Продолжение рассказа о моём втором визите в бутик и музей парфюмерии Parfümane в Стамбуле. Здесь опубликованапервая часть, а самые-самые первые впечатления от знакомства я изложила в этом посте. И рекомендую сначала ознакомиться с ними, а затем уже перейти к финалу повествования...
… Что касается музейных экспозиций. Коллекция обширнейшая! И Ясир даже не с первого раза сумел озвучить приблизительную цифру. Порядка трёх сотен – это только то, как я поняла, что экспонируется на Капалы Чаршы. А ещё есть то, что хранится в собственных архивах.
А ещё то, что недавно обнаружила семья Кантарджы и выкупила у антиквара, который, как мне кажется, даже после «опознания» предметов не осознал их истинной ценности. А по сути – они бесценны, потому что это предметы, которые принадлежали первому в истории Турции официальному парфюмерно-косметическому мануфактурщику Ахмету Фаруки, фактически – основателю этого сегмента индустрии в стране. О нём я немного писала в предыдущем обзоре и уже не буду углубляться в детали относительно его персоны. Лишь напомню тот факт, что ещё совсем недавно считалось, что практически всё принадлежавшее имущество Фаруки – я имею в виду образцы продукции и рецептуры, инструменты, бизнес-документы и т.п. – когда-то (достаточно давно) сгорело в пожаре.
Как оказалось: всё, да не всё – предприимчивый бизнесмен имел несколько офисов. Часть сокровищ (вот именно так: сокровищ) Фаруки готовится экспонироваться отдельно, а часть уже представлена в музее Parfümane. Например, этот невероятный раскладной кейс (на фото ниже) со множеством отделений, полных колб с образцами масел и эссенций, мерных ложечек и других инструментов. Этот набор Фаруки, как и многие его коллеги (впрочем, и родственник, у которого до самостоятельной карьеры работал Фаруки на Египетском базаре) создавали персонализированные индивидуальные ароматические композиции – ещё задолго до того, как парфюмерия обрела промышленные масштабы. Традиция, кстати, давняя, уходящая корнями вглубь веков.
И гигантский алембик, который я уже показывала на фото, тоже принадлежал Фаруки. Потерла на удачу его медную макушку: парфюмером я, конечно, стать не стремлюсь, а вот доля славы в качестве парфюмерного обозревателя и исследователя ароматной стороны Турции мне будет приятна 😊
В планах Parfümane – создание в бутике на Большом базаре аналогичного набора, с которым мог бы поупражняться любой гость, желающий составить из масел свою собственную композицию.
Вспоминая историю другого турецкого бренда, Alghabra, и там я нашла отсыл к традиции смешивания масел: отец создателя бренда полвека назад занимался тем же самым. Только это не было настолько массовым и ширпотребным, как сейчас: «фишка» с маслами обрела популярность как бесспиртовой (халяльный) бюджетный вариант с использованием звучания известнейших нишевых хитов. «Разливуха». Быстрые деньги. Что уж говорить: даже крупные европейские концерны идут на поводу у этого тренда – швейцарский Luzi, французский Argeville и иже с ними поставляют в том числе в Россию десятки и сотни литров «исключительно восточных» масел про «баккару», «кирке» и «эрбупуру»… А дорогие эссенции требуют мастерства и терпения; их в холле ТЦ и уж тем более на «Садоводе» вам не нальют…
А теперь на время вернёмся в древнейшую историю – с экскурсов в которую начинается экспозиция музейной части Parfümane на Большом базаре. Для меня стало открытием, что первые флакончики делали… из бараньих/овечьих кишок. Правда, представленный на фото ниже экспонат оригиналом не является – это новодел, над которым мастер бился очень долго, пытаясь повторить так, чтобы это выглядело действительно аутентично.
И вот ещё примеры таких органических в прямом смысле емкостей. Правда, эти уже с бирками и номерами, соответственно, имеют историческую и культурную ценность:
Бейкозское стекло. Отдельная уникальнейшая история Османской империи и Турции. О нем я тоже вкратце рассказывала в предыдущем обзоре. А в беседе с Ясиром узнала, что изначально это были флаконы… для слёз! Даже удлинённые флакончики длиной в 10-15 см из-за особенностей технологии изготовления вмещали буквально 2-3 мл. Наполненные, они были свидетелями любовных историй, а также рассказывали о тесной связи и преданности членов семей, скучающих в разлуке… Однако, как это ни печально, даже при всех современных технологиях повторить такие флаконы оказалось невозможно. И сто с лишним лет назад каждый флакон из Бейкоза был уникальным и единственным; он выдувался мастером-стеклодувом и украшался вручную. Кажущийся базовым узор из насечек и рисунков всегда был уникальным – повторить точь-в-точь такую поистине ювелирную работу было сложно.
У меня бешено колотилось сердце, в горле встал ком, я забыла, как дышать, и даже была готова заплакать, когда несколько исторических реликвий покинули закрытую витрину и оказались прямо передо мной… а потом и у меня в руках. Я не знаю, как словами передать эмоции от прикосновения к такой истории! Иначе как чудом это не назвать: где и когда ещё мне бы представился такой шанс?! Практические невесомые, кажущиеся «полнотелыми», но вместе с тем тончайшие и хрупкие, немые свидетели тех далёких лет, когда османские стекольщики, обучившиеся в Венеции, сделали не копию и подобие, а создали свою собственную легендарную продукцию.
Два с лишним часа за беседами и в исследованиях ароматных сокровищ Parfümane пролетели незаметно. Говорили о многих тонкостях парфюмерной индустрии, которые я по ряду причин оставляю «за кадром». Я жадно внимала истории османской парфюмерии, но тоже не буду описывать все – только потому, что отчаянно желаю, чтобы каждый из читающих, оказавшись в Стамбуле, обязательно посетил бутики Parfümane и сам услышал некоторые подробности. И, конечно же, я дала себе слово, что во время следующей поездки обязательно снова приду сюда – пусть это будет прекрасной традицией: ведь пространство Parfümane уже стало одним из моих стамбульских «мест силы».
В ближайшее время (очень на это надеюсь!) российский парфюмнет пополнится еще, как минимум, одной публикацией о Parfümane: в сентябрьской поездке в ароматную индустрию Турции я погружалась с Дарьей Фессалоникой (по факту – была ее проводником), которая вернулась в редакцию одного из крупнейших порталов о парфюмерии. Ждем-с!
Комментарии
Какие флаконы «для слез» хрупкие и прекрасные, великолепие во всей красе!
Все-таки когда кто-то рассказывает и показывает, когда разговор и по делу, и по душам, это трогает неимоверно!
Как говорится, — будете у нас в Стамбуле… 🤗
Спасибо вам за рассказ и погружение в атмосферу)
Однозначно делаем «засечку» на посещение такого необычного места… если, конечно, оно доступно для свободного посещения)
Да, место для свободного посещения, а т.к. оно объединяет и музей, и бутик, никакой платы за посещение экспозиции нет (и не будет ).
Можно даже просто, порассматривав флаконы, сесть на диванчик и «залипать» дальше
Надо, точно надо!
Да, место замечательное, я бы даже сказала — знаковое, пожалуй, только французские музеи могут превзойти этот по количеству экспонатов. Но и здесь можно читать исторические лекции и часами разглядывать флакончики
А еще нюхать, нюхать и еще раз нюхать