Международный женский день учрежден в знак солидарности женщин за равные права и эмансипацию. Однако со временем в постсоветских странах праздник утратил первоначальное значение и превратился в торжество любви, нежности, красоты. В России женщин часто называют «украшением коллектива» или «милыми хозяюшками». Все это противоречит истокам праздника.
Что на самом деле значит 8 марта
Генасамблея ООН учредила Международный женский день в 1975 году. При этом считается, что праздник зародился 28 февраля 1908 года в Нью-Йорке благодаря женским митингам. В тот день десятки тысяч женщин участвовали в марше с требованиями равной оплаты и условий труда, расширения избирательных прав. Впоследствии в 1910 году активистка рабочего движения Клара Цеткин на Международной социалистической женской конференции предложила узаконить женский день как способ привлечь общественное внимание к сложностям, с которыми сталкиваются женщины всего мира. Сначала общей даты празднования не существовало, и каждая страна выбирала ее самостоятельно, как правило, в конце февраля или начале марта. Только после провозглашения ООН Международным женским днем объявлено 8 марта. Мало кто знает, что у праздника есть официальные цвета. Фиолетовый или пурпурный символизирует справедливость и достоинство, зеленый — это надежда, белый олицетворяет чистоту.
Известный историк Тамара Эйдельман считает, что Первая мировая война значительно изменила отношение к женщинам. По словам Тамары Натановны, «миллионы мужчин ушли на войну, а на работе, неважно, на фабриках, в больницах, в трамваях, где угодно их заменили женщины. Миллионы женщин пошли работать, и после войны, естественно, возникал вопрос: «Если женщины могут работать на мужских ролях, до этого все говорили, что женщины такие хрупкие, они ничего не могут. Если они могут, то почему они не могут голосовать?» И тогда постепенно мужчины всех стран начали уступать».
Вторая мировая война привела к увеличению вовлеченности женщин в политические процессы. Политолог Екатерина Шульман поясняет, «… тогда, именно женщины стали больше присутствовать на рынке труда, заменяя своих ушедших мужей, отцов и братьев. И вот, в результате, по окончанию войны начинают входить и в политическую жизнь тоже. Женщины все больше и больше присутствуют везде, они становятся, все наиболее видимы».
Однако сегодня по данным ВЦИОМ для 67% россиян 8 марта – праздник всех женщин, только 3% опрошенных помнят, что это день борьбы за женские права и эмансипацию, а для 29% — это обычный выходной.
Как современный мир отмечает праздник
В России актуальна стигма, что Международный женский день нужен для проявления внимания к женщинам. Согласно исследованию «Левада-центра» многие годы в топе подарков цветы и сладости. Флористы признаются, что 8 марта самое прибыльное время в году, мало у кого праздник ассоциируется с защитой прав женщин. Лишь в последние несколько лет в России в Международный женский день стали проходить акции для привлечения общественного внимания к гендерной дискриминации. Тем временем за рубежом подобные акции 8 марта обычная практика. В 2020 году в ряде российских городов феминистки организовали пикет и вышли с плакатами «Уважение вместо цветов», «Феминизм. Свобода. Выбор.», «Феминизм для каждой».
В Польше активистки устраивают акции ежегодно, сегодня актуальная проблема женщин страны: запрет абортов. В 2017 году министерство по делам женщин, детей и социального обеспечения Непала подготовило митинг в Катманду по случаю Международного женского дня с целью придать огласке острую проблему: дискриминация женщин на рабочих местах. Традиционно 8 марта акции за гендерное равноправие проходят в Германии, Австрии, США, Венгрии, Нидерландах, Швейцарии и многих других странах.
Ежегодно ООН предлагает тему праздника, например, в 2021 «Женщины в руководстве: достижение равного будущего в мире COVID-19», 8 марта 2022 «Гендерное равенство сегодня ради экологически устойчивого завтра». Это способ консолидировать общественное внимание на значимости равноправия мужчин и женщин в современном мире.
Безусловно, бизнес разных уровней и отраслей используют праздник в маркетинговых целях. В 2019 году бренд «Levi`s» провел кампанию «I Shape My World». В ней приняли участие женщины с активной жизненной позицией из 10 стран, каждая из них создает мир таким, каким хочет его видеть. Россию представила основательница центра «Nasiliu.net» Анна Ривина. Цель ее проекта: борьба с домашним насилием и оказание помощи пострадавшим. Марка «Vans» в честь 8 марта запустила акцию в поддержку женского скейтборда и организовала обучающие спортивные мастер-классы по всему миру. Компания «Mattel» создала серию культовых кукол «Barbie» по образу всемирно известных женщин. Среди них художница Фрида Кало, олимпийская чемпионка по сноуборду Хлоэ Ким, математик Кетрин Джонсон и другие знаменитости.
В 2020 году специально к Международному женскому дню спортивная марка «Adidas» и косметический бренд «Krygina Cosmetics» выпустили лимитированную праздничную коллекцию косметичек. «Mail Group» записали ролик, его участницы рассказывают о том, как их поздравляют, и что они хотят на самом деле.
И все-таки сейчас в России доминирует клише о 8-ом марта «праздник весны, красоты и женственности», несмотря на попытки активистов, коммерческих и государственных структур, общественных объединений привлечь внимание к дискриминации женщин в различных сферах от «стеклянного потолка» до семейно- бытового насилия. Прежде всего, Международный женский день напоминает о необходимости обеспечения равных прав и возможностей для женщин, причем не только де-юре, но и де-факто. 8 марта – это праздник справедливости, уважения, равноправия и независимого выбора каждой женщины в выборе жизненного пути.
Комментарии
Комментарии к посту отключены.