Первая полоса
Лакомесяц Распаковочная Свотчинг Project Pan Переводы статей Обзор техники Хранение косметики Путешествия Осознанное потребление Подборки косметики Красота как бизнес Косметология и пластика Бьютигаджеты Аксессуары Уроки и мастер-классы Бьютиновости Глаза: тени, палетки, тушь Губы: помады, блески Лицо: тон, румяна, сияние Ногти: лаки, базы, топы Экологичный макияж Системы ухода Крем для лица Защита от солнца Патчи для лица Маски для лица Увлажнение кожи Экологичный уход Проблемная кожа Кислоты для лица Уход за лицом 35+ Массаж лица Руки и ногти Уход за волосами Уход за телом Ингредиенты и теория Ароматы для дома Арабские духи Новости Косметисты Авторы Косметисты Обмен подарками События и акции
Рейтинг выплат Рейтинг авторов Бренды Песочница
Бонусная программа Правила Помощь Связь с администрацией
welcome
бонусы
пептиды
гардероб️
улица роз️
санскрины️
бюджетно
на память
клоны‍
дорого?
свадьба
25.09.2025
5758

Пьете ли коллаген?

Добрый день всем) Как относитесь к коллагену в форме бадов? Может есть у кого какие рекомендации или предпочтения? Я вот таким заинтересовалась, подруга уж больно хвалила его

Лучшее за месяц

Комментарии

Fitnessbikini 25 сентября 2025, 19:38
Нет. Это маркетинг. Коллаген в организме превращается в белок, следовательно, белок можно и так получать из продуктов.
JuliettAlex 25 сентября 2025, 20:25
Нет, ем достаточно белков и жиров.
mustela-nivalis 25 сентября 2025, 20:57
Считаю маркетинговым продуктом.
Сама периодически пью ( есть один миленький со вкусом матчи) — так как не доедаю белка. По этой же причине ем прот батоны)
Natalie Happy-Day 25 сентября 2025, 21:32
Результат вижу
sul_gostosa 26 сентября 2025, 00:51
Тоже люблю орихиро
Levsa834 25 сентября 2025, 21:39
Коллаген это огромная молекула белка, а все огромные молекулы в желудке под действием ферментов расщепляются до мелких частей, в данном случае, получите компот из аминокислот, их которых в дальнейшем клетки организма соберут новые белковые молекулы, именно те, которые ему придётся (это очень сложные процессы и регулируются на генетическом уровне). Если организм не способен или не нуждается в новых молекулах коллагена, то соберёт из этих же аминокислот другое что-то.
Из этого следует только то, что диета ваша должна включать разнообразные продукты, содержащие все 20 незаменимых аминокислот, которые мы получаем исключительно из еды, мяса разнообразного для этого достаточно.
Если же вы думаете, что из коллагена из банки получите тот же коллаген, то это не так.
Надеюсь, донесла. БАДы это очень выгодный товар, имейте в виду, не более.
Если же вы не едите мясные продукты, то лучше вопросы восполнения тех аминокислот незаменимых решать с диетологом с правильным образованием (биологическим, медицинским).
mustela-nivalis 25 сентября 2025, 23:37
Как вы четко все описали!
blacky_ 27 сентября 2025, 17:13
Можно еще немножко вас дополню — в коллагене содержатся очень ограниченное количество аминокислот, даже не все из незаменимых (если мне не изменяет память, там буквально 3 аминокислоты в основе). В животных продуктах — мясо, молочное, яйца — содержатся все незаменимые аминокислоты. ИЗ растительного белка тоже можно постараться собрать полный набор.
И да, БАДы — это ОЧЕНЬ выгодно…
Midnight_charm 27 сентября 2025, 17:30
В нём 19 аминокислот из 20, 3 из них в бо́льшем количестве(составляют более 50%), то есть их баланс отличается от мяса, яиц и т. п.
blacky_ 27 сентября 2025, 17:37
Причем из трех преобладающих только одна незаменимая. То есть баланс отличается очень существенно  
Ну его, короче))
Reiru 27 сентября 2025, 18:28
Так ведь дело не в аминокислотах, а в получаемых при усвоении коллагена обладающих биологической активностью дипептидах, содержащих гидроксипролин, который в мясе и яйцах не содержится.
Просто как дополнительный источник белка именно коллаген, наверное, можно и не пить, а другими способами добирать.
blacky_ 27 сентября 2025, 18:34
Гидроксипролин и диптептиды не могут дальше встраиваться в синтез собственного коллагена, для этого нужны базовые кирпичики в виде аминокислот. Или вы про какую-то еще биологическую активность?
Reiru 27 сентября 2025, 18:36
Я про хемотаксис дипептидов к фибробластам с дальнейшим их стимулированием.
blacky_ 27 сентября 2025, 18:44
Об этом дискутировать не готова)) Спасибо за наводку, почитаю! То есть предполагается, что именно специфичные продукты переработки коллагена способны дополнительно стимулировать фибробласты к более интенсивному синтезу белков?
Reiru 28 сентября 2025, 04:25
Я ниже в комментах обрисовала кратко, но раз мы здесь затронули конкретику, то распишу чуть подробнее.

На самом деле о феномене хемотаксиса (т.е. направленного движения) пептидов коллагена и фибробластов кожи человека известно еще с 1978 г. как минимум.

То, что гидролизованный коллаген усваивается в виде пептидов (преимущественно ди- и трипептидов) — об этом накопились десятки исследований (в основном японских) за последние 20 лет (там не только исследования на животных моделях, но и на людях). Было установлено, что после приема гидролизата коллагена в крови достигается максимальная концентрация ди- и трипептидов, которая постепенно будет снижаться до базового уровня в течение последующих нескольких часов (предполагают, что транспорт пептидов из кишечника осуществляется с помощью специального олигопептидного транспортера PEPT-1). Одними из главных пептидов считаются пролилгидроксипролин (Pro-Hyp) и трипептид Gly-Pro-Hyp, т.к. именно они одни из преимущественно обнаруживаемых пептидов в крови и плазме после приема коллагена и для них наблюдается феномен хемотаксиса. Какова концентрация конкретных пептидов и их профиль после усвоения — данные отличаются от исследования к исследованию, что может быть объяснено различием в источниках происхождения коллагена (как по животным (свиньи, рыбы, скот, птицы), так и по частям тела (хрящи, чешуя, шкуры и т.п.)), так и по использованной технологии гидролиза. Но в целом видно, что концентрация пептидов носит дозозависимый характер (т.е. увеличивается с увеличением принимаемой дозы коллагена), а также эффективная для стимуляции фибробластов концентрация, определенная в исследованиях in vitro на клеточных культурах, может быть достигнута пероральным потреблением коллагена.

Интересно, что в одном исследовании было обнаружено, что в след за ростом концентрации пептидов в крови растет и их концентрация в коже (исследовали образцы, изъятые у мышей), причем концентрация пептидов в коже не коррелировала напрямую с концентрацией в крови, из чего можно предположить, что кожа имеет пептидную специфичность и/или, что пептиды в крови могут дополнительно гидролизоваться. Более раннее исследование по распределению гидролизата желатина, меченного радиоактивным углеродом 14С, косвенно подтверждает факт миграции пептидов в кожу.

Исследования действия гидроксипролинсодержащих пептидов на культуры фибробластов кожи человека in vitro показали, что пептиды стимулируют пролиферацию фибробластов, а также выработку ими коллагена и гиалуроновой кислоты.

Т.е. из всего вышесказанного следует вывод, что связь между гидролизованным коллагеном и кожей преимущественно лежит не через поставку аминокислот как строительного материала. Хотя я понимаю, что логически люди предполагают, что раз коллаген белок, то он просто переварится до аминокислот, но природа всегда сложнее. Поэтому любое утверждение обязательно нужно проверять по данным научных исследований.

Теперь что касается клинических исследований положительного влияния на качество кожи перорального потребления гидролизатов коллагена на людях. Если производить отсев по всей строгости, то статей, которые считаются наукой благонадежными в плане достоверности результатов и приближающихся к стандартам доказательной медицины (это слепые рандомизированные плацебо-контролируемые исследования), наберется около 18 (а так исследований, конечно же, гораздо больше).

Итоги клин. исследований:
1) стандартные инструментальные замеры параметров качества кожи (трансэпидермальной потери воды (TEWL), влажности, текстуры, эластичности и плотности) показали их значительное повышение после приема коллагена во всех исследованиях.
2) визуальная оценка:
Гидролизованный коллаген без добавок:
Гидролизованный коллаген с добавками:

3) в некоторых исследованиях встречаются такие специфические методы как биопсия (т.е. изъятие образцов кожи у людей до и после приема коллагена)
а) с последующим исследованием материала под микроскопом — на гистологии видно улучшение качества кожи — улучшение структуры дермы и стратификации эпидермальных слоев, улучшение структурной архитектуры коллагена в дерме (увеличение ширины волокон и параллельности расположения коллагеновых волокон):
улучшение структуры и стратификации эпидермальных слоев (отсутствие нарушения архитектуры мальпигиева слоя) и улучшение организации коллагеновых волокон в дерме (увеличение ширины волокон и параллельность расположения коллагеновых волокон). Кроме того, в этих образцах также наблюдалось увеличение толщины сосочкового слоя дермы, увеличение количества фиброцитов, снижение эластоза и общее уменьшение воспаления, вызванного фотоповреждением. В образцах, взятых у пациентов, которым вводили плацебо, подобного улучшения не наблюдалось:

б) с последующим исследованием флюидов материалов биопсии с помощью иммуноферментного анализа — количество проколлагена I типа и эластина статистически значимо увеличилось через 8 недель приема коллагена, в отличие от плацебо:
4) новейший метод отражательной конфокальной микроскопии кожи in vivo (т.е. прям на человеке, без изъятия) в целях исследования степени фрагментации коллагена — после перорального приема гидролизатов коллгена фрагментация собственного коллагена в коже уменьшилась:

Если отвлечься от приема коллагена в эстетических целях, то будет уместным упомянуть использование гидролизатов коллагена в регенеративной медицине. Касательно стимулирования диабетических ран исследования (по результату — успешные) пока проводились только на животных моделях, а вот в рамках лечения пролежней по результатам исследований на людях считается, что гидролизат коллагена, принимаемый перорально, играет решающую роль в ускорении заживления пролежней. Комитет по пересмотру рекомендаций Японского общества по лечению пролежней (2016 г.) упомянул гидролизат коллагена в своих терапевтических рекомендациях. А это заявления посерьезнее косметических. Есть и многообещающие исследования об ингибирующем действии на развитие атеросклероза при гиперхолестеринемии и антигипертензивном эффектах (к сожалению, пока только на животных моделях).

Я понимаю, что многих смущает статус БАДа, потому что, по иронии, коллаген, по которому имеются данные клин. испытаний, и какая-нибудь условная мутная китайская трава от всех хворей, по которой есть только 1.5 статьи и те на клеточных культурах, оба являются БАДами, хотя разница в доказательности — это небо и земля. Но если посмотреть на лекарства док. медицины, то там тоже могут циркулировать какие-нибудь препараты-дженерики с неустановленной терапевтической эквивалентностью (насколько мне известно, это проблему так и не изжили до сих пор). Грубо говоря, если что-то имеет статус рецептурного лек. препарата, то это еще не значит, что оно рабочее, а если что-то БАД — это не означает автоматически, что это какой-то бесполезный маркетинг. По каждому конкретному случаю необходимо изучать научную литературу.
Sorelle 28 сентября 2025, 13:42
Вау! Огромное вам спасибо за такой подробный комментарий. Прочитала, перечитала и сохранила))
Reiru 28 сентября 2025, 11:54
Конечно, исследования по коллагену имеют свои ограничения (в науке именуемые «limitations») и о них было бы справедливо упомянуть.

Преимуществом клин. исследований лекарственных препаратов всегда является то, что исследуется по сути стандартный объект, ну т.е. определенная лекарственная форма, изготовленная по определенной запатентованной технологии, содержащая определенное количество действующего вещества и вспомогательных веществ и т.д. и т.п., думаю мысль ясна. А коллаген, являющийся БАДом, достаточно разнороден, там каждый производитель кто во что горазд. Разнородность наблюдается по всем фронтам:
— дозировка, т.е. количество гидролизата коллагена на одну порцию;
— чистый ли это гидролизат коллагена или с добавками в виде ко-факторов, антиоксидантов, минералов и других биологически активных веществ (для второго случае предполагается возможная синергия эффектов компонентов);
— источник происхождения по видам использованных животных (свиньи, рыбы, скот, птицы), так и по частям тела (хрящи, чешуя, шкуры и т.п.);
— использованная технология гидролиза, которая влияет на степень «дробления» коллагена, соответственно на получаемые в итоге массы пептидов, что влияет на легкость и степень усвоения в организме. Понятно, что чем больше производитель заморочился с гидролизом и чем меньше масса пептидов в его продукте, тем выше цена конечного продукта. Стоит отдельно упомянуть, что помимо ферментативного гидролиза коллагена производитель может дополнительно провести последующее изолирование определенных пептидов (н-р, биологически активных трипептидов), что еще больше повышает активность (но и стоимость) финального продукта.
— предыдущий фактор еще надо помножить на индивидуальные для каждого отдельно взятого человека способности к перевариванию и усвоению. Грубо говоря, у кого-то могут усваиваться более крупные молекулы массой 10 кДа, а у кого-то «не в коня корм» и все, что массой выше 2 кДа, не усвоится.

Именно вышеперечисленные факторы влияют на видимость изменений в организме и индивидуальные ощущения от приема. Условно говоря, два человека пьют по 2 г гидролизата коллагена, но один пьет гидролизат с меньшей массой пептидов, а другой — с большой, около 10 кДа, да еще и в ЖКТ усвоение плохое. Итог — второй человек вообще может ничего не почувствовать от приема, потому что у него не выкопится необходимая концентрация биологически активных ди- и трипептидов в крови. Или еще смешнее — эффективность приема 1 г трипептидного коллагена может быть выше, чем прием 5 г обычного гидролизата, исходя из вышеописанного.

P.S. по использованию гидролизатов коллагена для суставов тоже есть соответствующие научные исследования и клин. испытания. И там тоже механизм не через поставку аминокислот.
Midnight_charm 28 сентября 2025, 14:03
Спасибо Вам за Ваши комментарии. Так приятно видеть человека, который не упрощает окружающий мир🙏🏻
blacky_ 28 сентября 2025, 14:09
Спасибо вам, что не пожалели времени на такой детальный ответ!  
Olso 28 сентября 2025, 20:52
И я тоже хочу сказать вам огромное спасибо за все ваши комментарии в этой теме! Для меня они оказались очень и очень полезными! Спасибо! 🌷
Reiru 28 сентября 2025, 20:50
Гидролизованный коллаген не такая уж крупная молекула на самом деле — средняя масса варьируется в пределах 2-10 кДа обычно (для сравнения масса негидролизованного коллагена — 300 кДа, а желатина — 20-220 кДа). «Пропускная» способность кишечника различается от человека к человеку, конечно, но 2 кДа могут усвоить даже «малоежки», а иные и все 10 кДа. К тому же организму необязательно расщеплять гидролизат коллагена до уровня отдельных аминокислот, в кишечнике есть специальные олигопептидные транспортеры PEPT-1, PEPT-2. Дополнительный гидролиз олигопептидов до дипептидов может производиться in situ в тканях.
graceful_art 25 сентября 2025, 22:06
Я пью. Это вид белка, который я недополучаю, и можно конечно заморочиться с рационом, но мне проще его добирать из бадов.
Это не волшебная таблетка, это белок и только, но я очень сильно вижу разницу по волосам, когда пью его, и когда долгое время не пью.
Так что для себя решила — ему на полке быть.
SNasty 25 сентября 2025, 23:37
Я пью время от времени.
Я уже писала, что больше всего понравился Эвалар 10000. Также понравился турецкий Nutraxin с биотином, волосы перестали выпадать.
Смотрите дозировку. Это самое важное. 10000 это хорошая дозировка, если 800 или 1000 — маловато будет.
Действие коллагена можно увидеть на волосах, ногтях, кожа более увлажнённая
TatiGrishina 26 сентября 2025, 03:22
Не пью. Лучше поем мяса или морепродуктов. )
O_Umi 26 сентября 2025, 05:27
Не принимаю коллаген, хотя от знакомых бывают хорошие отзывы. Просто слежу за количеством белка в еде. Чтобы от бада с коллагеном был эффект, должно очень не хватать белка.
kelpie 27 сентября 2025, 18:48
Наоборот белок должен быть в норме и тогда эффект будет на волосах, коже и ногтях.
O_Umi 28 сентября 2025, 06:52
Если белок а норме, то бадом с коллагеном вы добавите просто ещё немного аминокислот, до которых в ЖКТ распадается и коллаген, так что смысла принимать его нет, если питание ок. Но люди любят БАДы, а коллаген хотя бы безопасный, пусть и бессмысленный.
Reiru 28 сентября 2025, 09:06
Так ведь коллаген усваивается не в виде аминокислот, а в виде ди- и трипептидов, для некоторых из которых выявлен феномен хемотаксиса к фибробластам кожи с последующей стимуляцией выработки коллагена и гиалуроновой кислоты. Механизм действия совсем другой.
SantaMom 26 сентября 2025, 05:41
Да, японский пептидный или липосомальный, эффект заметен по ногтям, суставам и меньшей сухости кожи.
Glashona 26 сентября 2025, 23:58
А можете назвать конкретные марки и продукты, пожалуйста?
SantaMom 28 сентября 2025, 05:02
Да, пожалуйста, это LIPO COLLA и ORIHIRO PROTEOGLYCAN COLLAGEN & PLACENTA, чередую.
Glashona 28 сентября 2025, 06:47
Спасибо. А вы с едой или отдельно натощак пьёте?
SantaMom 29 сентября 2025, 04:51
Пожалуйста) Орихиро в кашу утреннюю добавляю, а липоколла после завтрака обычно, сами производители пишут «в любое время».
Jazzik75 30 сентября 2025, 18:52
можно глупый вопрос?))
имеет ли значение, какой температуры каша\кофе\сок? т.е.без разницы в холодное или горячее добавлять?
Dorlena 30 сентября 2025, 22:02
Ну почему же глупый? Нормальный вопрос.
Читала, что в горячей воде коллаген начинает распадаться, поэтому температура дб в пределах 60 градусов или выпивать сразу (но горячий напиток залпом не выпьешь).
SantaMom 01 октября 2025, 01:57
Ну производитель не рекомендует кипяток), где-то мне попадалась цифра в 60С, настолько горячую кашу я не ем, обычно это наверное в районе 45 и вроде всё работает.
Сергей Шумилин 26 сентября 2025, 06:34
Пью (ничего в этом плохого не вижу, правда не каждый день и обычно выбираю морской с добавлением витамина С и гиалуроновой кислоты) и периодически сдаю биохимию крови, в том числе на содержание белка в крови (раз в полгода).
nekaramel 26 сентября 2025, 07:11
Я пью. Выбираю только желейные или жидкие формы, от остальных изжога( Эффект вижу по вечно сухим локтям которые с коллагеном перестают шелушиться.
Kipriness 26 сентября 2025, 07:36
Это бессмысленно, и просто маркетинг.
Выпитый коллаген не идёт сразу в коллаген в организме. Он распадается на аминокислоты, как любой другой белок, в потом уже из аминокислот организмом собирается коллаген. И тут есть два подводных камня. Во-первых, для выработки коллагена организму нужны магний, кальций, железо, витамин С и другие микроэлементы (они называются кофакторами коллагена). Если есть дефициты этих микроэлементов, хотя бы одного, то производство коллагена будет снижено.
А во-вторых, аминокислоты организм в первую очередь направит туда, где это сейчас нужнее, и не обязательно это будет коллаген в коже или суставах.
O_Umi 28 сентября 2025, 21:11
Я с вами согласна, но выше там другая информация поступила 😁
Reiru 28 сентября 2025, 21:13
Но ведь это данные многочисленных научных исследований, проведенных за последние 20-30 лет.
O_Umi 28 сентября 2025, 21:25
По последним данным нет однозначной эффективности пищевых добавок с коллагеном. Я тоже смотрела научные исследования, и там говорится об эффективности на уровне плацебо. Врачи доказательной медицины говорят, что нет эффективности, и эндокринологии, и ортопеды. Для меня их мнение более весомо, чем мнения из отзывов потребителей.
Reiru 28 сентября 2025, 21:52
Я написала здесь свои комментарии не как отзыв потребителя, а как действующий научный сотрудник. Являюсь кандидатом химических наук, имею в т.ч. высшее фармацевтическое образование помимо второго углубленного по химии.

Выше я написала огромный комментарий на основании данных как раз современной зарубежной англоязычной научной литературы, еще и с сопроводительными иллюстрациями из статей по клиническим испытаниям гидролизатов коллагена (слепым рандомизированным плацебо-контролируемые исследованиям, которые как раз приближаются к требованиям доказательной медицины).

Врачи докмеда, если они реально знают английский язык и регулярно читают статьи на PubMed и Google Scholar такого сказать не могут, потому что это бы противоречило действительности. Если Вы встречали такие мнения, это говорит только о том, что данные врачи английского не знают (в таком случае о каком уровне их экспертности можно говорить?). Есть данные и по коже, и по суставам, и по вспоможении в лечении пролежней (!). И даже обзорные статьи написаны, и достоверные исследования в них очень строго отобраны, и по кокрейновским стандартам проанализированы. Я не знаю, почему врачи старательно игнорируют труды моих коллег на научной ниве, они же для практикующих специалистов в т.ч. все это пишут.

Приведите конкретно научные исследования, которые Вы читали, где бы все было списано на эффект плацебо (особенно с учетом наличия, как я уже ранее упоминала, слепых рандомизированных плацебо-контролируемых исследований, где эффект плацебо учитывается. В некоторых исследованиях у людей даже куски кожи изъяли на микроскопию). Я посовещаюсь с руководителем своей лаборатории и попытаюсь написать письмо редактору научного журнала с критикой в адрес коллектива авторов, потому что такой низкий уровень научных обзоров должен пресекаться.

Что касается российских БАДов — никто не принуждает их пить, на рынке много опций. Я не то что российские БАДы, я даже рецептурные лек. средства-дженерики отечественные не пью по причине отсутствия данных по терапевтической эквивалентности. Да и на картинке, которую привела автор поста фигурирует зарубежный вариант. В проведенных клин. исследованиях, конечно же, фигурировали не российские варианты.
O_Umi 28 сентября 2025, 22:07
Я не буду искать ссылки на исследования, которые читала, потому что это было не только что, и искать их это отдельное дело. Допускаю, что они были не последними или не самыми объективными, я не химик, занимаюсь другой наукой. Но замечу, что вы тоже не указываете источники, а лишь приводите выдержки из них. С другой стороны, я не думаю, что вы нафантазировали это. Посмотрела другие ваши комментарии: видно, что вы основательно разбираетесь в некоторых вопросах, которые меня тоже интересуют. Пока от своего мнения не отказываюсь, но пойду изучать данные, которыми вы поделились. Возможно, мои представления неверны, тогда новые факты поправят мою точку зрения. Спасибо за диалог.
Reiru 28 сентября 2025, 22:46
Да, я не приводила источники, потому что это не литературный обзор в научный журнал, а небольшой комментарий на неспециализированном бьюти-ресурсе, вряд ли кто-то из косметисток пошел бы это читать. Но раз Вы этот момент упомянули, то я полностью за прозрачность, всегда храню все статьи на диске и ссылки в Mendeley, готова их предоставить, если кто-то хочет ознакомиться с оригинальными источниками:

Хемотаксис:
1. Postlethwaite, A.E.; Seyer, J.M.; Kang, A.H. Chemotactic Attraction of Human Fibroblasts to Type I, II and III Collagens and Collagen-Derived Peptides. Proc. Natl. Acad. Sci. U. S. A. 1978, 75, 871–875, doi:10.1073/pnas.75.2.871.

Усвоение пептидов коллагена:
2. Ichikawa, S.; Morifuji, M.; Ohara, H.; Matsumoto, H.; Takeuchi, Y.; Sato, K. Hydroxyproline-Containing Dipeptides and Tripeptides Quantified at High Concentration in Human Blood after Oral Administration of Gelatin Hydrolysate. Int. J. Food Sci. Nutr. 2010, 61, 52–60, doi:10.3109/09637480903257711.
3. Shigemura, Y.; Suzuki, A.; Kurokawa, M.; Sato, Y.; Sato, K. Changes in Composition and Content of Food-Derived Peptide in Human Blood after Daily Ingestion of Collagen Hydrolysate for 4 Weeks. J. Sci. Food Agric. 2018, 98, 1944–1950, doi:10.1002/jsfa.8677.
4. Yazaki, M.; Ito, Y.; Yamada, M.; Goulas, S.; Teramoto, S.; Nakaya, M. aki; Ohno, S.; Yamaguchi, K. Oral Ingestion of Collagen Hydrolysate Leads to the Transportation of Highly Concentrated Gly-Pro-Hyp and Its Hydrolyzed Form of Pro-Hyp into the Bloodstream and Skin. J. Agric. Food Chem. 2017, 65, 2315–2322, doi:10.1021/acs.jafc.6b05679.
5. Oesser, S.; Adam, M.; Babel, W.; Seifert, J. Oral Administration of 14C Labeled Gelatin Hydrolysate Leads to an Accumulation of Radioactivity in Cartilage of Mice (C57/BL). J. Nutr. 1999, 129, 1891–1895, doi:10.1093/jn/129.10.1891.
6. Shigemura, Y.; Kubomura, D.; Sato, Y.; Sato, K. Dose-Dependent Changes in the Levels of Free and Peptide Forms of Hydroxyproline in Human Plasma after Collagen Hydrolysate Ingestion. Food Chem. 2014, 159, 328–332, doi:10.1016/j.foodchem.2014.02.091.

Исследование клеточных культур фибробластов:
7. Ohara, H.; Ichikawa, S.; Matsumoto, H.; Akiyama, M.; Fujimoto, N.; Kobayashi, T.; Tajima, S. Collagen-Derived Dipeptide, Proline-Hydroxyproline, Stimulates Cell Proliferation and Hyaluronic Acid Synthesis in Cultured Human Dermal Fibroblasts. J. Dermatol. 2010, 37, 330–338, doi:10.1111/j.1346-8138.2010.00827.x.

Обзорные статьи по действию на кожу и залечиванию ран:
8. de Miranda, R.B.; Weimer, P.; Rossi, R.C. Effects of Hydrolyzed Collagen Supplementation on Skin Aging: A Systematic Review and Meta-Analysis. Int. J. Dermatol. 2021, 60, 1449–1461, doi:10.1111/ijd.15518.
9. Dewi, D.A.R.; Arimuko, A.; Norawati, L.; Yenny, S.W.; Setiasih, N.L.; Perdiyana, A.; Arkania, N.; Nadhira, F.; Wiliantari, N. Exploring the Impact of Hydrolyzed Collagen Oral Supplementation on Skin Rejuvenation: A Systematic Review and Meta-Analysis. Cureus 2023, 15, e50231, doi:10.7759/cureus.50231.
10. Sato, K.; Asai, T.T.; Jimi, S. Collagen-Derived Di-Peptide, Prolylhydroxyproline (Pro-Hyp): A New Low Molecular Weight Growth-Initiating Factor for Specific Fibroblasts Associated With Wound Healing. Front. Cell Dev. Biol. 2020, 8, 548975, doi:10.3389/fcell.2020.548975.

Конкретные клин. исследования, иллюстративный материал которых был использован:
11. Proksch, E.; Schunck, M.; Zague, V.; Segger, D.; Degwert, J.; Oesser, S. Oral Intake of Specific Bioactive Collagen Peptides Reduces Skin Wrinkles and Increases Dermal Matrix Synthesis. Skin Pharmacol. Physiol. 2014, 27, 113–119, doi:10.1159/000355523.
12. Genovese, L.; Corbo, A.; Sibilla, S. An Insight into the Changes in Skin Texture and Properties Following Dietary Intervention with a Nutricosmeceutical Containing a Blend of Collagen Bioactive Peptides and Antioxidants. Skin Pharmacol. Physiol. 2017, 30, 146–158, doi:10.1159/000464470.
13. Czajka, A.; Kania, E.M.; Genovese, L.; Corbo, A.; Merone, G.; Luci, C.; Sibilla, S. Daily Oral Supplementation with Collagen Peptides Combined with Vitamins and Other Bioactive Compounds Improves Skin Elasticity and Has a Beneficial Effect on Joint and General Wellbeing. Nutr. Res. 2018, 57, 97–108, doi:10.1016/j.nutres.2018.06.001.
O_Umi 29 сентября 2025, 18:55
Ого, сколько информации! Спасибо за такой ответ. Честно говоря, не уверена, что прочитаю все эти источники, но ваш подход к делу вызывает у меня большое уважение.
Aronofsky 10 октября 2025, 19:00
Большое вам спасибо за такой развернутый ответ, я очень уважаю врачей и людей науки, придерживающихся подходов докмеда. Не ожидала, что мой пост вызовет такой ажиотаж. Коллаген все-таки взяла.
O_Umi 28 сентября 2025, 21:34
По вашим комментариям вижу, вы намного глубже знаете по поводу коллагена, и возможно, какие-то определеные формы препаратов и имеют смысл, но в России рынок бадов меня смущает, мягко говоря. И как проводятся исследования бадов тоже отдельный вопрос
Maria Kochetova 26 сентября 2025, 08:57
Пью несколько лет каждый день. В первую зиму у меня перестала сохнуть кожа на ногах, хотя до коллагена сохла каждую зиму, чтобы я ни делала. Пью vital protein collagen peptides сейчас
milawka 26 сентября 2025, 09:21
Пью, как ещё один источник белка для организма. Но пью и много других БАДов, как кофакторов для выработки коллагена, так и для других целей. Главное понимать для чего все это делать.
ShaLenka 26 сентября 2025, 09:50
Не пью) В моем рационе сплошной белок)
Helenitte 26 сентября 2025, 09:50
Не пью. Умею в докмед, рациональное питание и спорт.
Выше написали, что это маркетинг :)
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 10:18
Скажите, пожалуйста, как вы добираете клетчатку? Я уже начала думать в сторону сухой концентрированной. Не могу столько травы потребить, сколько надо бы  
Helenitte 26 сентября 2025, 10:23
Опять же, нет данных о строгом потреблении конкретного количества клетчатки. Есть пределы, и они довольно нормальные и широкие, чтобы в повседневном ритме их выдерживать, «от и до», которых организм нормально функционирует, а все «доборы» — исключительно коммерческая норма.
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 10:28
А как же Гарвардская тарелка? Туфта? Там половина зелени  
Deniz 26 сентября 2025, 12:07
Была у травматолога-ортопеда, кололи гиалурон в плечевую манжету. Спросила про коллаген. Врач сказал, что все это маркетинг.
Yera 26 сентября 2025, 12:10
Не пью, хотя жру одни углеводы сильно недобираю белок и не ем мясо-птицу. Лет 10 назад пропила большую банку морского, изменений не заметила. Недавно купила из любопытства желейный, говяжий, первые несколько пакетиков показались ооочень вкусными, а потом резко отвратительными, так и лежат.
Selfade 27 сентября 2025, 05:01
Переходите на жилейных мишек на желатине 😏
Yera 27 сентября 2025, 15:19
А можете подсказать название или артикул?
Selfade 27 сентября 2025, 15:25
Haribo, классические ))))
Yera 27 сентября 2025, 15:28
Поняла, я такие очень любила. Но не ем с тех пор, как перестала есть сахар.   Надо найти какие-нибудь на сахзаме.
Adalinda 26 сентября 2025, 13:13
Пью Sports Research уже много лет, сейчас без перерыва, как и Biosil. Отчитываться не собираюсь, мой выбор)
msolya 26 сентября 2025, 14:37
Не пью, но ем корейские желешки коллагеновые. Воспринимаю как полезный перекус (а оно так и есть, если хороший коллаген не на сахаре).
А уж куда оно идет — как обычный белок, или как необычный белок — мне пофиг. Белка я тоже недоедаю, как и большинство людей. Ну и вкусные эти желешки, да)
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 21:32
Скажите, пожалуйста, что за фирма желешек? Где берёте?
greenmarcka 26 сентября 2025, 14:38
Я верю в доказательную медицину, не одобряю гомеопатию, инста-нутрициологов и советы «Чтобы кожа была чистая, откажитесь от всей молочки!»
Но я пью коллаген, потому что, даже считая КБЖУ и набирая достаточное количество белка, при приеме коллагена у меня зимой меньше сохнет кожа тела и не хрустят суставы. Потому что японским производителям и исследователям я тоже верю.
Аналогично с волосами, хоть вы и не спрашиваете про них. Да, на рост влияет только генетика, бла-бла-бла. Но мне абсолютно пофиг, если я при стимуляции роста вижу 2 см отросших корней, и последнее, что меня заинтересует — это пафосный коммент в интернете =)

В какой-то момент начинаешь уставать от ситуаций, когда спрашиваешь про крем для тела во время активного похудения, а гордые адепты докмеда начинают тебе рассказывать, что работает только питание. Как будто им заранее известно, что человек плохо ест, и как будто крем на кожу не влияет вообще никак. Вот и тут так же.
Ze_Ujas 26 сентября 2025, 15:19
не вижу никаких проблем в том, что коллаген распадается на аминокислоты. да ради бога ))) пусть   пью японский, приобретала там же. Вот коллаген в кремах — это однозначно маркетинг. Коллаген внутрь — не совсем. Главное, подходить к вопросу здраво и не ждать, что один лишь коллаген в виде БАДа сможет сделать кожу, ногти, волосы идеальными и тд. Я лично не добираю белок с питанием, я просто не могу столько есть (рассчитайте необходимое кол-во белка для вашего веса и изумитесь:))) сто грамм индейки — это условно 20 г белка… это норма ребенка. Чтобы добирать белок и прочее — нужно РЕАЛЬНО разнообразно питаться, нужно продумывать рацион. Не думаю, что среднестатистическая женщина с графиком 5/2 с 10 до 19:00, плюс время на дорогу и тд прямо вот правильно питается и ей будет прям лишним коллаген, протеин и тд))))
Yulianna_1 26 сентября 2025, 15:54
Пью коллаген несколько лет, преимущественно японский. Эффект получаю тот, который и ожидаю, а именно, не беспокоит хруст в суставах (были болевые ощущения после ковида), заметное влияние на кожу, я вижу заметное улучшение в плане тутогора, цвета. Отказываться не собираюсь! Для меня, это мощный вспомогательный инструмент в плане здоровья и внешности.
Midnight_charm 26 сентября 2025, 16:33
Пью уже года 2 без перерывов(18-20 г в день), тоже вижу влияние на волосы, ногти, кожу, суставы. Плюс употребляю ко-факторы, Омега-3 и т. п.
Reiru 26 сентября 2025, 17:55
Люто плюсую Ze_Ujas.

Я хоть и не нутрициолог, но чисто для себя научные исследования по коллагену почитываю время от времени. На самом деле не совсем корректно говорить, что коллаген — это чисто маркетинг и все равно он — просто белок, который разваливается на аминокислоты, а белки мы и из мяса получаем, а аминокислоты эти пойдут необязательно в кожу. Более корректной мне кажется более умеренная, «средняя» позиция в данном случае в виду наличия положительных результатов научных исследований. Разберем попунктно.

1) аминокислотный состав мяса и коллагена отличается, т.к. мясо — это скелетные мышцы, а коллаген — это компонент соединительной ткани. Конкретно в коллагене одной из основных аминокислот является гидроксипролин, который мало где кроме коллагена встречается (если рассматривать белковые источники. Ну еще вроде в протеинах молока его много). Некоторые исследования указывают на то, что после перорального употребления усвоение идет не в форме аминокислот, а в форме дипептидов (пролилгидроксипролина (Pro-Hyp) и гидроксипролилглицина (Hyp-Gly)), причем данные дипептиды обладают хемотаксисом (т.е. направленным движением) к фибробластам кожи (а это клетки соединительной ткани, отвечающие за синтез в т.ч. коллагена и эластина). По данным научных исследований эти дипептиды повышают биоактивность дермальных фибробластов — идет усиление синтеза коллагена, тем самым улучшается увлажненность и эластичность кожи, а также уменьшаются морщины.
Справедливости ради одно японское исследование, например, сообщает, что гидроксипролин только на 25% представлен в виде дипептидов в плазме крови после усвоения, а остальное — в свободном виде. Но в любом случае факт остается фактом, что чудо-дипептиды в крови циркулировать будут после приема гидролизированного коллагена))

2) помимо непосредственного способствования восстановлению эндогенных волокон эластина и коллагена после приема внутрь коллагеновые пептиды могут оставаться в дерме до 14 дней, обеспечивая дополнительную защиту кожи от солнечных лучей и улучшая удержание влаги.

3) время, необходимое для проявления позитивных кожных эффектов в большинстве исследований, составило 90 дней, и результат сохранялся в течение 4 недель после окончания приёма добавок. Исследования с использованием добавок с более высокими концентрациями дипептидов Pro-Hyp и Hyp-Gly показали видимые улучшения оцениваемых параметров уже через 4 недели.

4) что касается источника и количества — коллагеновые пептиды эффективны в улучшении состояния кожи, независимо от источника происхождения (рыба, свиньи, крупный рогатый скот или куры), но в зависимости от состава и концентрации пептидов. В одном японском исследовании говорится: «Прием более 153,8 мг (на кг массы тела) гидролизата коллагена приводит к значительному повышению уровня обеих форм гидроксипролина (свободной и в виде дипептида) в плазме крови. Результаты также предполагают, что прием дозы всего 30,8 мг (на кг массы тела) гидролизата коллагена может быть неэффективен для улучшения состояния кожи и суставов». Т.е. получается, что лучше пить где-то 5-10 г гидролизированного коллагена (в зависимости от массы тела).

5) особенно хочется выделить хорошую переносимость приема гидролизированного коллагена (если у человека нет аллергии на какой-то конкретный вид белка, конечно).

Что касается «фукающих» врачей — надо трезво понимать, что врачи в основной своей массе слабоваты по части химии, не говорю это в оскорбление, понятно, что химия не их приоритетный предмет. Также нечасто встречаю врачей, хорошо знающих английский язык и регулярно читающих статьи на PubMed, обычно это только те, кто врачебную практику сочетает с занятиями наукой и сам пишет статьи в журналы. Да и русскоязычные статьи тоже далеко не все читают. Здесь виной скорее является дикая загрузка + если литература врачом и изучается в рамках самообразования, то это будет скорее что-то из области прикладной медицины, а не какие-то отдаленные исследования, более близкие к фундаментальщине. Поэтому их мнение нужно слушать с учетом этих факторов. Наука, она хоть и осторожна в своих высказываниях, но все же некую пользу от перорального приема гидролизированного коллагена признает (и для суставов тоже, кстати).

Что касается доказательной медицины — она отбрасывает очень многое, что не соответствует критерию «прошло многоцентровые клинические исследования на куче людей». Но ведь речь и не идет о том, чтобы принимать коллаген вместо чего-то доказанного, речь идет о вместе, о дополнительном приеме коллагена. Здесь главное относиться трезво и рационально к тому, какие результаты человек ожидает увидеть от приема данного БАДа.

Лично я коллаген пью, разных источников происхождения. Помню, в студенчестве обязательно была курсовая работа по гигиене питания, там каждому нужно было проанализировать свое питание за неделю. У всех поголовно был перебор по углеводам и недобор белка (и еще ночной студенческий жор :D ). Сейчас, конечно, стараюсь употреблять разные источники белка на постоянной основе (мясо и курогрудь, и нежирные говядину со свининой, и морепродукты, и рыбу красную и белую + растительный белок), но вот все равно не могу я столько есть, хоть убейте. Да и никто в моем окружении необходимые количества скорее всего не выедает (окромя людей, набирающих «массу»). Ze_Ujas правильно подметила, что регулярное употребление белка не всегда равно потреблению необходимого количества по БЖУ (и по аминокислотной ценности, кстати).
SVIATLANA 26 сентября 2025, 18:53
Можно спросить у Вас вопрос, неотносящийся к колагену, но мне интересный. Как Вы относитесь к источнику белка из молочных продуктов? Буду благодарна за ответ.
Reiru 26 сентября 2025, 20:05
Я бы так сказала: исследования по протеинам молока есть, конечно, но они носят скорее несистематизированный, больше «точечный» характер, в основном это небольшие, пока сугубо фундаментальные отдельные исследования в духе «использование протеинов молока как средств доставки лекарств/ионов» и т.п., либо исследования in vitro, т.е. на клеточных культурах, либо животные модели, и те, и другие данные нельзя слепо «переносить» на человека. Исследования на людях есть, но опять же по довольно узкому профилю тем в основном: например, использование лактоферрина в лечении вирусных заболеваний человека (гепатиты, ВИЧ, герпес, ротавирус и т.д.). Есть исследования по успешному пероральному и косметическому применению лактоферрина для нормализации реакций иммунного ответа/противовоспалительного эффекта в рамках лечения заболеваний кожи (акне, атопический дерматит, псориаз). А, ну еще использование казеина (конкретно его производного — казеинового фосфопептида) для реминерализации зубов, реально есть такое стоматологическое средство, оно довольно известно, по его эффективности есть исследования:

Итого: протеины молока — объект интересный и многообещающий, но пока, к сожалению исследован недостаточно хорошо/широко, покрыт «туманом войны» и больше про «нишевое» применение. В принципе попробовать попить лактоферрин как дополнительное средство в период простуд/при наличии патологий кожи, особенно совместно с пробиотиками (т.к. по ним тоже есть успешные исследования в тех же областях), то почему бы и нет?
SVIATLANA 27 сентября 2025, 18:12
Благодарю Вас за такой развёрнутый ответ.❤️
Всегда с большим интересом читаю Ваши комментарии, с уважением и восторгом отношусь к Вам, как к человеку, занимающемуся наукой и готовым делиться своими познаниями с нами. Ваши ответы всегда содержательны, всегда даны доступным нам языком, и самое интересное, что Вы находите для нас время.
Всегда рады будем видеть Вас и среди авторов, и среди комментаторов. Всех благ и в работе, и в жизни.🥰
ShaLenka 26 сентября 2025, 19:32
А какое оно количество? Как оно зависит от образа жизни человека, от его возраста? И надо ли стремиться к этой норме, если тебя устраивает твое нынешнее состояние на все 100%.
Reiru 26 сентября 2025, 20:39
Это вопрос, конечно, интересный и вполне закономерный. Я, наверное, так сказала бы: т.к. я не диетолог, то судить о правомочности установленных норм не берусь — не я их вводила, не мне их и пересматривать. Когда я училась в медунивере, то на гигиене питания нам была озвучена норма потребления белка из расчета 1 г/1 кг массы тела. Причем, по моей памяти, с возрастом нам было рекомендовано уменьшать количество углеводов и увеличивать количество овощей, белок оставлять в рационе обязательно + добавлять силовые нагрузки в связи с тем, что с возрастом пойдет падение мышечной и костной масс, а это влечет за собой проблемы (включая риск сахарного диабета, остеопороз). Причем женщинам силовые нагрузки тоже очень важны.
Лично я пью коллаген по большей части ради суставов потому что вижу явный эффект — реально меньше хрустят. Еще у меня себорейный дерматит, в комплексе с другим уходом помогает пусть и не добиться полной ремиссии, но облегчить состояние (кстати, лайфхак про прием коллагена при себ. дерматите вычитала на англоязычном реддите).
А так, если состояние человека устраивает на 100%, то, наверное, он и сам не будет стремиться к нормам или что-то принимать дополнительно.
ShaLenka 26 сентября 2025, 20:55
Спасибо за развернутый ответ. Он подтвердил мои мысли). Всё что требуется в моем образе жизни есть.
miinichka 27 сентября 2025, 08:07
Спасибо большое за ваши шикарные развернутые и такие обоснованые ответы 🙌♥️
MariannaKKK 26 сентября 2025, 20:09
Плюсую. Я вижу толк от коллагена. Добираю белок легко (считаю кбжу где-то 120гр белка). Каждый вид белка отличается по аминокислотному составу. Видимо моему организму достаточно белка, поэтому коллаген может пустить на «красоту», которая с точки зрения природы бессмысленна.
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 20:28
Скажите, пожалуйста, какие конкретно препараты вы принимаете? После этого треда задумалась, не стоит ли присоединиться :)
Reiru 26 сентября 2025, 21:01
Я начинала с японского meiji amino collagen (заказывала из Японии), потом еще парочка каких-то японских были, потом перешла и долго сидела на ай хербовских California Gold Nutrition CollagenUp и Code Age Multi Collagen Peptides и еще какие-то оттуда пробовала, после закрытия пью Primebar'овский (беру без вкусов, даже не знаю, если честно, какое качество сырья (если кто-то знает — отзовитесь), так что Вы меня тут не слушайте :D ).
Но лично я пью ради суставов, разницы между всеми этими коллагенами не увидела, для меня одинаково эффективны.
Вот сама хочу посмотреть здесь, какой коллаген люди рекомендуют.
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 21:07
Спасибо! Ещё немного офтоп — а клетчатку не пьете?
Я сходила к диетологу и выяснила то же, что вы выше сказали: меньше углеводов, больше овощей. Но не могу себя заставить эту траву жевать   Задумалась о концентрированной клетчатке. Можете, пожалуйста, про нее рассказать, пьете ли, имеет ли смысл или только овощи, только хардкор?
Reiru 26 сентября 2025, 21:36
Вот здесь, увы, не подскажу, потому что овощи люблю (даже гораздо больше фруктов), поэтому каждодневно их ем. Когда есть свежие, то свежие (но живу на Урале, лето короткое и жестокое, так что губу приходится закатать), а так замороженные смеси беру (главное, чтоб без картохи с рисом) или на развес.
Вообще клетчатку видела в продаже — псиллум подорожниковый, например, или отруби (иногда их ем как снэк), но я бы голосовала за овощи все-таки, потому что овощи — это не только ценный мех клетчатка, но и витамины, антиоксиданты и другие полезные биологически активные вещества. Наверное, если Вам тяжело набирать одними овощами, то можно добавить клетчатку в дополнение, но полностью заменять я бы не стала. Неравнозначная замена все-таки как по мне. К тому же, Вы же не будете скорее всего полностью отказываться от углеводов я так понимаю, можно их употреблять в виде цельнозерновых злаков, это тоже доп. клетчатка.
Plodovayamushka 26 сентября 2025, 21:42
Спасибо за развернутый ответ. Да, клетчатку в дополнение, не на полноценную замену :)
А что вы с заморозкой делаете? Тушите их?
Reiru 26 сентября 2025, 21:47
Да, просто тушу.
Avanturin 27 сентября 2025, 20:54
Концентрированная, клетчатка — японский аодзиру. Продается на маркетплейсах, один стик на прием, один раз в день. По стоимости доступный, есть разные вкусы. Много лет в инсте смотрела девочку, которая жила в Японии, она по-японски смешивала утром аодзиру с коллагеном и выпивала. Говорила, что все в Японии так делают )
Plodovayamushka 27 сентября 2025, 21:25
Спасибо, нашла на озон. А вы сами пьете его?
Avanturin 28 сентября 2025, 08:20
Да. Зимой-весной для восполнения клетчатки.
Sorelle 28 сентября 2025, 15:32
Я пью псиллиум в капсулах от Solgar как доп клетчатку. Удобно, главное, пить больше воды)
Plodovayamushka 28 сентября 2025, 15:42
Спасибо, я как-то семена подорожника в лечебных целях принимала. А здесь они в качестве Бад? Любопытно, просто дозировка ниже?
Sorelle 28 сентября 2025, 15:50
Да, измельченная шелуха семян подорожника) Дозировка 500 мг, в сутки до 2 капсул, но я принимаю по одной)
CvSt 09 октября 2025, 09:11
Попробуйте клетчатку Алексеева, на маркетплейсах продается. В ней собрано 13 видов пищевых волокон.
Glashona 27 сентября 2025, 00:50
Подскажите, пожалуйста, имеет ли значение способ приёма в зависимости от еды? Т.е. натощак минимум за полчаса до завтрака, как писали на айхербе, или сразу после еды, как обычно БАДы, или вообще не имеет значения?
Reiru 27 сентября 2025, 22:04
Вы знаете, вопрос интересный. Специально прошерстила исследования по коллагену, которые считаются наукой благонадежными в плане достоверности результатов (это всякие слепые рандомизированные плацебо-контролируемые исследования), так вот там кто как эксперимент ставил: где-то вообще нет указаний, просто сказано «ежедневное употребление», где-то указано, что испытуемые принимали сразу после обеда, где-то испытуемым самим предоставили право выбирать: до еды или во время. Т.е. встречаются всевозможные варианты. При этом результатом всех исследований вне зависимости от времени приема/пищи стало статистически и клинически значимое улучшение параметров кожи (влажность, эластичность и т.д. и т.п.). Поэтому можно сделать вывод, что это роли никакой не играет, главное — регулярность.
Сама я тоже принимаю как придется. Я вот даже нашла у себя пачку такого коллагена, так там прямо на упаковке нарисовано, что его можно хоть в напитки, хоть в пищу:
Glashona 28 сентября 2025, 00:31
Спасибо вам большое за ваши комментарии и ответы!
Isterika 26 сентября 2025, 20:37
Пью нон-стоп. И наконец-то и мама оценила, она из-за суставов гулять не ходила последний год, а теперь каждое утро по часу занимается скандинавской ходьбой.

Мне одна уважаемая гинеколог дала совет для интимной гигиены использовать только хозяйственное мыло, да, да, то самое) Не все врачи адекватны в своём профессионализме.
Dorlena 29 сентября 2025, 00:12
Для суставов актуально. Какой коллаген нравится вам и вашей маме?
Isterika 04 октября 2025, 14:08
Вот такие беру. И витамин с с биофлавоноидами в порошке. Замешиваю в шейкере вместе и пью. Развожу с водой.
Японские тоже пробовала, по цене накладно на постоянку, поэтому заказываю с iHerb через байера.
Isterika 04 октября 2025, 14:09
Isterika 04 октября 2025, 14:21
Пью натощак. Потом пробежка. То есть завтрак у меня примерно в 9 утра, то есть через 4 часа после приема коллагена.
Dorlena 04 октября 2025, 17:15
Спасибо за такой подробный ответ 🌼
Ellina 27 сентября 2025, 06:48
Не пью и не собираюсь! Ибо сама медик и отрицательно отношусь к БадаМ, нередко наблюдала проблемы со здоровьем у людей пьющих БАДы ( особенно печень )
miinichka 27 сентября 2025, 08:14
Сколько я всего наслышана про коллаген, даже раком от него пугали.
У меня двое детей с РАС, постоянно контактирую с разными врачами и в последнюю секунду стараюсь для себя хоть что-то спросить 🤪
Как обычно, сколько врачей столько и мнений и тут уж сама решай кого тебе выбирать 😅
Но, те врачи которые занимаются медикаментозной поддержкой детей, не категоричны в отношении приема коллагена. Все адекватно понимают, что даже с нашим реально правильным питанием, добрать нужное количество белка из пищи, без шансов.
По этому я пью коллаген по утрам 🙌
jjjjkkkk88 27 сентября 2025, 21:34
Я не понимаю что значит без шансов. Я знаю что у людей разные вкусы, но даже когда я сидела на диете ради интереса посчитала белок пару дней и выходило всегда не меньше 60 (я вешу 50). Что вы едите вообще что не добираете белок?
miinichka 28 сентября 2025, 13:15
От куда столько категоричности?
Вам перечислить мое и детей меню, чтобы вы согласовали посмотрели и да, сказали что все таки недобор белка?
jjjjkkkk88 28 сентября 2025, 14:09
Нет никакой категоричности. Я часто слышу что добрть белок на обычном рационе невозможно. И я не понимаю как его вообще возможно не добрать
Yera 28 сентября 2025, 14:29
Когда-то около года ежедневно вела дневник питания, куда все записывала. По белку точно не помню, но выходило около 15-25 грамм в день. В особо упорные дни получалось ну 30-35. Правда, я не вылезала тогда примерно за 1200 ккал в день. И я тогда как ни крутила рацион, так не понимала, как его можно было добрать без перекоса, надо было или вылезать за лимит по ккал, либо есть один лишь творог с яйцами. Решить это можно было только прицельным приемом протеина.
jjjjkkkk88 28 сентября 2025, 14:33
Я сегодня за завтрак съела норму белка (4 куриных голени и 2 кусочка сыра)
jjjjkkkk88 28 сентября 2025, 14:34
А меня еще ждет обед (запеченая говядина) и творожок на ужин. Ну наверное еще что-то съем, не знаю
Yera 28 сентября 2025, 14:56
Я это и назвала «есть один лишь творог с яйцами» условно. То есть питаться преимущественно белковыми продуктами. Потому что 4 голени курицы — это уже под 400 ккал. К ним разве что голый огурец добавить можно. Я так не могу.

Я ем грибы, супы, крупы — чечевицу, гречку, киноа, булгур, иногда пасту, капусту, томаты, авокадо, очень много салатов, заправленных оливковым маслом, жирную рыбу, горький шоколад, сыры (а это жиры в основном, а не белок), яблоки, яйца (но это 6-7 грамм белка в одном, я их не по 10 ем в день), жру муку.
jjjjkkkk88 28 сентября 2025, 15:01
Я тоже ем крупы, и вообще питаюсь интуитивно и ни в чем себе не отказываю. Но между лишним куском курицы и тарелкой гречки я выберу первое (а тарелка гречки уже не влезет). Возможно я просто очень люблю мяско
Yera 28 сентября 2025, 15:05
Я из куска курицы и тарелки гречки выберу настрогать греческий салат и съесть его. :)

У меня чисто белковых продуктов в питании немного. В основном это яйца и рыба. Но их немного по общему количеству белка.
jjjjkkkk88 28 сентября 2025, 15:20
А вы мясо не едите из желания или нужды? Без мяса тогда конечно все понятно откуда нет белка.
Я ем обычно любое мясо и свежие овощи, в салате или просто так (когда никто не видит я вообще ем руками🙈). Раньше любила супы, после похудения желудок сильно сузился и теперь мне трудно влить в него столько жидкости. Да и вообще они больше не привлекают. Иногда крупы варю чтобы с гуляшем или печенью поесть и все. Фрукты и яйца люблю, с утра в меня легко может провалиться 5 вареных яиц, макароны и другую муку терпеть не могу
Yera 28 сентября 2025, 16:06
Я сейчас не ем мясо-птицу, только рыбу, яйца и молочку. Но молочку я не люблю, ем только сыры (это жиры). Из высокобелковых продуктов я люблю только яйца.

Но даже тогда, когда я ела мясо, я все равно не очень понимала, как можно есть только одно мясо так много мяса.
Yera 28 сентября 2025, 16:14
И еще я обычно ем оооочень много орехов и злаков.

Вчера я ела вредную еду.

Это были моти несладкие, без сахара, с орехами целых 6 штук на 200 грамм.
Шоколад горький, 25 грамм.
Тофу жареный со свежими, черными помидорами, политый бальзамическим уксусом.
Мисо-суп с тофу (в общем-то там в основном только мисо-паста и тофу были, водоросли не считаются)
Тофу суммарно за вышло вчера около 150 грамм.
Пару бутербродов с твердым сыром, типа пармезана, зеленью и томатами на черном хлебе. Хлеб грамм 40, наверное.
Яблоко очень большое, грамм на 400.
И вино виноградное, домашнее грамм 150, сладкое.

Вот как-то так.
Yera 28 сентября 2025, 16:30
Сегодня на завтрак я съела грамм 100 греческого йогурта с семенами чиа (около 2 столовых ложек) и примерно 200 мл яблочного сока + 15 грамм желатина (под влиянием этой ветки я вчера сделала мармелад из яблочного сока и желатина без сахара).
miinichka 28 сентября 2025, 21:28
То же самое, ни при каких обстоятельствах не выберу голени вместо гречки. Питаюсь разнообразно, рыба и овощи и злаки, но такое количество мяса я есть не готова. Творог есть в рационе, но не в таком количестве. Яйца больше люблю перепиленные, ими белок не наберешь. Я больше своей едой наберу растительного белка, но это не то )) индейка и курица в рационе примерно 1 раз в 2-3 дня, просто так получается. Углеводов простых почти нет. Вот в таком рационе белка из пищи и не хватает.
ShaLenka 28 сентября 2025, 15:25
Поддерживаю! В любой ситуации выберу мясо)))
SNasty 28 сентября 2025, 17:00
Знаете, не все могут сьесть 4 голени на завтрак. Мой завтрак — йогурт и кофе. Но даже и на обед, ни я, ни муж не сьедим по 4 голени. Я максимум две, муж максимум три. И это, возможно, будет единственный прием мяса за день.
Selfade 28 сентября 2025, 19:24
Вот тоже подумала, что 4 голени это мне на неделю обеды 😁
jjjjkkkk88 29 сентября 2025, 06:50
Странно это все. Со мной что-то не так? Я не могу представить себе ни одного приема пищи без мяса. Если нет мяса это какая-то закуска а не полноценный завтрак/обед. Даже когда я ем 5 яиц я потом съем что-то мясное.
Никогда не понимала завтраков типа молочных кашек. Я после кашки захочу есть через 20 минут.
При этом всем я очень стройная девушка (50/175) и ем так всю жизнь, начиная с того момента как меня перестала кормить мама (молочными кашками)
SNasty 29 сентября 2025, 08:42
Я сама ростом 174 см. Всю жизнь худая. Очень долго весила 50 кг летом, до 55 кг зимой. При своем типе питания ( максимум 1 яйцо на завтрак или пакетик каши или йогурт). Сейчас в 43 года поправилась до 58 кг. Питание осталось прежним, просто сейчас веду малоподвижный образ жизни. При вашем типе питания очень сложно сохранить подобный вес, либо вы активно занимаетесь спортом.
jjjjkkkk88 29 сентября 2025, 10:18
Я набрала вес до 60 после неправильного лечения, для того чтобы похудеть обратно мне понадобилось просто убрать сладкое/муку/корнеплоды и прочие углеводы. Пробовала разное, но только простое интуитивное питание помогло избавиться и от жирка и от ужасных отеков. Так вышло что мое интуитивное питание это типа кето диеты. А как можно набрать на мясе я представляю трудно. Тем более я ушла от всех рецептов и просто запекаю/варю(иногда жарю печень и говядину). В мясе не так много калорий, и его не съешь много. Средний мой дневной рацион это 1800 кк
Plodovayamushka 29 сентября 2025, 08:45
Вы никогда ни с кем не ходите обедать и не видите, как большинство питается? Честно говоря, таких даже и порций нет в кафе-ресторанах, чтобы без гарнира 4 бедра :) Ваше удивление кажется наигранным.
jjjjkkkk88 29 сентября 2025, 09:48
Если я ходила в столовую на обед то обед был примерно одинаковый у всех, а в ресторанах я как и попутчик обычно брали стейк/ребра и какой-то салат. А что еще можно заказывать в ресторане? Мужчины с которыми я жила питались так же как и я. За остальными не следила
jjjjkkkk88 29 сентября 2025, 09:51
4 бедра звучит странно для ресторана, такое в кфс продают.
Selfade 29 сентября 2025, 08:50
С вами все так. У нас у всех разные организмы и пищевые привычки. Выше тут все пишут, что большинство людей физически не смогут каждый день одновременно добирать норму белка и продолжать разнообразно питаться
Yera 29 сентября 2025, 15:31
А у вас какая группа крови? Мясоедами, вроде, 1 группа считается. Возможно, антинаучно, но все равно интересно сверить.
jjjjkkkk88 29 сентября 2025, 16:42
3 отрицательная
Yera 29 сентября 2025, 17:18
Спасибо. Видимо, совсем плоха эта теория питания по группам крови.
katerina878 27 сентября 2025, 11:27
Пью! У меня только благодаря ему перестали сыпаться волосы..., до этого было страшно трогать их руками
BETEP 27 сентября 2025, 18:10
Пила морской пептидный коллаген год, в составе был витамин С. Потом еще полгода морской коллаген плюс Биосил. Абсолютно никаких изменений на себе не заметила. До приема много прочитала информации, пришла к выводу, что если в питании достаточно разного белка (мясо, птица, рыба, яйца, желатин, молочные продукты) — то этого для организма достаточно. Но также было много информации, что все же дополнительный прием коллагена иногда улучшает суставы, кожу, волосы и ногти, поэтому решила пробовать на себе. Чуда не случилось 😊 Сейчас просто стараюсь в питании поддерживать много разного белка, все хорошо.
Ksenika 27 сентября 2025, 19:13
Пью почти постоянно и давно, очень легко проследить эффект, если вы занимаетесь силовыми нагрузками,, особенно приседы с штангой. Колени бесшумные становятся.
Dorlena 28 сентября 2025, 23:27
Спасибо. Колени, на мой взгляд, гораздо объективнее, чем волосы-ногти. Все же сложно оценить, что повлияло на состояние кожи, волос или ногтей — новый крем/шампунь/маска, добавление в рацион какого-либо витамина/микроэлемента и т.п.
А какой коллаген вы предпочитаете? Какой не зашел?
Ksenika 29 сентября 2025, 13:47
Мне нравится awoch Active в последнее время, главное не меньше 5-6г порция, sport research долго пила, когда была возможность. Лучше порошковый действует на мой вкус. Беру обычно с вкусовыми добавками, без них ощущение, что пьёшь перемолотые кости🤣
Dorlena 30 сентября 2025, 07:52
Благодарю за уточнения. Как раз рассматривала без вкусовых добавок, в итоге заказала с ними.
Ksenika 30 сентября 2025, 11:20
Многие растворяют в соках, тоже хороший вариант, но более калорийный конечно
shipulinaln 29 сентября 2025, 19:45
Иногда покупаю и пью, обусловлено следующим опытом — в пору увлечения сайтом айхерб, купила рыбный коллаген в большой белой банке, кажется фирмы калифорния. Цель была — улучшить состояние кожи, суставов и ногтей, у меня ногти очень тонкие, иногда, просто рвутся. В результате заметила-ногти на ногах стали реально толще, даже болезненно ть присутствовала из-за непревычного давления на кожу. На остальное влияния не заметила, ни суставы, ни ногти на руках, ни кожа не изменились. Так, что трудно сказать, куда организм использует этот белок. Возможно, если пить очень долго, и главное, по-многу, то есть ни одну ложечку, будет эффект. Но, денег жалко. Лучше потратить их на еду :), хотя, иногда покупаю упаковку
peraspera 29 сентября 2025, 21:33
Благодаря теме начала пить давно лежавший коллаген 😁
strela_777 29 сентября 2025, 23:13
И я, год настаивалась банка 😆
валерия ли 09 октября 2025, 09:54
Я вижу результат по ногтям. Пока пью коллаген, растут как бкшенные. Дочь тоже заметила. Знаяит эффект какой никакой есть)