Парфюмерия наших дней вовсе не та, что была ранее. Всё хуже и хуже работают старые маркетинговые паттерны, а сама парфюмерия активно меняется под давлением инновационных технологий, современного образа жизни, модных тенденций. Сегодня, даже не будучи глубоко увлеченными миром запахов, люди уже не относятся к флакону духов как к чему-то роскошному и малодоступному. Иметь один флакон уже не модно, всё чаще и чаще пользователи собирают на своей полке вполне функциональный парфюмерный гардероб.
На фоне новых тенденций интересно наблюдать, как, при доступности информации, некоторые мифы о создании и предназначении парфюмерии ещё остаются живы. Как бы ни подбрасывал интернет современные и просветительские статьи корифеев ароматной химии, таких как Матвей Юдов, как бы ни были доступны стримы и онлайн интервью с всемирно известными парфюмерами — люди хотят верить в особые драгоценные ингредиенты, ручную индивидуальную сборку, свободу творчества парфюмера, осененного идеей. Несмотря на то, что производство парфюмерии неразрывно связано с миром чувств и эмоций, фактически всё обстоит совсем иначе.
Более-менее привычный вид для нынешнего покупателя духи обрели во второй половине XIV века, их производство было совсем не таким, как в наши дни. Тогда в маленьких лавках парфюмер, он же владелец марки и магазина, создавал духи вручную, времена же промышленного производства наступили позже.
Первая в мире парфюмерная фабрика была основана во Флоренции в 1608-12 годах, в монастыре Санта Мария Новелла. Однако принято считать, что современное искусство создания духов зародилось в XIX веке. Его “отцами” называют Жака Герлена — Guerlain, Франсуа Коти — Coty, Эрнста Дальтроффа — Caron. Именно благодаря их основополагающим теориям в науке о разработке запахов, производство ароматов из кустарного превратилось в прерогативу крупных парфюмерных компаний.
Безусловно, в разных странах существовали уникальные традиции использования ароматов, многообразие форм духов (масла, пудры, душистые воды, сушеные травяные смеси), местная флора, а значит — эксклюзивное парфюмерное сырье. Восток предлагал миру специи, бальзамы и смолы, Франция — цветочные поля, альдегидную историю и многое другое. Средиземноморье радовало бергамотом, цветами апельсинового дерева и шипровым звучанием. Однако взаимные экономические культурные интеграции стран и регионов, а также мощное развитие химической промышленности и всеобщая глобализация производства в корне изменили весь процесс создания парфюмерии.
Итак, производство современных духов — сложный высокотехнологичный цикл. Любой продукт, попадающий на полки магазинов, создан профессионалами, протестирован на безопасность, изготовлен с соблюдением всех требований гигиены и экологичности. Какая же работа стоит за производством вашего флакончика?
Прежде всего, это работа в команде. В процессе производства принимают участие отдельные маркетинговые компании, либо корпоративные PR-департаменты той или иной марки, креативный и финансовый отделы заказчика, а также, исходя из бюджета, крупные или средние концерны-производители душистых материалов и отдушек. Кроме того, не стоит забывать об изготовлении стекла, распыляющих механизмов, печати этикеток и упаковки. И лишь после успешного сотрудничества упомянутых участников готовый продукт передается в производство. Заводы по изготовлению парфюмерии — это совершенно отдельные структуры, знающие все о химических и физических процессах в ароматах, о требованиях к гигиене, безопасности компонентов, технологическом цикле подготовки и разлива духов. И только потом — логистика…
Алгоритм работы сложный и совершенно точно не поддается географическому делению. Компания-заказчик будущей композиции может находиться в любой стране. Производители сырья могут быть из того же региона, хотя, вполне вероятно, располагаются в противоположной стороне земного шара. Продавать духи будут по всему миру. Это и есть великая парфюмерная глобализация.
Идея и рождение
Самое главное в создании успешных духов — яркая, интересная идея. Она принадлежит бренду, первому участнику цепочки производства. Рожденная в голове у великого координатора марки — креативного директора (реже это коллективная работа всего креативного отдела), она обдумывается и доводится до идеала, чтобы в итоге появилось понимание, каким должен быть будущий аромат. Описывается все до мелких деталей: как должен пахнуть новый продукт, как и с чем вызывать ассоциации, где будет продаваться, в каком ценовом сегменте позиционироваться и так далее.
Идея — лишь отправная точка, после которой основная работа ложится на маркетинговые департаменты или компании. Они помогают четко сформулировать, для кого аромат будет производиться. Ведь важно не просто найти идею, важно знать основные современные тренды и четко понимать — кто станет целевой аудиторией аромата (страна, возраст, финансовый уровень покупателя). Все это обдумывается не раз, взвешиваются нюансы и составляется техническое задание (бриф), по-другому, детальное описание продукта понятным для парфюмеров языком. Чем больше профессионализма, опыта и таланта у креативного директора, тем понятнее и подробнее получится техническое задание.
Создание композиции и формула
Бриф готов. Его передают исполнителю задуманного — компании по производству душистых материалов. Некоторые марки, такие как Chanel, Louis Vuitton, Christian Dior, Guerlain и другие, имеют собственных штатных парфюмеров, работающих годами и десятилетиями на марку. Такие компании, как правило, заключают длительные контракты с конкретными производителями душистых веществ и отдушек. В остальных случаях, после подготовки брифа, именно креативный директор бренда выбирает концерн по производству ароматических материалов и отдушек. Затем концерн решает, какому парфюмеру, штатному сотруднику или контрактнику, отдать техническое задание. Подобная компания по производству отдушек является собственником и изготовителем огромной палитры душистых веществ, среди которых есть как общеизвестные, так и собственные разработки: каптивы — совершенно новые арома-молекулы, фирменные базы — они же аккорды.
Таким образом, парфюмер, будучи для простого пользователя творцом, сердцем парфюмерной композиции, на самом деле — чёткий исполнитель технического задания, у которого элемент творчества сведён к умению широко использовать доступную ольфакторную палитру. Да, парфюмер работает по брифу и только в его рамках, воплощая задумку креативного директора, и, по сути, подчиняется не только основной идее, но и бюджету, определенному для будущих духов. У парфюмера не стоит задача придумать прекрасное, он соберёт ту композицию, которая устроит заказчика, и не более.
Здесь важно отметить, что формула будущего аромата не всегда является собственностью марки. Часто права на неё принадлежат концерну, разработавшему формулу. А название духов всегда патентуется маркой-заказчиком, и часто — на несколько лет раньше, чем продукт будет выпущен. Патент оформляется на определенный срок, его можно преждевременно аннулировать или продлить. Естественно, этим занимаются юристы, которые тоже активно участвуют в процессе.
В современном мире никто не использует мифические драгоценные ингредиенты, собранные вручную на частных полях для дорогих парфюмов и дешевую синтетику для масс-маркета. Стоимость сырья некоторых шедевров невысока, а вполне банальные композиции иногда используют дорогие ингредиенты. Часто синтетика имеет высокую цену, а что-то натуральное — вовсе нет. Кроме того, очень важно, сколько требуется того или иного компонента. Приобрести 1 килограмм сырья будет значительно менее выгодно, чем 100 килограммов одного и того же ароматного вещества. Поэтому часто в доступных композициях используются вполне себе дорогостоящие ингредиенты, как бы ни хотелось думать иначе.
Проработав 10 лет в одном из крупнейших модных домов, я не раз принимала участие в подготовке нового парфюмерного запуска, и хорошо знаю, что вовсе не редкие ингредиенты влияют на ценообразование, а тираж, рекламная компания, стекло и умение парфюмера работать с предложенной палитрой.
Для того, чтобы духи покупали и оценивали высоко, крайне необходимо обеспечить сходимость партий (отсутствие заметных различий в аромате от партии к партии), правильную техническую сборку (отсутствие осадка, контакта с воздухом при производстве и разливе, а также стабильность, гарантированную безопасность ингредиентов в готовой смеси). Концерны-производители отдушек на самом высоком уровне могут обеспечить стандарт качества сырья согласно требованиям «страшной» ассоциации IFRA International Fragrance Association, известной своей «жестокостью» к прекрасным душистым мхам и бергамотам. Соответствие законодательству и требованиям различных стран к составам и сертификации подобной продукции также обязательно.
Компаний-производителей отдушек очень и очень много. Есть ТОП-5, они — столпы современной парфюмерии. К ним относятся IFF, Firmenich, Givaudan, Symrise, Takasago. Есть более мелкие: Eurofragrance, Sozio, Floressence, Argeville, Techniko Flor, Moellhausen, Luzi и бесчисленное множество других. К слову, занимаются они не только духами, но и всем, что пахнет — отдушками для пеномойки, бытовой химией, пищевыми ароматизаторами и так далее. И если духи еще как-то можно смешать самостоятельно, то технические характеристики отдушек для банных линий, свечей и подобного требуют особых навыков, знания аромахимии и высоких технологий.
Парфюмер
Он готовит столько вариантов парфюмерной композиции, сколько потребуется для того, чтобы главный координатор процесса, креативный директор, получил тот вариант, который его удовлетворит. Иногда всё протекает очень быстро, иногда занимает долгие месяцы и требует множество вариаций формулы. Вот здесь максимально проявляется именно творческая сторона процесса создания духов. Парфюмер волен, расправив крылья, в рамках данного бюджета, использовать ту палитру химических веществ, которая кажется ему наиболее подходящей для воплощения идеи.
Есть мнение, что для парфюмера это — кабала, принуждение и отсутствие творческого подхода. Но, честно говоря, опираясь на собственный опыт, я не помню ни одного личного проекта известных парфюмеров, который бы стал хоть сколько-то успешным. Akro Оливье Креспа и Mizensir Альберто Морийяса так и не стали популярными и известны лишь узкому кругу увлеченных. А ведь их композиции этих парфюмеров, созданные для других брендов, стали шедеврами… И подобных примеров, на самом деле, очень много.
Процесс «сборки» духов
Парфюмерная композиция, согласно разработанной формуле, смешивается на заводе по компаундингу, который принадлежит производственной компании душистых веществ и ароматизаторов. Первый этап — подготовка парфюмерной композиции (отдушка, вода, спирт). Второй этап — выстаивание. Парфюмерную жидкость помещают в специальные емкости из нержавеющей стали и выдерживают, в среднем, от трех-четырех недель до нескольких месяцев. Третий этап — фильтрация. Здесь удаляется осадок, образовавшийся при выстаивании. Затем композиция охлаждается, снова фильтруется от появившихся осадочных фрагментов, нагревается до комнатной температуры, и духи готовы к разливу во флаконы.
Разлив происходит в стерильно-чистые флаконы, их укупоривают (завальцовывают специальной помпой), надевают крышку, пакуют в коробки, целлофанируют. Упаковка также требует больших вложений. Необходимо подобрать визуал — стекло, этикетки, шрифт/оформление, механизм распыления, колпачки и многое другое. А еще окрасить жидкость. Парфюмерия, вещь синестетическая, воспринимается комплексно и опирается на работу различных чувств – обоняния, осязания, зрения. Восприятие потребителя можно очень легко настроить на определенные ожидания, лишь изменив цвет духов. К примеру, с зеленого, который мы ассоциируем со свежестью, на фиолетовый, вызывающий ассоциации со сладким не самым легким ароматом. Один и тот же аромат, окрашенный в разные цвета, воспринимается совершенно по-разному.
Решать эти задачи, подбирать идеальные формы флакона и цвет жидкости — тоже обязанность креативного директора и его команды. Пока флакончики готовятся встать на полки парфюмерных магазинов, маркетинговые отделы уже вовсю «подогревают» потребителя (рекламная кампания, презентация), разрабатывают инструменты фокусировки ожиданий (пирамидки, описание аромата, слоганы). Это очень затратная часть, занимающая, вместе с упаковкой, огромную долю бюджета.
Таким образом определяется конечная цена аромата. Дорогостоящим может оказаться стекло, рекламная кампания или все вместе. Стоимость самой парфюмерной композиции совершенно ничтожна в сравнении с маркетингом, тарой, упаковкой и рекламой. А вот затраты на драгоценные ингредиенты… Они практически не влияют ни на стоимость композиции, ни на ее красоту.
Теперь вы знаете, сколько высокообразованных и профессиональных специалистов задействованы в изготовлении духов. А как много новых душистых веществ разрабатывают команды ученых! Сколько современных производственных комплексов работает, не покладая рук, чтобы, купив и открыв заветный флакон, вы испытали вихрь эмоций. Чтобы сложился образ. Чтобы вы почувствовали себя сильными, желанными или погрузились нужную атмосферу. Чтобы поверили: в духах точно есть магия!
Похожие публикации
Производство российской косметики - взгляд изнутри
Акватика: свежий парфюмерный тренд 2022 в разгар жары
Есть ли пыльца единорога в бюджетных ароматах и чем на самом деле ниша отличается от люкса?
Комментарии
это мой флакон. Готовлю обзор на ее ароматы, люблюАмуажный жучок и хризантема
Спасибо, читается запоем.
П. С. Про бекон повеселило 😁
У всего этого созданного (молекул и их соединений) есть чисто физические свойства — летучесть (субстантивность), цепкость, особенная реакция на тепло и так далее, вот от этого и зависит раскрытие аромата. Сначала испаряются самые летучие («быстрые») молекулы, более крупные и неповоротливые начинают долетать до нашего носа лишь спустя время, Есть такие, которые требуют окисления и так далее. Кроле, если примитивизировать, скорость испарения выстраивает некую очередность. В реальности все чуть сложнее, и, собирая духи, парфюмеры четко понимают их поведение во времени-пространстве))
Или, вот, роза… если вы в цветочном понюхаете много роз — уловите малиновые нотки, младкие, шафранол, ментол, кислинку и многое другое. То есть все розы пахнут по-разному. А розовое масло хоть и немножко разнится — это лишь один аспект, и без дополнительных составляющих духи с розой не раскрасить…
Не бойтесь синтетики… вода, она н2о и в бутылке и в кране и в источнике))
Технические характеристики- стойкость, диффузность(шлейф), сходимость партий — вопрос личных пристрастий. Мне стойкость не важна, а кому-то очень!
Сам запах оценивается только лично. То что нравится мне — не обязано нравиться вам. Ольфакторный профиль (тип запаха) может быть не новым(уже много похожих) но выполнен изящно. Или ольфакторный профиль новый, а выполнен грязно… то есть, если вы не эксперт, а пользователь — ориентируйтесь только на свой нос!
А почему делают фигню…. Ну она не фигня, строго говоря. Это или эксплуатация узнаваемого и коммерчески успешного профиля, слегка кастрированного, либо изначально собранная композиция, которая должна быть настолько усреднённой и приятно-неявной, чтоб понравиться большинству (читай- тираж продажи масса). Это и есть бриф в котором говорится — собрать нейтральный привычный обычному потребителю профиль, который вряд ли будет серьезно отличаться от обычного привычного ежедневного аромата, но в другом стекле и с другой легендой. И такое заходит, так как 90 процентов людей к парфюмерии относятся как к совершенно лишнему, ну ок, вроде социально необходимому, но совсем не основному. И лишь 10 процентов увлечены. Но они выбирают иначе… то есть, все же вопрос — кто будет это покупать. Если ответ «все» — нужно нейтральный аромат
Я к слову, темы о парфюмерии люблю именно читать, поскольку в 2007 году моя жизнь разделилась на до и после — случился отёк квинке на мои обычные любимые духи, и потом уже опытным путём стало очевидно, что все химические запахи сильнейшим образом влияют на мои легкие. И с тех пор в моей жизни нет парфюмерии и запахов, только статьи о них 😁
Оксана, спасибо за возможность подглядеть «за кулисы» парфюмерного мира. Очень интересно!
P.S.: оформление поста также на высоте
Меня всегда интересовало, если по сути одни и те же инги и более-менее похожие брифы, и парфюмеры плюс-минус одинаково работают, откуда столько безликих ароматов? Или нестойких? Или плохо собранных? И почему мы говорим «пахнет дорого или дёшево»?
И как обстоят дела у инди парфюмеров? И русские, коих с каждым годом все больше?
Парфюмеры работают не одинаково, опыт, палитра, задача, сроки — все разное.
Стойкость — редко стоит задача сделать именно стойкий запах. Любой щапах проверяется на стрйкость на ткани и она всегда приличная. Нестойкость понятие субьективное и относительное. Плюс мода… обновляй аромат почаще и купишь новую банку — не без этого. И инги не все стойкие. Но честно говоря, современная парЮмерия — жесть какая стойкая на мой взгляд.
Плохо собраны — об этом может говорить реально лишь эксперт. Ну и нанюханный… если есть пример плохой сборки — я бы поняла точно, что имеется в виду. Потому что с точки зрения профессионалов плохая сборка это очень техническое понятие
Русские парфюмеры — есть те, кто вслепую (ибо людей с профильным образованием в инди парфюмерии не знаю) покупают и смешивают, есть те, кто делает чисто лего — собирают блоками. Я бы не хотела называть имен, очень тонкая тема. С точки зрения мало мальски коммерческих красивых проектов — не знаю ни одного. С точки зрения носа — многое может понравиться, а почему бы и нет?
Основные пробемы инди — отсутствие профильного образования, у нас пытаются в курсы, но это не оно… отсутствие опыта, затраты, отсутсвие легальной сертификации (это спиртовая продукция и получить такое сертификат для инди — задача непосильная), ограниченная палитра сырья (бюджет). Отсюда и цена, несходимость партий, аллергии на продукцию (я получила) и многое другое
Есть русские парфюмеры, которые собирают духи профессионально, то есть выступают по сути креативными директорами, остальное делают поофессионалы за рубежом. Но там своя история
И да, я тоже в свое время получила отек Квинке при знакомстве с русской парфюмерией, что надолго меня от нее оттолкнуло. Теперь наверстываю… С переменным успехом :)
Для меня магия духов всегда на финальном этапе, где я и флакон. Разнюхивать, находить новые и новые грани, сравнивать, оставлять и возвращаться.
Оксана, Ира, спасибо за труд!))
Я вообще не разбираюсь в парфюмах. Понять, подходит ли мне аромат, могу только поносив и поняв, как он меняет мой день.
Для меня в первую очередь парфюм — это магия флакона. Смотрю и понимаю, сколько сил и таланта вложено в данную форму.
А теперь буду слушать и понимать, сколько труда и знаний вложено в аромат.