Интересное
Лакомесяц Распаковочная Свотчинг Project Pan Переводы статей Обзор техники Хранение косметики Путешествия Осознанное потребление Подборки косметики Красота как бизнес Косметология и пластика Бьютигаджеты Аксессуары Уроки и мастер-классы Бьютиновости Глаза: тени, палетки, тушь Губы: помады, блески Лицо: тон, румяна, сияние Ногти: лаки, базы, топы Экологичный макияж Системы ухода Крем для лица Защита от солнца Патчи для лица Маски для лица Увлажнение кожи Экологичный уход Проблемная кожа Кислоты для лица Уход за лицом 35+ Массаж лица Руки и ногти Уход за волосами Уход за телом Ингредиенты и теория Ароматы для дома Арабские духи Новости Косметисты Авторы Косметисты
Рейтинг авторов Песочница
Бонусная программа Правила Связь с администрацией
welcome
бонусы
пептиды
гардероб️
улица роз️
санскрины️
бюджетно
на память
клоны‍
дорого?
свадьба
29.01.2026
2996

Скучный уход

Спасибо всем огромное за советы относительно ретинола. Перешла на 0.5 каждый день полет отличный. Но теперь у меня есть проблема — уход стал ужасно скучным. В работе сейчас ретинол 0.5 и увлажняющий крем вечером, и пептиды и увлажняющий крем с spf утром. Меня абсолютно устраивает состояние моей кожи, но беда в том, что у меня в запасе есть ещё всякое — гиалуроновая сыворотка, с витамином с, кислоты. Как быть, выделять под них отдельный день? Совместить пептиды с ретинолом? Помогите, пожалуйста

Лучшее за месяц

Комментарии

Idoneya 29 января 2026, 14:20
Ретинол можно смыть тоником через час, он успеет поработать и нанести все, что душе угодно, например пептиды, закрыть кремом, кислоты в отдельный день. Утром- вит С. Гиалуронка вообще со всем мешается. Я смываю третиноин, когда чистый использую, мне тоже скучно
kesa_kukka 30 января 2026, 01:31
Зачем смывать?) Можно же сверху нанести пептиды/гиалуронку, тканевую маску, до фига всего. Я без наезда, но просто я на третике лет 11-12, и знаю точно, что чем дольше он на коже, тем лучше работает. Идеально 8-9 часов, потом уже перебор, можно облезть.Уменьшать ради пептидов или чего-либо еще тоже смысла нет.Вот витамин С можно смывать, он как-раз проникает за пару часов в верхние слои эпидермиса, и остается в коже примерно на 48, аскорбиновая кислота, я имею ввиду. У Holy Land даже протокол есть такой с их сывороткой с вит С. Кислоты тоже можно смывать, они успевают поработать, не важно, это тоник/сыворотка или пилинг полноценный. Но ретинол/ретиноид не стоит, имхо.
Idoneya 30 января 2026, 10:59
Автор написала, что из за ретинола больше не может ничего наносить на кожу в эти дни. Это скучно. Ок. Ретиноиды можно смывать через час. Они успевают поработать. Если я использую третиноин через день и смываю у меня такая же степень раздражения и шелушения кожи как и при несмывании. Пептиды наносятся первым слоем. Иначе бесполезны. Гиалуронку и все, что работает на поверхности можно и на ретинол. Вит С не стала бы, он тоже должен поглубже пройти.
kesa_kukka 30 января 2026, 18:24
Время выдержки с ретинолом и ретиноидами важно, это же сигнальная молекула. Возможно, ваша кожа не так привычна, как моя, к третиноину, и в любом случае реагирует, но на протяжении времени это меняется, поверьте, и видно совершенно другие возможности воздействия ретиноидов на протяжении времени. Третиноин усиливает проникновение других ингредиентов. Я об этом и читала, и на опыте вижу. На 100 процентов про пептиды, конечно, не буду говорить, и возможно, вы правы, что первым слоем лучше, но тогда их можно до ретиноидов наносить, это схема давняя. Витамин С не может пройти глубже), он всегда в верхних слоях эпидермиса задерживается. Для этого достаточно пары часов. Гиалуронку, конечно, да, можно как угодно, согласна.
Idoneya 30 января 2026, 18:46
Я не буду по механизмам воздействия ретиноидов дебаты устраивать. Долго и бессмысленно. Если и есть смысл наносить что-то с ретинолом и не смывать, то это должен быть полноценный крем уходовый, а оставлять на коже гели или мази вазелиновые с одним компонентом- третиноином смысла нет. Можно конечно, но, повторяю в десятый раз- автор просила совет, как вписать в уход много средств. Я ей совет дала. И ее дело следовать ему или нет.
kesa_kukka 30 января 2026, 19:25
Крем наносится поверх третиноина. ) Третиноин это изначально лечебный компонент, и я бы ориентировалась на опыт дерматологов, все же. Хорошего вечера.
Mariyaist 30 января 2026, 10:40
Добрый день. Хочу спросить у вас, как у эксперта, можно ли наносить третиноин на область шеи и декольте, есть ли исследования, что это безопасно? Спасибо
Idoneya 30 января 2026, 11:02
Можно, тут только вопрос чувствительности кожи шеи. Концентрация меньше, реже, замешивать с другим кремом или наносить на другое средство. Вопрос только в чувствительности.
Mariyaist 30 января 2026, 11:06
Огромное спасибо! То есть при нанесении на зону декольте третиноин не окажет влияния на молочные железы?
Idoneya 30 января 2026, 11:07
Третиноин нельзя беременным и кормящим. И все
Mariyaist 30 января 2026, 11:23
Огромное спасибо, всегда внимательно читаю ваши сообщения
ShaLenka 30 января 2026, 12:06
С осени использую третиноин на шею, ТТГ пошел вверх (по сравнению с прошлым годом), в пределах нормы, но все же… Я струхнула(. Отменила.
Idoneya 30 января 2026, 13:10
Нет противопоказаний использования третиноина на шею. А решать каждому
ShaLenka 30 января 2026, 13:20
Знаю, что нет) Вряд ли кто-то проводил исследования! Но, вот со мной это произошло. Что стало причиной я не знаю. ТТГ всегда был стабильным. Остальные анализы в прошлогодних значениях и даже лучше. Так-что я отказалась от трета на шею. Сдам анализы осенью и посмотрю.
ShaLenka 30 января 2026, 13:22
Не хочу вносить смуту, но у меня изменился уровень ТТГ, после 5 месяцев использования третиноина на шею. Анализы сдавала в этот понедельник.
Mariyaist 30 января 2026, 14:02
Думаете, это от третиноина? Спасибо, я подумаю, а вам здоровья и хороших анализов
ShaLenka 30 января 2026, 14:18
Я не знаю от чего). Но анализ поменялся. Он в норме, но выше чем был. Поэтому, лучше сто раз подумать. Тем более, что третиноин чудес не сделает
Reiru 02 февраля 2026, 01:12
Здравствуйте. Извините, видела, что Вы мне задавали подобный вопрос по третиноину в другой теме, но не было возможности ответить.

Исследования по третиноину конкретно по шее и груди именно в плане анти-эйджа и буста синтеза коллагена я не встречала, но чтобы ответить на этот вопрос, они и не нужны: третиноин (да и другие его собратья-ретиноиды) имеет такое свойство, что на какую область его не нанесешь, он везде будет вызывать эффект анти-эйджа и буст коллагена, хоть на предплечье, хоть на внутренней стороне бедра (и это не фигура речи: отец современной дерматологии и со-изобретатель третиноина Альберт Клигман ради интереса проводил эксперимент по нанесению третиноина на внутреннюю сторону бедра женщин пожилого возраста (68-79 лет), чтобы понять, третиноин обращает вспять только старение кожи, вызванное воздействием солнца (т.н. «внешнее старение» (extrinsic aging)/«преждевременное старение» (premature aging)/«фотостарение» (photoaging))) или же на естественное хронологическое старение (т.н. т.н. «внутреннее старение» (intrinsic aging)) тоже способен повлиять. В результате (причем, как внешнего осмотра, так и изучения образцов кожи под микроскопом) он пришел к выводу, что третиноин оказывает позитивное воздействие и на «внутреннее хронологическое» старение тоже) [1].

Но если Вам все-таки нужны доказательства именно на этих конкретных областях, то есть статья по использованию ретинола (а это более слабый по своей силе прекурсор третиноина по сути) на шее для анти-эйджа – существенные позитивные изменения (как внешние, так и в микроскопии) после 12-16 недель использования (тут честно упомяну, что исследование было не независимое, а проводилось при спонсировании и участии небезызвестной Л’Ореаль, а также то, что в используемом продукте помимо ретинола был некий «концентрат трипептидов») [2]. Но тем не менее. О каких-то специфических негативных побочных эффектах (это я на щитовидку намекаю) в статье не сообщается, но радоваться рано, к теме щитовидки я еще вернусь ниже.

Касательно безопасности использования топических (наружных) ретиноидов вне лица перед нами предстает 2 вопроса: 1) системная абсорбция и 2) конкретное потенциальное негативное воздействие ретиноидов на железы, располагающиеся относительно близко под кожей в зоне нанесения (щитовидка+молочные железы).

Что касается системной абсорбции: в исследованиях по нанесению третиноина на большие площади тела чрескожная абсорбция оказалась несущественной и уровень концентрации третиноина и его метаболитов в крови существенно не отличается до и после нанесения [3,4]. Но здесь следует отметить, что выборки людей были небольшие, а также короткий срок проведения экспериментов – 2-4 недели. Есть более длительное исследование – наносили в течение 1 года, опять же обнаружено, что абсорбция незначительная [5], однако, там опять же очень маленькая выборка испытуемых, да и малая площадь нанесения – щека+лоб. В общем, пока можно сказать, что существующие на сегодняшний день литературные данные только дают надежду, что системная абсорбция третиноина несущественна, однако, говорить о 100% безопасности нанесения третиноина на значительные площади тела преждевременно в виду значительных ограничений проведенных испытаний. Заметьте, что если бы вопрос о системной абсорбции топического третиноина был бы для медицины окончательно решенным, то беременным и кормящим бы разрешили его использовать. Но нет.

Ладно, предположим, что системную абсорбцию отметаем. А что с близкорасположенными железами? Ну… Следует понимать, что большинство исследований по третиноину проводились на лице (что по лечению дерматологических заболеваний (акне, розацеа), что по анти-эйджу). Поэтому, да, третиноин является одним из самых хорошо изученных топических агентов…но преимущественно на этой зоне.

Что касается молочных желез (в смысле непосредственного нанесения либо вблизи) – данных нет. Т.е. никаких исследований по тому, что будет или не будет с молочной железой при нанесении ретиноидов нет. Потому что это совершенно неклассический сценарий применения данного препарата. Соответственно, нет оснований заявлять, что 100% третиноин никак не влияет на молочные железы и это 100% безопасно. Пока в литературе касательно груди третиноин рассматривается как один из потенциальных агентов для комби- терапии рака груди (но там, по-моему, это все in vitro эксперименты, да и это не совсем в ту степь по интересующему нас вопросу), а еще есть сообщения об успешном лечении гиперкератоза ареол и сосков (но опять же ученых не интересовало, что там происходит с железой, гиперкератоз вылечили и ладно, эксперимент закончен). И всё, собственно. Но, наверное, можно предположить, что если наносить на зону декольте и грудину, но не заходя непосредственно на саму грудь, то третиноин не доползёт до железы, а влияние системной абсорбции мы отмели ранее.

Что касается щитовидной железы. Вот тут ситуация щекотливее. Если прошерстить статьи годов 80-х, то по ним влияния даже системного ретиноида изотретиноина на гормоны щитовидки не отмечается или очень незначительное. Поэтому в основном уделяли внимание влиянию ретиноидов на печень. Но где-то с 2010-х годов в научной литературе стали появляться статьи по проблеме влияния изотретиноина на щитовидку [6–16] (у пациентов отмечается влияние на уровни ТТГ, Т3, Т4 и объем железы), также сообщается о клин. случаях возникновения как обратимых патологий (обратимый гипотиреоз [6] и тиреоидит [9]), так и необратимых (манифест болезни Грейвса-Базедова после курса изотретиноина [11,15]). Да, получается, что даже у такого серьезного препарата для перорального употребления с системными эффектами и побочками как изотретиноин, который проходил серьезные клин. испытания, медики возможно прощелкали потенциальную побочку, и вот спустя несколько десятилетий массового применения препарата вдруг всплывает «сюрприз»…Никогда такого не было и вот опять. К сожалению, в медицине это не первый подобный случай и не последний. Почему так получилось? Возможно, в 80-е немного поисследовали и «забили» или не исследовали конкретно данный потенциальный побочный эффект на достаточном количестве испытуемых. Сейчас коллективы ученых из разных стран активно публикуют новые и новые статьи по щитовидке и изотретиноину, дабы привлечь внимание к проблеме и инициировать какие-то меры, если это реально необходимо. Пока предполагается, что особенно осторожными надо быть женщинам с семейной историей по заболеваниям щитовидки. А раз уж у системного ретиноида такое пропустили, говорить о каких-то подобных исследованиях для топических ретиноидов и не приходится – таких исследований 0, потому что никому и в голову не приходило это исследовать. Соответственно, в свете недавно открывшихся данных утверждать, что топические ретиноиды 100% не оказывают влияния на щитовидку при нанесении на область шеи – нельзя.

Да, кто-то возразит, что изотретиноин – препарат системный и вообще у системного изотретиноина и топического третиноина разные механизмы действия из-за изомеризма (у третиноина действие через ретиноидные рецепторы, а у изотретиноина, который с ретиноидными рецепторами связываться не может, механизм до конца так и неизвестен, предполагается, что работает через индукцию апоптоза (т.е. запрограммированной клеточной смерти), ну и еще высказываются гипотезы о том, что он потенциально является пролекарством и трансформируется в различные активные метаболиты ретиноевой кислоты в теле (а уж они связываются с ретиноидными рецепторами) [17], и о механизме через регуляцию факторов транскрипции семейства FoxO (forkhead box class O) [18]). Через какой конкретно механизм изотретиноин влияет на функции щитовидки — неизвестно. Если через апоптоз, то третиноин тут отпадает, но пока в литературе предполагается, что возможен механизм именно через ретиноидные рецепторы [11], а это уже и для третиноина вроде как актуально.

Так что на саму-то шею наносить третиноин можно, но желательно отступать от щитовидки. А на сколько сантиметров – это мне неизвестно. Возможно, дерматологи что-то посоветуют. Для меня ретиноиды – непрофильная тематика.
Reiru 02 февраля 2026, 01:14
Ну и приложу список литературы, вдруг кому-то пригодится:

[1] A.M. Kligman, D. Dogadkina, R.M. Lavker, Effects of topical tretinoin on non-sun-exposed protected skin of the elderly, J. Am. Acad. Dermatol. 29 (1993) 25–33.
[2] K. Sullivan, R.M. Law, E. Lain, L.I. Jiang, S.F. Acevedo, H. Choudhary, B. Lee, K. Patel, S. Lynch, Evaluation of a retinol containing topical treatment to improve signs of neck aging, J. Cosmet. Dermatol. 22 (2023) 2755–2764.
[3] T.C. Chiang, Gas chromatographic-mass spectrometric assay for low levels of retinoic acid in human blood, J. Chromatogr. B Biomed. Sci. Appl. 182 (1980) 335–340.
[4] C. Eckhoff, H. Nau, B. Shroot, H. Schaefer, Repeated topical administration of all-trans-retinoic acid and plasma levels of retinoic acids in humans, J. Am. Acad. Dermatol. 30 (1994) 428–434.
[5] L. Latriano, G. Tzimas, F. Wong, R.J. Wills, The percutaneous absorption of topically applied tretinoin and its effect on endogeneous concentrations of tretinoin and its metabolites after single doses or long-term use, J. Am. Acad. Dermatol. 36 (1997) S37–S46.
[6] M.Q. Masood, H. Hakeem, Isotretinoin associated reversible hypothyroidism, Thyroid. 21 (2011) 1039–1040.
[7] A.S. Karadag, D.T. Ertugrul, E. Tutal, K.O. Akin, Isotretinoin Influences Pituitary Hormone Levels in Acne Patients, Acta Derm. Venereol. 91 (2011) 31–34.
[8] Z. Iftikhar, L. Ghanem, M. Sheraz, M. Ahmed, S. Rath, M. Husain, Isotretinoin and Thyroid Dysfunction: A Call for Routine Monitoring, Dermatol. Ther. 2025 (2025) 4503927.
[9] H. Gursoy, I. Cakmak, N. Yildirim, H. Basmak, Presumed isotretinoin-induced, concomitant autoimmune thyroid disease and ocular myasthenia gravis: A case report, Case Rep. Dermatol. 4 (2012) 256–260.
[10] B. Uyar, A. Solak, A. Saklamaz, M. Akyildiz, B. Genç, A. Gökduman, Effects of isotretinoin on the thyroid gland and thyroid function tests in acne patients: A preliminary study, Indian J. Dermatol. Venereol. Leprol. 82 (2016) 587.
[11] J. Nugroho, B. Schweiger, Isotretinoin as a Possible Environmental Trigger to Autoimmunity in Genetically Susceptible Patients, Case Rep. Pediatr. 2017 (2017) 4207656.
[12] N. Yıldırım, S. Doğan, N. Atakan, Evaluation of thyroid function tests of acne vulgaris patients treated with systemic isotretinoin, J. Dermatolog. Treat. 28 (2017) 141–144.
[13] M. Calapkulu, P. Sisman, O.O. Gul, S. Cander, C. Ersoy, E. Erturk, A rare cause of central hypothyroidism: oral isotretinoin treatment, Hong Kong J. Dermatology Venereol. 27 (2019) 127–130.
[14] M. Salem Hareedy, W.A. Mahmoud, K.M. Tawfik, Patterns of thyroid dysfunctions in adolescent patients suffering from severe acne during isotretinoin treatment, Clin. Exp. Pharmacol. Physiol. 48 (2021) 1317–1326.
[15] L.B. Schöps, P. Skat-Rørdam, A.B. Juul, Thyroideasygdom ved behandling med isotretinoin, Ugeskr Læger. 185 (2023) V09220550.
[16] M.A. Kotb, S. Bin Dayel, O. Abahussein, R.S. Hussein, Impact of isotretinoin therapy on thyroid hormone levels in acne vulgaris: A prospective study, Med. (United States). 104 (2025) e44236.
[17] A. Layton, The use of isotretinoin in acne, Dermatoendocrinol. 1 (2009) 162–169.
[18] B.C. Melnik, Isotretinoin and FoxO1: A scientific hypothesis, Dermatoendocrinol. 3 (2011) 141–165.
JulieM 02 февраля 2026, 12:21
Спасибо вам, что находите время и пишете такие большие, полезные и понятные комментарии для людей, знакомых с этой темой на обывательском уровне. Всегда читаю и добавляю в избранное)
Mariyaist 02 февраля 2026, 12:48
Огромное спасибо за такой развернутый ответ, ещё и ссылкой на источники! Почитала и пожалуй, воздержусь от применения третиноина. Меня смущает то, что если третиноин ускоряет деление клеток, то хорошо ли это для желез и не приведет ли потом к неконтролируемому делению. Если больших исследований нет, то не хочется рисковать
Ronda 04 февраля 2026, 05:34
Спасибо за прекрасные комментарии! Косметисту можно только ради них читать)
Reiru 02 февраля 2026, 01:17
Ну и вот фоторезультаты по применению ретинола на шее из упомянутой Л'Ореалевской статьи:

Siren_Song 29 января 2026, 14:33
Может, на другие части тела переключиться? Я бы в ситуации «кожа абсолютно устраивает» особо не трогала.)
Spring_wind 29 января 2026, 15:48
Выделяю отдельный день для новых продуктов (когда они есть), если устраивает все в текущем уходе. И так чередую раз в 3-4 дня, смотрю на состояние кожи и дальше решаю что с этим добром делать.
NadiaBeautyLover 29 января 2026, 17:06
У меня есть промежуточный этап ухода — когда я смыла косметику, но до сна еще есть хотя бы 3 часа. И наношу как раз в этот этап кислоты и ретинол.
graceful_art 29 января 2026, 17:08
Руки, шея, область декольте — я бы все туда))
cattari 29 января 2026, 17:40
Ретинол можете совмещать с пептидами (сначала пептиды, потом ретинол) в один присест, витамин с поставить на утро. Гиалуронку и остальное как второй слой, если многоступенчатый уход не смущает. Я люблю много слоев, например.
У меня костяк Третиноин, витамин С и пептиды, все остальное идет прослойкой по надобности кожи (есть гиалуронка, есть пантенол, ПДРН и так далее). Плюс Третиноин я наношу через день, второй вечер у меня получается идет на спикулы и пептиды + ПДРН. Единственно, что на третиноине я полностью убрала кислоты, у меня сухая тонкая кожа и третиноина достаточно. Поэтому куда вписать кислоты даже не посоветую, может, делать раз в неделю?
Hola_Blondes 29 января 2026, 20:44
а я слышала ( и сама использую), что сначала нужно ретинол, а потом уже пептиды. Якобы, после ретинола, пептиды лучше проникают в кожу
cattari 29 января 2026, 21:15
Я как раз читала, что пептиды нужно первыми на кожу, до всего вообще. Но думаю, что в любом случае эффект будет положительный.
fenix_decabrya 31 января 2026, 10:23
Так интересно про совмещение ретинола и пептидов. Я не спец, поэтому многие вопросы задаю ИИ))) И вот, что он мне ответил:

Вывод и золотые правила
1. Правило проникновения:

Тот актив, для которого прямой контакт с кожей ВАЖНЕЕ и/или который имеет БОЛЬШИЕ ТРУДНОСТИ с проникновением, наносится ПЕРВЫМ.

Ретиналю критически важен прямой контакт, но он жирорастворимый и хорошо проходит через липидные барьеры.

Пептидам тоже важен прямой контакт, и они водорастворимые, а значит, для них жировой слой — непреодолимая стена.

Парадокс: Хотя оба актива важны, пептиды оказываются в более уязвимой позиции относительно барьеров. Поэтому с точки зрения физики, если и наносить оба в одну рутину, то пептиды должны быть первыми.

2. Идеальная стратегия (повторюсь, потому что она ключевая):

Разделение по времени: Пептиды — утром (под крем и SPF), ретиналь — вечером (на очищенную кожу). Это исключает все конфликты и даёт каждому активу максимум эффективности.

Если в одну рутину (вечером):

Очищение, тоник.
Сыворотка или легкий крем с пептидами. Ждем впитывания 15-20 мин.
Плотный/основной крем с ретиналем.
Никогда не наоборот: Крем с ретиналем, а сверху крем с пептидами — это пустая трата пептидного продукта.

Итог: Вы абсолютно правы, прямой контакт важен и для пептидов. И именно потому, что они не могут проникнуть через слой ретиналя (липидный барьер), их нужно наносить под него, а не на него.
cattari 31 января 2026, 13:26
Какой классный развернутый ответ!
У меня золотое правило в большинстве средств смотреть на форму. Например, мои пептиды в очень жидкой сыворотке, почти водичка. А третиноин в жирном плотном креме. Получается, сначала жидкая легкая форма, потом поплотнее. Я поэтому сейчас почти убрала тонеры, все, которые мне нравятся, очень жирные и плотные (типа Tirtir молочного), а сыворотки у меня многие жидкие очень. Вот и получается не знаешь, как наносить. В итоге выпали тонеры из рутины как раз по этой причине.
Idoneya 31 января 2026, 17:14
Все верно. Еще правила нанесения: гелевые водные безжировые продукты первым слоем, поэтому и предпочитаю пептиды в геле.
Robertakora 02 февраля 2026, 16:54
А мне ИИ упорно предлагал пептиды мазать поверх всего бутерброда, и ретиналя в том числе. После спора согласился со мной, что наоборот ок, но внутри явно остался при своем мнении  
fenix_decabrya 02 февраля 2026, 18:41
Восстание машин, какое-то  
Aleksandraphrenia 29 января 2026, 20:37
Так стабильную форму витамина с спокойно можно сочетать с пептидами. Я утром так и делаю. Гиауронку тоже можно туда же добавить. Или под ретинол, он как раз помягче ощущаться будет.
С кислотами сложнее, наверно лучше выделить под них отдельный вечер.
BlueberryCheesecake 29 января 2026, 21:09
Плюсую к мнению, озвученному выше, если с кожей все хорошо и средство помогло, а остальные средства, не помогшие ранее, теперь простаивают, то, может, Нну их? Как говорится, лучшее — враг хорошего) а все что куплено и теперь оказалось не у дел, можно пустить на тело, развлечения и профилактики ради
Xolodan 29 января 2026, 23:04
Поскольку ретинол в идеале наносится на ночь, до него можно наносить всё, что угодно (что не конфликтует с ним и не вызывает излишней реакции). Утро получается вообще всё открыто для экспериментов. Ну, и если ретинол не каждый день, тоже высвобождается время для применения кислот и пр.
Смыть ретинол через час — это деньги на ветер)) и нанесение на него (смытый, но частично впитавшийся) других средств ослабляет его действие.
Yanoula 30 января 2026, 09:03
Упала от словосочетания «скучный уход» 😁
Привет человек с нормальной кожей 🙌 это именно то что обычно получают пользователи, от правильного «скучного ухода»
Оказывается не нужно 100500 банок, и каждый день разные. Не нужно покупать новые банки каждую неделю, потому что те что есть, уже работаю, а риск получить несовместимость с ретинолом, сильно выше.
Но если нужно прост использовать то что уже куплено, то вам правильно написали выше. Если ретинол через день, то можно вписать что-то в свободные дни. Витамин С, вообще обычно утренняя рутина, можно использовать под увлажняющий крем, минут через 20 после сыворотки (зависит от формы витамина, 20 мин если кислая, если стабильная форма то как ток впитается). Увлажняющие сыворотки, можно наносить на ретинол, уже через час, если в этом есть необходимость. Кислоты мне кажется придётся убрать в далекий ящик, обычно с ретинолом в них нет необходимости. Но если она, необходимость, осталась, вписать в свободные от ретинола дни, 1-2р в неделю.
Ну и в целом сократить батальон банок будет очень полезно, чтобы не придумывать сложные расписания и не портить то что работает)
zdenka 30 января 2026, 22:25
Спасибо всем большое за ответы! Буду экспериментировать  
OxanaAksuta 31 января 2026, 02:33
У вас как в анекдоте «вы жалуетесь или хвастаетесь»))) Звучит как мечта — кожа устраивает полностью и для этого надо всего пара-тройка банок. Если все устраивает, то банки можно пустить на шею, декольте и остальное тело, там витамин с и кислоты тоже не лишне. А вообще можно чередовать ретинол с витамином С через день, или витамин с и пептиды (все равно всегда спф 50+), а можно и сочетать, смотря какая у вас форма витамина С. Гиалуронкой вообще можете закрывать что угодно, она со всем сочетается. А кислоты оставить на период, когда у вас будет перерыв в рениноидах, сейчас они же вам не нужны.