сих пор.
Он стал визитной карточкой модного дома, символом новой эпохи и, если верить статистике, каждую минуту в мире ещё один флакон находит свою счастливую обладательницу.
А что же этот флакон из себя представляет? В свойственной ей манере Коко Шанель рвала шаблоны и здесь — никакого хрусталя и вычурных форм. Строгий стеклянный прямоугольник, лаконичная надпись… Где-то даже пролетал слух, что оболочка «Chanel №5» в чем-то сродни водочному штофу, но наверняка утверждать не берусь. В аромате сплелись ноты нероли, иланг-иланга, бергамота, лимона, жасмина, ландыша, розы… А еще амбры, сандалового дерева — перечислять всё 80 компонентов первого издания долго. А ноты базы и шлейфа я опишу у парфюмерных произведений, что будут дальше, и скоро вы поймёте, почему. Это открытие не относят к дому Шанель...
Дальше Михаил Афанасьевич привнес по тексту тот дом ароматов, с которым я доселе не сталкивалась лично, так сказать 🙄
Что же «Гэрлен», он же Guerlain, мог предложить нам в булгаковском «Женском магазинчике» из парфюма?
Думаю, даже если его там не было, стоит отметить "Jicky" (1889) — первый, как его тогда называли, «современный» унисекс-парфюм с кумарином (синтетическое вещество) в составе. (Хотя сейчас он позиционируется как женский аромат). Его современность как раз и заключалась в том, что к натуральным экстрактам добавили синтетику… И заявили, что парфюм подходит и для женщин, и для мужчин — да это почти революция (!) в мире строгих рамок «девочки направо, мальчики — налево».
Но не только таким открытием Guerlain обогатил современный мир парфюмерии. Именно Эме, сыну основателя парфюмерного дома Герлен, мы обязаны открытием парфюмерной пирамиды из трех элементов — начальной, базовой ноты и шлейфа. Впечатляет!
Теперь и стоит упомянуть то самое разделение на ноты. Итак, симфония ароматов в Jicky от Guerlain!
Верхние ноты: Розмарин, мандарин, Бергамот и Цитрусы.
Ноты сердца: Тонка бобы, Лаванда, Корень ириса, Базилик и Жасмин.
Ноты базы: Специи, кожа, Сандаловое дерево, Амбра, Бензоин, Ваниль и Палисандр.
И если с ароматом от Шанель я знакома, то этот, погрузившись в его историю, захотела если пока не приобрести, то хотя бы вдохнуть и прикоснуться к легенде. А там — вдруг это будет любовь с первого вздоха?
Сегодня наш парфюм-квартирник полон сюрпризов, для меня так точно. И если Булгаков, возможно, умышленно собрал хоровод из «заморских» названий вожделенных флаконов, то мне даже как-то стало стыдно. Я признаюсь — не знала, что «Мицуко» — это название парфюмерной композиции… Тоже от Guerlain!
Этот аромат также по праву легенда. Легенда и по происхождению, и по сопутствующей истории.
Легендарность в создании — шипровый аромат впервые позиционируется как фруктовый шипр. При разработке аромата создатель, на сей раз Жак Герлен решил внести к натуральным компонентам синтетическую ноту персика (если верить интернет-ресурсам, это альдегид С-14, но тут лучше довериться бОльшим специалистам, чем я и развлекательно-одеколонные статьи). Кстати, этим нововведением их модно-парфюмерный дом тоже обогнал Шанель с её композицией №5.
Даже само название аромата, имя японской девушки «Тайна», как бы обозначает нам его характер — изящность, лёгкость, некоторая расплывчатость, неопределённость… Именно так описывают аромат те, кто с ним знаком — наплыв нот, из симфонии которых сразу что-то выделить сложно.
Мицуко, в честь которой якобы и был назван аромат — главная героиня романа «Битва» (под авторством Клода Ферреро/ Фарера, встретила оба варианта псевдонима), будучи женой японского адмирала ждёт с войны двоих — и мужа, и его друга. Опуская моральные аспекты и грустный финал истории, вернёмся к аромату и его «пирамиде».
Mitsouko от Guerlainв верхних нотах: цитрусы, жасмин, бергамот, роза. Средние ноты: сирень, персик, жасмин, иланг-иланг, роза. Базовые ноты: специи, амбра, ваниль, корица, ветивер, дубовый мох.
Кстати, с дубовым мхом вышла не то, чтобы оказия, но его стали запрещать использовать в композиции. Поэтому, как пишут некоторые знатоки и ценители парфюмов и ароматов, «Мицуко уже не тот, что прежде».
Еще несмотря на то, что это произведение искусства в области ароматов обожал сам Чарли Чаплин, почему-то мне не захотелось его «пригубить». Возможно, это пока… Возможно, кто-то из Вас любит этот запах и рекомендует к ознакомлению…
Но всему свое время, а джентельмены за столиком вишневого дерева ждут нашего возвращения из мира грез и парфюмов!
… Мы с вами возвращаемся аккурат в тот момент, когда Булгаков недоуменно интересуется:
-Сэр Уильям, духи, платья, это всё прекрасно… Но у меня два вопроса: неужели только красота важна в делах любви? Да и зачем вы позвали этих ребят? Спору нет, у них есть свой стиль, но...
Шекспир встал, тяжело отодвинув кресло в сторону, поправил винного цвета подушку… Вздохнул и задумчиво, полушепотом начал:
My mistress' eyes are nothing like the sun;
Coral is far more red than her lips' red;
If snow be white, why then her breasts are dun;
If hairs be wires, black wires grow on her head.
I have seen roses damasked, red and white,
But no such roses see I in her cheeks,
And in some perfumes is there more delight...
...
Сэр Уильям снова вздохнул.
-Мой друг, читайте сонеты. Там я всё уже сказал — ни красота губ, или очей, что подобны солнцу, шелковых прядей, ароматы райских садов ничего не решают. Это как будто дано свыше. Как еще это на русском пояснить? Впрочем, этот мой сонет очень неплохо перевёл Самуил Маршак, кажется? Милая ступает по земле… Да, очень неплохо. А ребята написали песню, вдохновившись первой строкой моего сонета. Вот и весь секрет, давно хотел послушать вживую...
...Призрачные видения истаяли в утренней дымке… Из телефона доносилось вступление песни Би-2 «Из Шекспира».
Ее глаза на звезды не похожи,
В них бьется мотыльком живой огонь,
Еще один обычный вечер прожит,
А с ней он каждый раз другой.
Виденьем поделилась Дина. Всем парфюм-привет и до новых встреч-историй!
Комментарии
Рада, что формат пришёлся Вам по вкусу!
И да, сейчас вот задумалась о том, что чем-то «серьёзным люксово историческим» я с удовольствием бы себя побаловала!
Всем — точно нет, и жалко, и не нужно столько))
Спасибо за прочтение и добрые слова!
Так тепло от слов про внутренний мир, спасибо огромное!
Это эссе — маленький шедевр сам по себе.
Неужели все эти особенности нот и звучания парфюма — самостоятельно приобретённые знания?!))
Может, посоветуете литературу в этом ключе?) который раз ловлю себя на мысли, что мне очень не хватает хороших источников информации (
Особенности нот при необходимости просто гуглю, что-то узнаю от парфблоггеров. На главном сайте про духи всегда есть техническая информация, про пирамиды, даты, парфюмеров и тд, чего не нахожу там, ищу просто по интернету. Не ленюсь, так сказать.
Если честно не смогу ничего сказать про литературу, сама ещё до неё не добралась, в основном она не переведена на русский язык, и если на английском я ещё смогла бы почитать, то на французском точно нет.
Так что я дотошный любитель самоучка))
А какие парфблоггеры стоят того? Просто если декоративной косметикой увлекаются многие, то, к моему удивлению, парфюмом как раз единицы…
Наверное, это сложнее.
А про литературу на французском — отдельное спасибо. Я когда-то учила его, может, попробую поискать что-то интересное — если найду и пойму — обязательно поделюсь!))
На книги меня хватит, но, возможно, когда-нибудь…
Ух, целых два раза, я впечатлена 😊
Спрошу, как у любителя хорошей парфюмерии — вы примеряли кого-то из троицы? Я решила свести знакомство с Guerlain, составляю списки, с чего начать!
«Шура, вы любите одеколоны?» )
Пока Лева в своих реалиях)
до поры до времени)))И я, и я в восторге! :D
Как так вышло, что ты до сих пор не знакома ни с одним ароматом дома Герлен?))
Да и как-то без интереса — что-то понюхаешь, а оно как даст в нос, я обычно наугад достаю что-то тяжёлое и восточное, если только на флакон смотреть))
А что значит «опопсили» Шалимар?))
На поток пустили или запах попортили? Просвети меня-тыкву, пожалуйста))
Но если тебе нравится «просто сладенько», то попробуй современный Шалимар Суфль)))
Спасибо за объяснения! Ваниль люблю вообще, буду тестировать и пробовать. Как-то раньше не складывалось, потому что на коже тяжело запахи люкса раскрывались. Может, не по возрасту, может, просто не подходили.
Но что-то из Guerlain, именно запахов, я точно протестирую и куплю. Жаль, у нас нигде наборов миниатюр нет. Я б вот просто не нюхая купила бы!
Не думала, что так проникнусь — некоторые флаконы мне уже снятся!)
Я по описанию до Мицуко не доросла, но сам бренд Guerlain с учётом открытий в мире парфюма мне очень интересен, буду искать наборчики миниатюр себе, если они делают)
Спасибо!
Ну, и Би-2 с Булгаковым тоже. И (пока заочно) полюбила Guerlain.
Ох, песня знаковая!))
Читаю все твои посты, мои сердечки уже там, скоро доберусь до уточнений по шампуню — как раз ищу себе новые линейки…
Очень люблю Булгакова, в своё время он открыл для меня целый волшебный мир))
Признаться, тоже не знала, что Митсукр не Шисейдо, казалось бы японское имя… эх, век живи, век учись)))
Спасибо за эссе — образовательно и увлекательно))
Я теперь тут реже, но всегда одним глазом читаю все твои посты, скоро доберусь до комментариев, надеюсь…
В общем, спасибо, что всегда рядом, я тоже — но не так заметно, анонимными сердечками))
С Вашим творческим потенциалом уровень деталей был максимально ярким и графичным, я уверена))
Как дивное произведение.
Мне кажется, на этой встрече присутствовали четверо, в дальнем углу комнаты, в полумраке сидела высокая, худая девушка с тонкими чертами лица, лишь отблески пламени от камина выдавали ее присутствие. Она сидела тихо, как зачарованная, и наблюдала за сюрреалистичной встречей великих.
Рада, что ты не пропадаешь!
Да, встреча получилась сюрреалистичная и на диво реалистично представилась — так что, возможно, девушка и сидела где-то в дальнем углу 😊