Мыло может не только очищать, но и быть полезным, радовать глаз. Если вас увлечет эта тема, вы обязательно изучите ее подробнее, а пока я расскажу вам про азы мыловарения в картинках, таблицах и схемах.
Коротко о главном
Основа — мыловарческий «полуфабрикат». Она состоит из глицерина и ПАВ и бывает:
• твердая, жидкая, кремовая
Жидкая основа используется для создания шампуней, жидкого мыла, пен для ванн. Пропорции активных веществ, которые добавляем в процессе, не отличаются от добавленных в твердое мыло. Кремовая основа считается более мягкой, интересна в декоре.
• прозрачная и белая/цветная
Белая – прозрачная основа, в которую добавили диоксид титана. Российские производители, ко всему прочему, выпускают основу разных цветов.
• с содержанием базовых масел и без
Некоторые производители выпускают основы, которые уже содержат базовые масла, это стоит учитывать при добавлении базовых масел.
• с разными температурами плавления
А вот этот пункт зависит от содержания воды в основе. Чем больше воды, тем ниже температура плавления. Обычной считается 60°С. Обратите внимание, некоторые наборы для творчества содержат основы с высокой температурой плавления. Она подходит только для поделок. Мыло получается ярким, границы цвета четкие. Чем меньше воды, тем больше мыло сушит кожу. Информация о температуре плавления обычно есть на сайте производителя или дистрибьютора основы.
• с разными ПАВ
Хитрые маркетологи не дремлют. То, что основа не содержит ЛаурИлсульфат натрия, не значит, что там нет ЛаурЕтсульфат натрия и ЛаурАт натрия. Если вы считаете SLES более безопасным вариантом, присмотритесь к основе из Англии.
Сверхкритические СО2 экстракты получают путем экстрагирования при высоком давлении в среде углекислого газа. В процессе растительное сырье переходит в жидкую фазу, а после нормализации давления избыток углекислого газа испаряется.
Примерное соответствие эффекта и экстракта:
Базовые масла (они же жирные, растительные, фиксированные, масла-носители) – получают методом отжима семян, орехов, косточек. Такие масла жирные, не испаряются, имеют слабый аромат или не имеют его вообще. Могут быть как в твердом (кокосовое, манго, какао), так и в жидком виде (миндальное, виноградной косточки, конопляное). В мыловарении используются как активный компонент и для смягчения щелочной среды. Поэтому, чем больше базового масла в мыле, тем хуже оно пенится.
Примерное соответствие типа кожи и масла:
Эфирные масла получают методом дистилляции и экстракции из листьев, коры, цветов, корней растений. Они испаряются, обладают концентрированным ароматом. При попадании на кожу, чистое эфирное масло может вызвать раздражение, поэтому их разводят в базовом масле. Помимо действия через кожу, воздействуют на организм через гипофиз (аромотерапия). Поэтому выбирайте эфирные масла не только по свойствам, но и по аромату. К слову, их можно смешивать между собой, создавая композиции. Стойкость аромата в мыле не очень большая — несколько месяцев.
Примерное соответствие типа кожи и масла:
Косметические отдушки представляют собой смесь эфирных масел и синтетических компонентов. Не рекомендуется смешивать с эфирными маслами и между собой. Если хочется получить, скажем, аромат булочки с корицей, то лучше сделать слой мыла с ароматом выпечки и слой с ароматом корицы. Стойкость получившегося аромата — несколько лет.
Красители бывают пищевые и косметические. Пищевые (они же мигрирующие) не замутняют основу, но через 1-2 недели смешиваются друг с другом в мыле. Косметические красители замутняют прозрачную основу, но не мигрируют, сохраняя четкость границ разных цветов.
Также в мыло добавляют соки, отвары трав, сухоцветы, коллоидное серебро, д-пантенол (75%), мед, глину, скрабы.
Порядок, в котором добавляются ингредиенты в мыльную основу из расчета на 100 гр:
Необходимый минимум
Для приготовления самого простого кусочка мыла понадобится:
• форма
• мыльная основа
• базовое масло
• отдушка/эфирное масло
• краситель
• емкость для смешивания (которую можно поместить в микроволновую печь)
• палочка для перемешивания
• зубочистка
• спирт
• разделочная доска
• нож
• микроволновая печь
Вообще говоря, если вы обращали внимание на наборы для мыловарения, которые продают в магазинах для хобби, то в них не будет базового масла и спирта. Но без масла получится поделка, которую я бы не стала использовать каждый день, а хранила бы как сувенир. Спирт же удаляет пузырьки с поверхности мыла, помогает сцеплению слоев между собой.
Конечно, это далеко не полный список того, что можно использовать в мыловарении, но для начала этого вполне достаточно.
Прежде чем опустошать полки магазинов, изучите ящики и шкафчики своей кухни. Больше половины из того, что перечислено, вы можете найти там.
Про маленькую елочку или самый простой рецепт
Как видите, список расширился на несколько позиций: пигмент косметический, алоэ-вера, д-пантенол, аллантоин, ментол, одноразовые перчатки (настоятельно рекомендую), водный термометр, пипетка (так как в моем базовом масле нет дозатора).
Итак, одеваем перчатки и начинаем работу.
1. Режем основу кубиками:
Максимальный размер, который нормально растворяется при нагревании — 10х15х15 мм.
2. Кладем в емкость. Желательно иметь один стакан с делениями, это облегчит расчеты, но если у вас хороший глазомер, подойдет любая емкость, предназначенная для использования в микроволновой печи. Здесь ровно 100 г основы.
Нагреваем 30 секунд. Это время получено опытным путем, поэтому может отличаться. Главное — не доводите основу до кипения. Нормальная температура плавления 60°С. Если в стаканчике остались отдельные кубики основы и их меньше трети от общей массы, не спешите еще раз ставить стаканчик в микроволновку. Просто помешивайте. Они и сами быстро растворятся.
Обратите внимание, режем 100 г мыльной основы, а заливаем 100 мл. Да, ее плотность действительно близка к 1000 кг/м3. Эта простая истина еще облегчит вам жизнь.
Для елочки достаточно 50 мл. Переливаем необходимое количество в отдельный стаканчик и далее работаем с ним.
3. Добавляем две капли красителя, перемешиваем. Обратите внимание на то, что основа слегка помутнела, так как это косметический краситель. На мой вкус, маловато. Добавляем еще 3 капли.
4. Пока я добавляла красители и помешивала, температура опустилась до приемлемых, для добавления базового масла, 45°С. Признаться, я редко использую водный термометр. Обычно определяю так: если я могу продержать руку на стаканчике 10 секунд и не отдернуть ее, значит температура опустилась до 50°С. Если на стенках стакана образуется пленочка, а стаканчик напоминает теплую кружку чая, то температура около 45°С. Если на поверхности основы образовалась пленочка, то 35°С. Если корка, то 30°С и ниже.
Итак, добавляем 5 капель масла зверобоя.
5. А теперь полезности: 3 капли д-пантенола, 1 каплю алоэ-вера, аллантоин (нормальная концентрация в мыле — 1% от общей массы, это примерно количество порошка, которое поместится на кончике ножа), пару кристаллов ментола.
6. И последнее — 3 капли эфирного масла ели. Перемешиваем.
7. Моя формочка не очень устойчива, поэтому использую вот такую конструкцию:
Посыпаем форму пигментом, сбрызгиваем спиртом. Он обезжирит поверхность формы, края готового мыла получатся четкие, без ненужных пустот.
8. Заливаем форму мылом. Несомненный плюс мыловарения — это чистое хобби, поэтому при заливке лучше не аккуратничать. Чем медленнее заливаем, тем больше пузырьков. Образовавшиеся пузырьки убираем, сбрызнув поверхность мыла спиртом.
9. Оставляем форму застывать. При комнаткой температуре мыло застывает за 1 час, в морозилке — около 15 минут.
10. Достаем мыло из формы. Для того, чтобы успешно достать мыло, оно должно полностью застыть. Растягиваем края формы от центра в стороны, пропуская между мылом и формой воздух, надавливаем на дно формы.
Готово. Неровные края всегда можно обрезать ножом.
Как видите, пигмент лег искристым «снежком» на веточки елочки. Особый шарм этой простой формы заметен, если намочить мыло: пена образует «снежные шапки»
О том, как склеить слои
Усложняем нашу задачу. Для градиента я обычно использую симметричные формы, вы можете выбрать любую. В данном случае — силиконовая форма в виде хризантемы.
Правило склейки слоев элементарно:
1. Залить первый слой
2. Дать высохнуть
3. Процарапать
4. Побрызгать спиртом
5. Залить второй слой
На примере хризантемы:
1 слой. На самое донышко формы наливаем буквально несколько капель основы, окрашенной в изумрудный цвет с добавлением уже знакомого пигмента. Такие тонкие слои легко проплавить основой второго слоя, поэтому это единственный случай, когда можно не царапать застывший слой, а вот сбрызнуть спиртом обязательно.
2 слой. Для этого слоя в прозрачную основу добавляем несколько капель красного красителя. Заливаем. Даем высохнуть.
Царапаем зубочисткой неглубокую сеточку, сбрызгиваем спиртом.
3 слой. В основу для второго слоя добавляем еще красного и пару капель черничного пигмента. Заливаем третий слой, даем ему высохнуть, царапаем, сбрызгиваем.
4 слой. Добавляем еще больше черничного пигмента, заливаем до конца. Оставляем застывать.
Вынимать мыло из силиконовой формы — одно удовольствие. Вот такая получилась хризантема.
Как сделать декоративные элементы
На примере вот такой пластиковой формы я покажу как делают декоративные элементы. Обратите внимание, в отличие от «елочки», у «тортика» есть подставка.
Для мелких декоративных элементов обычно основу не насыщают ни маслами, ни экстрактами, так как такие элементы смыливаются за первую неделю.
Сбрызгиваем форму спиртом, заливаем зеленую базу. Даже не пытайтесь залить форму точно по границе элемента, в данном случае листика. Избавляемся от комплексов и излишнего перфекционизма.
А почему? А потому, что все лишнее легко обрезаем ножом или шабером после застывания.
Возвращаем элементы на свои места, Царапаем, сбрызгиваем.
Заливаем красную основу. Тоже без комплексов. Лишнее подчищаем.
Берем немного коричневой основы и капучинатор (можно и блендер, но первый в таких малых объемах удобнее). Взбиваем основу в пену. Объем при этом увеличивается в два-три раза.
Не забываем процарапать и сбрызнуть застывшие «малинки» и «листики», Выкладываем пену-основу ложкой.
При застывании, часть взбитой основы осядет на дне формы. Это даст эффект политого сиропом бисквита. Последний слой спиртом не сбрызгиваем.
Литье в кокиль или 3-D формы
У изготовления так называемого 3-D мыла есть свои особенности. Пока силиконовая форма где-то на границе с Китаем, я расскажу об особенностях пластиковых форм.
Пластиковая 3-D форма представляет из себя две половинки, которые плотно соединяются друг с другом до щелчка. В низу формы вы можете видеть воронку, через которую заливается мыло.
Основная проблема таких форм в том, что со временем они перестают соединятся из-за воздействия температуры, и тогда начинаются «пляски с бубном».
Как правило, формы имеют декоративные элементы. их следует заливать в раскрытом состоянии. Не забываем процарапать и сбрызнуть спиртом после застывания.
Затем соединяем формы и заливаем мыло через воронку, перевернув форму вверх ногами. Мыло вынимаются очень просто: две половинки легко разъединяются.
Можно залить все одним цветом, можно выделить только крупные элементы.
А этого медведика я нашла в своих старых фото-архивах.
Мыло в нарезку
Я не зря говорила о том, что можно обойтись подручными средствами. У вас вполне может оказаться подобная форма для выпечки. Если нет, то очень рекомендую. Простые формы дают широкий простор для фантазии.
Выполняем уже знакомые шаги.
Достаем мыло. На своей кухне я нашла вот такую снежинку:
Вырезаем, царапаем, сбрызгиваем.
Заливаем форму в три слоя, каждый новый светлее предыдущего. Две первые снежинки заливаем на уровне первого слоя, а центральную на уровне второго. Третий слой — финальный. После застывания достаем мыло.
Готовим «снежную шапку» при помощи капучинатора, добавляем пигмент.
Для снежинок использовала Just 103, для снежной шапки NYX 03
Разрезаем.
Что делать с остатками
Остатки основы Заливаем в простые формы.
Надеюсь, была полезной. Вдохновения вам!
Комментарии
Наглядно показано, ясно описан процесс и даже начинающий сможет сделать свое мыло мечты
Огромное вам спасибо
В любом случае спасибо))
Спасибо за пост, я пусть и давно этим занимаюсь, но очень интересно было все равно
Спасибо))
Люблю варить мыло из основы, меня это расслабляет. Но имхо, все разговоры о полезности такого мыла — лишь разговоры. Все масла и иже только нейтрализуют негативный эффект от основы, которая сушит. Но это только мое мнение, не подкрепленное знанием химии и лабораторными испытаниями))
Я искренне верю только в полезность мыла, сваренного «с нуля». Но у меня дома кот, который любит зайти на кухню (она без дверей) и начать путаться под ногами. Пролить на ноги основу не так страшно, как щелочь.
А мыло из основы — приятный сувенир, который радует глаз, когда мылишь лапки, не более того.
Хотя есть и основа «с нуля», но ее опять же приходится переплавлять, что, как мне подсознательно кажется, опять же пользы не добавляет.
Есть ли эффект от полезностей? В плане заживления -да. Антиэйдж — не думаю. Про аромотерапию не забываем, опять же.
Мыло с нуля? Важно качество масел, соблюдение пропорций, температурный режим. Вот я не ручаюсь, что то, что я приготовлю будет полезно. Так что тут каждому свое, конечно.
Использовать ли мыло вообще? Конечно да. Шампуни, гели для душа, пенки — это все мыло. Все те же ПАВ и компоненты, которые их более-менее нейтрализуют.
Мыловарение для меня — больше творческий процесс, тут я с Вами солидарна.
А еще я где-то здесь ранее читала, как делать свирлы.
Интересно было про «шапку взбитую» прочитать и пигмент ( я его по незнанию прямо в основу добавляла). А если спиртом мыло протирать, оно не такое липкое становится?
В работе с детьми особенно радует то, что потом легко отмыть все вокруг.
Не такое жирное. Он именно обезжиривает поверхность и два слоя «склеиваются».
Спасибо большое за него, все очень наглядно, поэтапно и просто (со стороны). Впереди долгие новогодние праздники. Теперь я знаю, чем на них займусь!
На днях купила Фрешлайновское мыло с имбирем, чисто из-за аромата, разломала его на части и рассовала по шкафам. Цена у него, мягко говоря, кусачая((( а тут все то же, только на свой вкус и цвет можно замесить самой и дешевле выйдет, если делать партиями. На подарки близким опять же)))
Пойду попытаю китайцев на предмет форм.
Интересно, а бывает ароматизатор кока кола? Я обожаю этот запах
Да, такая отдушка бывает))) я как-то получила аромат, похожий на «байкал», смешивая эфирки. Там было маслоиланг-иланг, лимона, мяты и, кажется, капелька пихты.
Обычно пластиковые формы и в России стоят 60-300 рублей, а вот необычные 3-D выгоднее заказать из Китая.
Когда-то давно делала мыло, но потом перестала. Ваш пост вдохновил вспомнить это увлечение!
Спасибо!
Никогда не покупала пенообразователи. Может он для житкого мыла? Или ему нехватает температуры, чтобы раствориться?
Мыло я никогда не варила, но после таких подробных инструкций, думаю попробовать.
Подскажите, пожалуйста, когда можешь руки таким мылом, остается ли аромат на коже? Если да, долго ли держится?