Я уже рассказывала об этом замечательном стамбульском месте – уникальном пространстве Parfümane, объединившем бутик и музей парфюмерии. В красивые места я обязательно возвращаюсь, и, что касается Parfümane, – первый мой визит был очень коротким, а знакомство – поверхностным, поэтому я просто обязана была вновь заглянуть сюда. В сентябре я наведалась на Большой базар в Стамбуле ещё раз и – это просто счастливый случай! – даже познакомилась с сыном создателя Parfümane Ясиром и его очаровательной супругой.
И в этот раз у меня случилось практически полное «погружение» в удивительный мир Parfümane, благодаря которому впечатления остались незабываемые! Заодно я пересмотрела своё отношение к парфюмерным маслам… Но прежде, чем читать этот опус, прочитайте (если ещё не читали) мой первый обзор, написанный несколько месяцев назад после первого визита в Parfümane, чтобы составить общее впечатление о бренде, бутике и музее, а потом уже изучать вновь открывшиеся детали и интересные факты.
(И, да, сразу об актуальном вопросе про написание/произношение. Если в турецком это «шы», то и по-русски я напишу также. Потому что и я сама, будучи по жизни Евгения, по загранпаспорту Evgeniia, остаюсь за границей Евгенией, а не Евдженией, и уж тем более я никогда не была и не буду Евгенииа или Евдженииа)...
В беседе за чашкой чая, а потом кофе, а потом снова чая (ну, здесь так принято 🤗 ) я задавала массу вопросов. И первый, конечно же, касался «рождения» Parfümane как парфюмерного бренда и бутика.
Оказалось, что создатель бренда – известный в Турции коллекционер, искусствовед, дизайнер Бекир Кантарджы – увлёкся созданием масляных ароматических смесей еще в середине 1990-х, а не решил создать ароматный бизнес «вчера» на волне резко возросшего интереса к восточной парфюмерии.
«К моменту моего рождения, – рассказывает 27-летний Ясир, – отец уже создавал масляные ароматы. Это было и увлечение, и исследование истории, и предтеча создания бренда». Но, несмотря на то, что все композиции (и масла, и спиртовые) созданы Бекир-беем без привлечения сторонних парфюмеров, специальное образование он за все эти годы так и не получил. А вот Ясир отучился в GIP, и теперь, помимо работы с семейным брендом, преподаёт на парфюмерных курсах продолжительностью 3 месяца при университете Бахчешехир. «И найти любовь, думаю, мне тоже помогло прекрасное масло из наших коллекций», – поделился молодой человек, одаривая взглядом, полным любви и уважения, свою супругу, на что она, слегка смутившись и кивая, отвечает подтверждением. Ароматы – всё-таки мощное прекрасное «оружие», действенность и силу которого мы порой недооцениваем...
Что ещё удивило: при кажущейся «промышленности» бренда, он остается крафтовым. Вся продукция выпускается ограниченным тиражом. «Были времена, когда вся семья – и отец, и мама, и брат собирались вместе не чтобы поужинать в кругу семьи, а чтобы собирать очередную партию: один разливает, второй клеит этикетку, третий собирает коробку», – с улыбкой делится Ясир. Но теперь у Parfümane есть штат сотрудников, которые как работают в бутиках, так и на сборке продукции. Консультантов, которых я встретила в бутиках (а их уже два в Стамбуле, об этом – ниже), отличает хорошее владение английским и полное погружение в тему – от коллекций бренда до истории экспонатов. Более того, встретила в числе консультантов даже достаточно продвинутого турецкого парфюмерного youtube-блогера.
Есть и собственное оборудование, но оно не призвано полностью заменить ручной труд, а лишь предназначено в помощь. Поэтому время от времени большинство коллекций производятся небольшими партиями – флаконов по 100. А некоторых масел – и того меньше. «Мы практически по всем странам, где производится уд и другие масла высокого качества, стараемся найти лучшие. Но случается, что нам присылают уже разбавленное», – досадует Ясир. Опытный нос и глаз и те не всегда смогут сразу это определить, поэтому на помощь приходит хроматограф, благо, таких аппаратов в одном только Стамбуле куда больше, чем по всей России. Хроматография дорогая везде, но, если речь идёт о дорогих компонентах, вопроса исследований не стоит. Поэтому и конечный продукт отличается ценой от того, что разливают на том же Гранд базаре буквально за углом, рядом с горками специй и прилавком с локумом, превращая старинный ритуал, который сродни алхимическому, в развлекательный аттракцион для туристов.
Несмотря на крафтовое производство, вся продукция прошла регистрацию в Минздраве Турции, а также внесена в ÜTS (Ürün Takip Sistemi; Product Tracking System) – систему Министерства таможни и торговли Турецкой Республики, которая обеспечивает учёт всего, что произведено или импортировано в стране, для повышения прослеживаемости продукции и создания безопасной торговой среды. Аналог нашего «Честного знака», который пока охватывает далеко не все категории товаров, однако с прошлого года ставший обязательным для произведённой и ввезённой парфюмерии.
Отдельно хочется отметить дизайн. Замысловатые узоры, которые вместе с тем отличаются строгой симметрией, часто точно-геометрической, завораживают. Всё оформление – тоже работа Бекир-бея. Так что в собственном бренде он реализует все свои творческие способности, возможности и фантазии. Но всё – с отсылом к декорам ближневосточного, османского и ранне-турецкого периода. Причём это такой Восток, который не пафосничает чрезмерным украшательством, как многие современные арабские и некоторые турецкие бренды; это выдержанная лаконичная изысканная манера декорирования коробок, этикеток и флаконов.
Безусловно, зашёл разговор о бестселлерах и фаворитах. У Ясира одним из них оказался… Sacred Palace из Oriental Collection. Тот самый, что я привезла для себя из майской поездки. Невероятное совпадение! А вот в новом бутике-салоне в качестве самого популярного аромата этой коллекции мне озвучили Desert Prince.
Новый бутик открылся в районе Нишанташы, где сосредоточены самые дорогие магазины. Напротив Parfümane – бутик Louis Vuitton, так что уровень можете представить (ну, и точно не заблудитесь 😋 ). Перед входом источают ароматный дым огромные бахурницы, в которые закладывают именно те бахуры, которые продаются здесь, а не что-то купленное на стороне в качестве бюджетного «расходника». Так что качество удов можно оценить, даже не заходя в бутик.
Он меньше того, что на Большом базаре, немного отличается наполнением. Более того, в качестве витрин здесь используется антикварная мебель, что привносит особую атмосферу.
И, конечно же, как и во флагманском бутике, здесь нашлось место и для парфюмерных редкостей в виде старинных флаконов, и для современных экспонатов, но со старинным обликом, а также ювелирных украшений авторства опять же Бекира Кантарджы.
А ещё в аэропорту Ататюрка открылся «островок» Parfümane в специальной локальной зоне дьюти-фри Old Bazaar. Здесь, правда, представлен далеко не полный ассортимент, но самое «вкусное» и памятное можно купить, если вы не сделали этого в городе. Причём цены не сильно отличаются от городских, хотя остальные бренды накручивают «за место» и три, и четыре цены… И в аэропорту Сабихи Гёкчен есть полки – но там вообще «обрывки»; вот, правда, для такого бренда с идеей и эстетикой подобный вариант продаж – не вариант.
Здесь я сделаю небольшую паузу, чтобы «переварить» собственные эмоции, которые всколыхнулись и опять «через край», и чтобы не сильно утомлять вас чтением. Продолжение последует буквально через пару дней!
Комментарии
Упустила это место в Стамбуле, но в следующий раз попробую отыскать!
На Большом базаре. — ориентир ресторан Нусрета, никуда вглубь по лабиринтам базара идти не нужно 🤗 Обязательно посетите!
P.s. продолжение следует 🤗
Буду рада, если и через пару дней заглянете на продолжение 😘
Я по основному образованию журналист, и если что-то меня «цепляет», конечно же, пишу увлеченно и с любовью ☺️ Жаль, по основной работе приходится писать про коров и фермы 🥴, а отнюдь не про парфюмерию…
Это на самом деле еще не всё, что я хотела сказать 😅 Продолжение следует!
На основе музейной экспозиции там можно лекции по истории парфюмерии читать