Когда поисковик по запросу «музей парфюмерии в Стамбуле» выдал мне точку на Большом базаре (Гранд базаре, Kapalı Carşı), я поначалу не вдохновилась, потому что базар давно стал исключительно объектом для посещения в качестве исторического атмосферного места. Цены там неприлично высокие, а одежда и аксессуары – сплошь закосы под известные бренды, умелые реплики и кривые подделки. Я думала, что так гордо себя именовал какой-нибудь магазинчик разливных масел и опять же фейковой люксовой парфюмерии, коих на Гранд базаре – десятки. Но как же я ошибалась!
Parfümane – именно так называется это место, объединившее музей с сотнями интереснейших флаконов, ольфатекой (осмотекой) и бутик парфюмерии одноименного бренда. Создатель – Бекир Кантарджы (Bekir Kantarcı), известный в Турции и на Ближнем Востоке коллекционер, интересы которого на самом деле простираются дальше парфюмерии: ювелирный бизнес и предметы искусства, исторические исследования и музейно-выставочная деятельность.
Основу экспозиционной части составляют десятки, если не сотни интереснейших антикварных сосудов для ароматических смесей и флаконов; стенды рассказывают об истории парфюмерии, начиная с Тапутти – жительницы древней Месопотамии (1200 годы до нашей эры), которая на сегодняшний день считается первым известным истории химиком и парфюмером.
Флаконы духов подобны храмам, которые скрывают тайну ароматов, вызываемые ими волнующие или успокаивающие чувства, а также великолепие невидимых следов различных культур и периодов человеческой истории. Каждый флакон духов является произведением искусства, которое проливает свет на историю, образ жизни, традиции, художественное самовыражение и культурное развитие периодов и обществ, в которых они были произведены.
Мой перевод части текста со стенда
Флаконы собраны по всему миру, и здесь не нашлось ни одного, виденного мной ранее! Многообразие форм и элементов декора завораживает. Начиная от простенькой глины до искусно расписанной керамики, от изящных «графинчиков», ажурных бахурниц и заканчивая прообразом современных флаконов из стекла с миниатюрными этикетками.
Нескольким флаконам, больше напоминающим небольшие кувшины, посвящён отдельный стенд. Оказывается, это первые османскиестеклянные сосуды для масел и ароматических смесей. История производства такого стекла начинается в самом начале XIX века, когда Мехмет Деде по распоряжению султана Селима III отправился в Италию изучать технологии изготовления венецианского стекла. Первые мастерские появились в районе Бейкоз и в достаточно быстрое время наладили производство высококачественного стекла, которое впоследствии стало легендарным и чуть менее известным, чем, например, изникские изразцы. Стекло из Бейкоза стало одним из символов позднеосманской культуры и искусства. «Ароматический» ассортимент не ограничивался только такими «кувшинчиками» – в Бейкозе изготавливали тонкие изящные, похожие на кристаллы, «пальцы» для самых дорогих эссенций, специальные флаконы для розовой воды и многое другое.
Здесь же представлено несколько старинных алембиков, а также кое-что из фармации, которая одно время соседствовала с парфюмерией.
Оказывается, несмотря на тесные связи с Европой, в Османской империи спирт в парфюмерии не использовался аж до последней четверти XIX века. Османская парфюмерия традиционно состояла из ароматизированной воды с добавлением розы, ладана и амбры, чистых ароматических масел, таких как агаровое дерево, амбра и мускус, паст, изготовленных из различного ароматического растительного сырья, и ароматических шариков «шеммаме» (şemmame). Но как только в Европе до достаточного уровня развилась спиртовая парфюмерия, османы наладили подобный бизнес и у себя. Причём, с учётом конкуренции и необходимости привлечь внимание именно к своему продукту. Поэтому большинство новых фабрикантов особенно тщательно продумывали упаковку.
Одним из предпринимателей, основавших первый османский парфюмерный бренд, был Ахмет Фаруки, которого считают сегодня основателем османской/турецкой парфюмерно-косметической промышленности в 1894 году. Ему принадлежали большой магазин в стамбульском Султанхамаме и фабрика в Ферикёйе. Компания Farouki (написание на египетский лад, т.к. Фаруки, будучи уроженцем Стамбула, имел египетское происхождение), предлагавшая продукцию высокого качества в стильной упаковке с элегантными этикетками, была способна противостоять парфюмерным компаниям в Европе в качестве конкурента и даже представляла свою продукцию на многих европейских парфюмерных ярмарках и выставках в начале 1900-х, увозя главные награды. Очень быстро Фаруки освоил производство всех популярных в то время парфюмерно-косметических и гигиенических средств, став примером импортозамещения в Османской империи. Вообще, его видение основного бизнеса (ещё у него были автобусная компания, своя газета) можно считать революционными для того времени: например, он дал локальные названия многим европейским средствам, чтобы они были понятны местным; он также беседовал с дамами в возрасте, сохранившими свою красоту, и тщательно записывал их рецепты, чтобы затем использовать в разработке промышленных формул. Конец империи и рождение республики пошатнули бизнес, однако Фаруки не оставил его (хотя вел дела и в других отраслях), просто сократил. А с 1942 года его сын Нихал продолжил семейное дело и… совместно с немецкой компанией Beiersdorf начал производить в Турции средства марки Nivea. Увы, в конце 1950-х бизнес всё же прекратил своё существование.
Но вернёмся к Parfümane и Бекиру Кантарджы. Много лет изучая всё, что связано с парфюмерными и ароматическими традициями в Османской империи, он и сам начал создавать парфюмерию, основываясь на старинных описаниях. Результатом работы его как парфюмера и его команды стали несколько коллекций восточных масел и привычной сегодня спиртовой парфюмерии.
Масла:
Коллекция Beykoz – это вдохновение всемирно известной уникальной стеклянной посудой и флаконами. Масло, 10 мл, в стеклянном флаконе-«пальце», точной копии исторического османского хрустального флакона Beykoz. 180 долларов
Azitane Istanbul – 10 мл в красивом флаконе, украшенном пейзажем Стамбула с Айя-Софией.
Коллекция Kiswah – 6 мл, 45 долларов. Линия высококонцентрированных масел, посвящённая покровам Каабы, своеобразное обращение к духовным ценностям и практикам.
Коллекция Ottoman Perfume – посвящения знаковым турецким и османским явлениям, символам, людям – в коробочках, оформленных с использованием мотивов турецкого орнамента, в форме исторического флакона XIX века. 10 мл, 60 долларов.
Коллекция Pure Natural – чистые мономасла: иланг, сандал, уд, тубероза, турецкая роза и др. от 18 долларов за 1 мл.
Коллекция Misk – 6 мл, 26 долларов. Традиционная восточная парфюмерия (миски обязательно должны быть халяльными), но с османским дворцовым уклоном.
Спиртовая парфюмерия:
Oriental Collection вдохновлена культурой Ближнего Востока, своеобразный мостик между Востоком и Западом. Eau de parfum, 90 мл, 150 долларов. Увидев именно эту коллекцию в другом магазине, я стала «копать» дальше и глубже, так и очутилась на Гранд базаре. Увезла с собой один из шести ароматов Oriental Collection.
Nostalgia: «Эта коллекция воскрешает самые прекрасные моменты, напоминает вам о прошлом, возвращает вас в детство, заставляет вас на мгновение неожиданно забыть о старых историях, напоминает о том, кто вы есть, через чувства, несущие следы прошлого» (из официального описания; перевод мой). Perfume cologne, сплэш, 200 мл, 60 долларов. Роза, амбра, лаванда, лабданум (ладанник) – то, с чего и начиналась турецкая парфюмерия сто с небольшим лет назад.
Dolmabahçe Palace в круглых флаконах-шариках с пульверизатором-грушей – четыре женских аромата. Parfum, 75 мл, 110 долларов. Флаконы ручной работы, перезаполняемые.
Parfümane Blends – линейка достаточно свежих европеизированных extrait de parfum, но с турецким бэкграундом. 50 мл, 90 долларов.
Traditional essence – 10 мл, спрей, 30 долларов. Четыре аромата, в основе которых, опять же, традиционные для Османской империи компоненты – роза, мускус, амбра, уд.
Плюс здесь же представлены разнообразные бахуры и более привычные нам интерьерные ароматы в виде диффузоров.
Ну, и наконец, осмотека – небольшая, но интересная.
В ней представлены образцы натуральных и синтетических душистых веществ – как достаточно распространенных (корица, гвоздика как пряность), так и редких (животного происхождения). Как по мне, такой формат, конечно, удобен: герметичный сосуд, помпа за счёт воздуха дает «движение» эссенции, которая отпускает запах, но не выветривается. Но не очень-то гигиеничен.
По факту, экспозиция Parfümane является первым в Турции музеем парфюмерии. Конечно, в ряде более известных музеев можно встретить экспонаты ароматного толка, но это единичные экземпляры. А вот специальная экспозиция – только в Parfümane. Так что интересующимся парфюмерией настоятельно рекомендую заглянуть сюда! Вход – с улицы Везирханы (где обелиск Чемберлиташ и одноименная трамвайная остановка), ориентир – известнейший ресторан Нусрета Гёкче Nusr-Et, он буквально в нескольких метрах от входа; заходите прямо в ресторан, обходите его периметру и оказываетесь как раз в Parfümane.
И небольшая видеозарисовка («стоячая», т.к. сделана для нельзяграмма)
Благодарю за внимание!
Обещаю вернуться в скором времени с традиционными обзорами ароматов 😚
Комментарии
Об одном жалею — не сразу навела справки про это место, поэтому знакомые не успели «сконнектить» меня с владельцем. Из его уст рассказы бы звучали интереснее 😍
Ну а если будете в Стамбуле, обязательно посетите это место!
Этот прекрасный познавательный текст написан на русском для аудитории, читающей на русском — стало быть, правила русского языка соблюдаем и уважаем :) А фонетика та же :)
Автору еще раз — искреннее спасибо!
И Капалы Чаршы напишу через Ы И много других турецких имен собственных, написание которых в соответствии с турецким произношением может противоречить русской грамматике.
В данном случае в отношении меня ТП — не «тупая п****», а турецкая привычка
Неграмотные посты я не читаю вообще, ну вот такой фильтр.
Автору — спасибо, всем — мир!
В отношении иностранных имен собственных я четко придерживаюсь позиции указывать их по-русски так, как они звучат в оригинале, например, памятуя о том, что Наталья и Наталия — разные имена, Геннадьевич и Геннадиевич — разные отчества, а к ударению в фамилии Александров многие относятся весьма критически (у меня есть знакомые, которые считают, что он АлексАндровы, а есть и те, что до готовы биться на крови за правильное произношение на последний слог). Ну а несчастная Натали Фейстауэр сто раз икает каждый раз, когда ее фамилию пишут как Фейстхауэр… Турецкого ğ это тоже касается — проверено не раз на многочисленных знакомых. А в отношении произношения h в курдских именах собственных мои друзья просто готовы биться головой о стену…
Пост обязательно будет! 🤗 Но я еще даже не распаковала — гипернасыщенная поездка получилась, не отдохнула, а еще больше устала 😆
Флаконы сгруппированы по периодам, но если бы еще отдельно подписали часть флакончиков… К сожалению, ребята-консы там не очень англоговорящие и в основном заточены на продажи…
Очень рада, что нашла это место! Хотя для знакомства с другими локальными брендами надо побегать по городу…
Обратила внимание, что во все времена красоте флакона уделялось особое внимание. Не только содержимое важно… Не удивительно, что и сейчас многие не могут пользоваться безликими отливантами.
А уж историческая красота завораживает! Особенно когда понимаешь, сколько этим скляночкам лет и как они умудрились сохраниться…
Вот абсолютно не интересуюсь парфюмерией, а с таким удовольствием прочитала пост)
Изучение флаконов, бахурниц, фармацевтических штучек из прошлого — для этого не обязательно быть интересующимся исключительно парфюмерией История искусства — сегодня эти баночки-скляночки действительно можно считать таковыми; наверное, по некоторым образцам можно изучать даже изобразительное искусство или историю типографии — каждый найдет для себя «точку соприкосновения»
Стамбул — многолик и прекрасен, в каждой поездке открываю что-то новое для себя. При том, что уже ездила 13й раз (и даже жила в этом славном городе два года)… Поэтому составляйте список мест для посещения сразу на несколько поездок вперед А лучше – езжайте сразу на месяц, например; за среднестатистические 5-7 дней всё интересное и «вкусное» не изучить. Если город украдет душу — то не наездишься потом
Город души и сердца, обожаю его!
Ну а если будете в Стамбуле, обязательно посетите!
Цена только удручающая… Я бы с удовольствием обзавелась еще каким-нибудь ароматом Dolmabahçe Palace, и Asitane Istanbul бы взяла, хотя и не очень люблю масла…