Книги были, есть и будут (уверена!) источником вдохновения для парфюмеров. Очередное подтверждение тому – ароматы нового итальянского нишевого бренда Novellista. Бренд заявил о себе всего несколько месяцев назад.
Ольфакторная «библиотека» Novellista – это 10 гендерно-нейтральных ароматов, каждый из которых вдохновлен шедевром мировой классической литературы. Ароматы созданы французскими парфюмерами, и, полагаю, они особенно прониклись этой работой, ведь часть посвящений – это произведения французских писателей. К своему стыду, я читала не всё, поэтому даже теоретическое изучение коллекции («объекты исследования» в пути и не успевают приехать вовремя…) подтолкнуло к тому, чтобы наведаться в ближайшую библиотеку и восполнить некоторые пробелы…
Ароматы доступны в концентрации EdP, объёмы: 10 мл (от 2120 рублей), 75 мл (от 6200 рублей).
DEEP MOON
Верхние ноты: кардамон, грейпфрут, цвет апельсина
Ноты сердца: шалфей, кориандр, имбирь
Ноты базы: мох, ветивер, ваниль
Тип аромата: восточный древесный
«Наступила ночь, высоко над деревьями взошла полная луна и залила землю призрачным светом. И в эту ночь, печально сидя у пруда, Бэк ясно почувствовал, что в лесу идет какая-то новая для него жизнь. Он встал, насторожил уши, понюхал воздух. Издалека слабо, но отчетливо донесся одинокий вой, затем к нему присоединился целый хор. Вой слышался все громче, он приближался с каждой минутой. Снова Бэк почувствовал, что слышал его когда-то в том, другом, мире, который жил в глубине его памяти…»
– Джек Лондон «Зов предков»
Удивительная повесть о псе с непростой судьбой, в котором инстинкты взяли верх, вернув его в лоно природы и сделав вожаком волчьей стаи. Название я бы перевела как «Полная луна» – та самая, на которую так хочется повыть… А сам аромат представляю как атмосферу ущелья, где пес потерял последнюю связующую нить с человеком, и леса, в котором он обрел новую семью: прохладная свежесть пряно-специевых аккордов в сочетании с землисто-мшистыми.
Парфюмер: Jean Michel Santorini
SILK DESTINY
Верхние ноты: мандарин, розовый перец, груша
Ноты сердца: жасмин самбак, индонезийские пачули, роза
Ноты базы: элеми, амбра, сандаловое дерево
Тип аромата: цветочный шипровый
«Это дневник одного лета из моей жизни, в котором я не изменил ничего, даже даты, ибо я нахожу, что, стоит упорядочить события, как весь порядок сразу же нарушается. Хотя на первый взгляд самая большая роль принадлежит госпоже Хризантеме, главные персонажи, вне всякого сомнения, это Я, Япония и Впечатление, произведенное на меня этой страной».
– Пьер Лоти «Госпожа Хризантема»
Мы больше наслышаны об опере «Мадам Баттерфляй», о романе Пикуля «Три возраста Окини-сан», но предтечей была именно «Госпожа…».
По описанию создателей Silk Destiny выглядит романтичным ароматом, передающим красоту, экзотичность и необычность Японии – от ее культуры до природы. Думаю, в этом аромате сильнее всего ощущается изящное сочетание груши и цветов, тонко приправленных розовым перцем и оттененных бальзамическими тонами элеми… Должно быть прозрачно и призрачно, как лепестки сакуры, опадающие на землю и растворяющиеся в ней. Но этот образ лично у меня не вяжется с самой книгой: всё, что более-менее действительно впечатляло французского офицера в Японии, как мне показалось, – природа, а «временная женитьба» на гейше – лишь развлечение и статус. Для него японцы были едва ли не низшей, желтой расой…
После прочтения «Госпожи Хризантемы» хотелось возненавидеть Лоти, но лично мой гнев был смягчен прочтением «турецкой» «Азиаде». В любимом мной (и Лоти) Стамбуле много мест связано с псевдонимом этого писателя, которого в реальности звали Луи Мари-Жюльен Вио, – и холм, откуда он любовался красотами Стамбула и где сейчас расположено кафе «Пьер Лоти». Это в районе Эйюп, где и разворачивались события «Азиаде». И улочка в исторической части города – Султанахмете, на которой расположен отель «Пьер Лоти» (лет 16-17 назад, когда я только начинала ездить в Стамбул, он казался чем-то недосягаемым, потому что был окутан ореолом престижа, но в последнюю поездку мы с дочкой наконец позволили себе в нем остановиться), и расположенный на той же улице в паре кварталов от «Пьер Лоти» отель Aziyade… В «Азиаде» Лоти был более искренним, более чувственным и чувствующим (и неудивительно – это его первый роман, а любить он к тому моменту еще не разучился...), а к «Госпоже...» он пришел уже будучи пресытившимся любовных утех и приключений, циником и «потребителем» женских тел…
Парфюмер: Marie Huguenot
UNIQUE WOOD
Верхние ноты: розовый перец, герань, лаванда
Ноты сердца: сычуаньский перец, черный перец, цветы фиалки
Ноты базы: бобы тонка, амбервуд, ваниль
Тип аромата: древесный ароматический
«В сердце шевелилось волнующее беспокойство от сознания, что он находится в новой стране, где человек может быть действительно свободным. Он не отдавал себе отчета, что именно подразумевается под словом «свобода». Но он и не задумывался над этим. Он ждал, чтобы события развернулись сами, как будто они его вовсе и не касались»
– Д.Г. Лоуренс, М. Л. Скиннер, «Джек в Австралии»
В 17 лет – из Англии в Австралию, где всё совершенно по-другому, и превращение из мальчика в мужчину. Жизнь на (богатой) ферме, дикая природа, любовь… Но снова аромат мне кажется больше о природе, и снова пряно-специевые и древесные аккорды. Думаю, аромат должен звучать суховато, – описывая саванны и пустыни этого материка… Хотя я бы, например, создавая аромат по этой книге, «поиграла» бы с акацией – в книге упоминается как эндемик акация заостренная (Acacia acuminata), которая на изломе ветвей пахла героям книги «смородинным вареньем», хотя второе ее название «raspberry jam» – «малиновое варенье». И к этим кустам в книге масса отсылок… Чем не unique wood – уникальное дерево?
Парфюмер: Cyril Roland
CRAZY RICH
Верхние ноты: мандарин, зеленое яблоко, листья фиалки
Ноты сердца: болгарская роза, герань, жасмин самбак
Базовые ноты: иланг-иланг, сандаловое дерево, мускус
Тип аромата: фруктовый цветочный
«Мне теперь тоже было легко и весело. Я выпил две полоскательницы шампанского, и все, что я видел перед собой, казалось мне исполненным глубокого, первозданного смысла».
– Ф.С.Фицжеральд, «Великий Гэтсби»
Бурные 20-е и те, кто может себе позволить ни в чем себе не отказывать. Короткая цитата и пирамида рисуют мне картину того самого момента. Уж не помню, какое именно шампанское пил Гэтсби, но, судя по тому, что пил уже не из бокала, а из полоскательницы для рук, оно не просто «подышало», а успело выдохнуться, почти отпустив свою искрящуюся свежесть и превратившись во фруктовый сидр… (а может, это и вовсе было Lambrusco с его преобладанием фруктовых оттенков во вкусе и ароматы. Хотя оно считалось напитком бедных…)
Парфюмер: Christian Vermorel
SUMMER FLARE
Верхние ноты: грейпфрут, мята, дыня, персик
Ноты сердца: жасмин самбак, летние цветы, розовый перец
Базовые ноты: техасский кедр, ваниль, белый мускус
Тип аромата: цветочный свежий
Каникулы юной американки Дейзи Миллер (Г. Джеймс, «Дейзи Миллер») в Европе и «о, времена, о нравы!». Дейзи молодая, красивая, взбалмошная и бесконечно уверенная в своей неотразимости особа. При этом она часто поступает так, как «не принято», чем вызывает гнев окружающих… По пирамиде представляется аромат именно как ода молодости и красоте, легкости и беззаботности – свежесть грейпфрута и мяты, упоительная сладость дыни и жасмина, легкое кокетство ванили…
Парфюмер: Daniel Visentin
(к сожалению, точной цитаты в переводе на русский не нашла…)
BLUE FORTUNE
Верхние ноты: лайм, ягода можжевельника, аир
Ноты сердца: ореховая трава, розовая суперэссенция, жасмин
Базовые ноты: пачули, элеми, кедр
Тип аромата: фруктовый шипровый
«Всегда спешишь быть счастливым, <…> кто долго страдал, тот с трудом верит своему счастью»
– Александр Дюма, «Граф Монте-Кристо»
С одной стороны, мне видится этот аромат с отсылом к классическим мужским за счет сочетания можжевельника и древесно-бальзамических аккордов – и рисующим образ Эдмона Дантеса, молодого, перспективного, счастливого. А с другой – вот вам стопка джина в старом портовом кабаке Марселя, где пахнет сыростью, где за затертыми до лоска деревянными столами сидят пьяненькие моряки в просмоленных куртках...
Пожалуй, именно этот аромат я хочу попробовать более всего. В детстве (на пороге подросткового периода) была влюблена в образ Эдмона Дантеса, чуть ли не плакала над его судьбой и искренне удивлялась, насколько расчетливо он мстил своим обидчикам.
Парфюмер: Christian Vermorel
ROUGE PRIVÉ
Верхние ноты: дамасская роза, лимон, бергамот
Ноты сердца: эссенция розы, пион, пачули
Базовые ноты: бензоин, ветивер, мускус
Тип аромата: восточный цветочный
Даниэль Дефо – это не только «Робинзон Крузо». Но и «Счастливая куртизанка, или Роксана», его последний роман. История женщины, от которой сбежал муж, оставив ее с долгами и двумя малолетними детьми. От содержанки и куртизанки, куда ее вынудила податься жизнь, – к даме высшего света. Недолгие слезы, а затем любовные утехи и интриги… Казалось поначалу, что, как это бывает, – «ради детей», но дети оказались позабыты, а их мама настолько предалась праздной жизни, что боялась, что тайное может стать явным, и всплывет ее прошлое… Мне кажется, аромат о богатстве, роскоши, искушении – драгоценная эссенция розы, роскошный пион, подслащенные бензоином. Бархатно, густо, упоительно и также пышно, как соблазнительный бюст леди Роксаны, пытающийся вырваться на свободу из тесного корсета…
Парфюмер: Emelie Bouge
COUTURE CHIC
Верхние ноты: цветок апельсина, зеленые ноты, розовый перец
Ноты сердца: турецкая роза, жасмин самбак, корень ириса
Базовые ноты: бурбонская ваниль, пачули, пралине из черной смородины
Тип аромата: цветочный гурманский
«Наконец-то в любой компании я мог сойти за человека, хорошо воспитанного, и когда я говорил, мои слова редко противоречили классу моей элегантности и моего чувства стиля».
– Жан Леонард-Алексис Атье, «Сувениры Леонарда, парикмахера королевы Марии-Антуанетты»
Этот роман не читала, но о личности Леонарда информацию встречала: своего рода Жан-Поль Готье XVIII века, благодаря которому Мария-Антуанетта стала иконой моды и стиля того времени. Роскошь, порой слишком чрезмерная и даже вычурная; парики еще выше, юбки платьев еще шире. Больше пудры, больше! – чтобы лицо и волосы казались кипенными… А еще картошка, макеты корабля, фигурки животных и т.п. в прическе… «Гуляй, шальная императрица», чоуж… Хотела бы увидеть в этом аромате пикантную специевость перца, яркий жасмин, наглость которого уводит розу на второй план; сладкую бархатисто-маслянистую ваниль… Надеюсь, со сладостью создатели все же не переборщили…
Парфюмер: Amandine Galliano
VELVET DUSK
Верхние ноты: эссенция бергамота, мандарин, листья фиалки
Ноты сердца: ветивер, мускатный орех, табак
Базовые ноты: мускус, амбра, кедр
Тип аромата: древесный ароматический
«Но главное: будь верен сам себе;
Тогда, как вслед за днем бывает ночь,
Ты не изменишь и другим…»– У. Шекспир, «Гамлет»
Как мне кажется, аромат рисует тот самый вечер, когда Гамлет встречает призрак умершего отца. Последние отблески заходящего солнца – в цитрусах, мрачность замка и дум главного героя – в древесных и табачных аккордах. Хотя не должен, конечно же, аромат звучать совсем мрачно; я в целом не вижу бренд, как «зашкварную нишу» для избранных, наоборот. Но меланхолия, присущая Гамлету, вполне может в этом аромате прослеживаться.
Парфюмер: Emelie Bouge
OUD VENTURE
Верхние ноты: османтус, семена кардамона, шафран
Ноты сердца: гваяковое дерево, папирусное масло, пачули
Базовые ноты: мирра, черный перец, агарвуд
Тип аромата: восточный древесный
«Ибо открылось мне, что человек подобен цитадели. Он разрушает стены, чтобы добиться свободы, но с той поры он всего лишь снесенная крепость, открытая звездам. И тогда приходит тревога – тревога, что он никто»
– Антуан де Сент-Экзюпери, «Цитадель»
Философская книга, где в каждой строчке – глубокий смысл. А аромат, как мне кажется, – это отсыл к случаю, когда Экзюпери потерпел авиакатастрофу в пустыне, где едва не погиб от жажды, но был спасен бедуинами. К случаю, который, собственно, и послужил толчком к написанию «Цитадели». Именно шафраном чаще всего парфюмеры «рисуют» пустыню, а здесь он переплетается с пряно-специевыми и древесными нотами, в числе которых уд. И в названии интересная игра слов: oud (уд) и adventure («эдвенче» – приключение).
Парфюмер: Marc Zini
А какими бы произведениями литературы вдохновлялись вы, создавая аромат, и какими бы «нотами» вы его «рассказали» на ольфакторном языке?
Я бы (предсказуемо!) обратилась к «Азиаде» Лоти и творчеству Орхана Памука, но в последнем случае это были бы сплошные драмы и hüzün – «грусть-печаль» 😊
Комментарии
Если бы я была парфюмером, я бы выбрала «Вокзал потерянных снов» Чайны Мьевиля, и это был бы чертовски странный аромат — цветы, подгнившие фрукты, ржавчина и песок, и самую малость той озоновой нотки, которая есть в некоторых парфюмах.
А из перечисленных в посте больше всего заинтересовали Unique wood и Blue fortune, пожалуй.
Мне на самом деле интересны все ароматы по книгам, которые мне знакомы. У меня в таких случаях мозг работает дальше потребительского «нравится/не нравится» — всегда интересно, какими ольфакторными «словами» парфюмер описывает что-то…
Очень надеюсь вскоре попробовать ароматы и, скорее всего, сделать пост про ожидания, которые изложила здесь, и про то, какой оказалась реальность
Парфюм бы я создала по мотивам «Сага о Форсайтах»,- тонкий, чувственный, элегантный с нотой розы, но не сладкой
Интересная ассоциация… У меня бы разные части «Саги...» пахли по-разному…
У вас Роксана (Даниэль Дефо) плавно превратилась в РоксолануИ роман превратился в аромат
Поправила, спасибо!
Ещё бы Мастера и Маргариту кто-нибудь сочинил и Вино из одуванчиков)
*ушла гуглить
Думаю, и мой другой пост вам должен понравиться — kosmetista.ru/blog/perfumes/111402-neobychno-atmosferno-realistichno-my-bibliotheca-o.html, там в тексте есть подборка «книжных» ароматов и кое-что девушки в комментариях дополнили