Всем привет! Недавние обсуждения ольфакторных ассоциаций в парфюмерии и влияния предложенной «пирамиды» нот на восприятие ароматов заставили задуматься. В данном посте хочу продолжить тему, заданную Оксаной Cypre и реализованную Lolala в виде эксперимента. Я решила в течение недели тестировать вслепую ароматы из своей обширной коллекции, выбрав по одному на каждый день, и записать впечатления, а потом поделиться своими выводами с Косметистой. Признаться, результаты удивили даже меня.
Мир ароматов огромен и разнообразен, и чем больше в него погружаешься, тем сильнее затягивает. Знакомство с новыми парфюмами увлекает и дарит разнообразные эмоции. Со временем я начала замечать за собой, что перестала воспринимать аромат как что-то целостное, мне обязательно нужно знать, из каких нот состоит аромат, к какой группе относится и кто производитель. Определив для себя любимые направления, я отметала остальное еще на пороге, только увидев в пирамиде нелюбимый компонент. В этом нет ничего плохого, т.к. я не трачу время на заведомо неприятные мне композиции, но я напрочь забыла об эффекте новизны и расширении кругозора.
За много лет у меня собралась приличная коллекция пробников и отливантов. Я когда-то делилась масштабами бедствия, начав проект по сокращению запасов. Он продолжается до сих пор, я планомерно расходую пробники, но по ощущениям до идеала еще далеко. А увидев эксперимент со слепым тестированием, я загорелась идеей его повторить.
К своей инициативе подключила мужа, попросив его выбирать мне «аромат дня» с утра в течение недели. Для этого выделила ему одну коробочку с пробниками (из 6 имеющихся), внутри было около 80 разных парфюмов, часть из них я когда-то пробовала, другая — совершенно новые и незнакомые ароматы (но стоящие в планах на тестирование… когда-нибудь). Условия были простыми: выбирать пробники с пульверизаторами (в своей неуклюжести он мог сворочать плотную заглушку стеклянной фиолки) и с надписями (в коллекции есть экземпляры без опознавательных знаков), чтобы можно было найти потом пирамиду аромата по названию и сравнить. Ну, и конечно, следить, чтобы ароматы не повторялись и в течение 7 дней пробники были разными. Выбрав аромат, он записывал название, распылял мне на запястья, не показывая пробник (я в это время честно закрывала глаза), и ставил его назад в коробку так, чтобы я не могла его найти. Конечно, мое любопытство могло сподвигнуть меня перепробовать все и найти «по запаху» нужный, но я проявила силу воли и эксперимент прошел без происшествий.
В свою очередь я «слушала» аромат в течение дня и записывала свои эмоции и ассоциации. В идеале, я хотела угадать ноты аромата и марку производителя. Я потерпела грандиозное фиаско и это стало большой неожиданностью.
Кстати, это занятие так увлекло мужа, что он даже немного расстроился, когда я объявила окончание эксперимента. Я думала, что он будет вытаскивать из кучи первый попавшийся пробник, но была удивлена, заметив, что он тратит не менее 15 минут на поиски подходящего, пробуя на руке некоторые экземпляры и вчитываясь в названия. И самое главное: за эти 7 дней ароматы не повторились даже направлениями! Они были все разные, из разных категорий и с совершенно разными нотами. К слову, муж совершенно слеп на ароматы и единственная реакция, которую от него можно получить на запахи это: «nice», если аромат ему нравится, и «too strong» для неприятных носу композиций.
Сделал выводы и он. Через несколько дней эксперимента сказал, что у меня очень много парфюмов и я несколько лет могу прожить без покупки новых (неутешительный вывод и грандиозный минус моей затеи). Следом заметил, что у меня много приятных ароматов и ему многое нравится, так что выбирать сложно. И когда мы уже обсуждали результаты, признался, что выбирал те парфюмы, которые по его мнению меня порадуют.
Предлагаю посмотреть на мои записи по каждому аромату, которые я публикую в неизменном виде, после чего я буду прилагать название и пирамиду аромата для сравнения.
☀ День 1. Аромат номер один.
Старт яркий и сладкий. Это малина, или абрикосы, конфитюр или сироп, с пудровым сандалом в базе. Или это ваниль в глубине, общее впечатление сладких конфетных нот, словно фруктовые леденцы. Аромат довольно громкий, но шлейф короткий. Через 2 часа начал трансформироваться в розу, узнаю ее по металлическим нотам. Или это гвоздика? Все еще приторно-сладко, но уже не так ярко, аромат наконец-то подружился с кожей. Еще через 2 часа стал затихать, вылезла ваниль, или карамель, которой полили фрукты. Что-то в духе Prada Candy или современное сладко-конфетное из люкса, но плотность и насыщенность нишевая, так что это может быть Naomi Goodsir Or du Serali. Или Bouquet Ideale Xerjoff.
База: карамель со жжёными деревяшками. Вкусно, ярко, но не настырно. Люблю носить такое осенью-зимой. Гуляла по улице в дождливый день: через маску аромат слышен. Том Форд? Килиан? Может быть и они. Через 6 часов после нанесения осталась легкая конфетная аура, аромат уже не яркий, но все еще ощущается. Просидел в итоге на коже 10 часов.
Orlov — Star of the Season
Год выпуска: 2015. Парфюмер: Dominique Ropion. Группа: цветочные древесно-мускусные
Верхние ноты: Апельсиновый цвет;
Средние ноты: Ирис и Роза;
Базовые ноты: Пачули, Сандал и Ваниль.
Цена: 145 евро за 75 мл EDP Моя оценка аромата: 7/10
☀ День 2. Аромат номер два.
Стартует зелеными ветками в мускусном облаке. Воздух в весеннем лесу. Нет влажности, скорее небольшая пыльность. Через полчаса аромат становится более цветочным. Зеленые стебли и трава, мускус уже не такой активный, но добавляются цветы. Что-то легкое, вроде магнолии.
Через 2,5 часа аромат запудривается, появляются фиалки и розы, некая помадность или аромат винтажной пудры. В конце — мшистая база, сухие травы и засохший букет цветов. Просидел на коже 20 часов.
Naomi Goodsir — Nuit de Bakelite
Год выпуска: 2017. Парфюмер: Isabelle Doyen. Группа: цветочные зеленые
Ноты: Тубероза, Ангелика, Артемизия, Иланг-иланг, Каро-Карунд, Семена моркови, Кардамон, Кожа, Стиракс и Зеленые ноты.
Цена: 140 евро за 50 мл EDP Моя оценка аромата: 8/10
☀ День 3. Аромат номер три.
Пыльные деревяшки в старте. Не парфюм, а тень от парфюма. Очень похож на Olfactive Studio Chambre Noire, но т.к. тут нет кожаных нот, скорее мягкие смолы, то это может быть его собрат Ombre Indigo.
Сидит близко к коже, без шлейфа, что-то древесно-унылое.
Было холодно и аромат делал то, что от него и требовалось: стабильно цеплялся за кожу и не мешал. Ощущение: тихая водная гладь, но что-то глубокое внутри, в чем можно утонуть. На поверхности простой и понятный, тихий и пыльный аккорд. По нотам разложить было очень сложно. Продержался на коже часов 8.
Parfumeurs du Monde — Izwe
Год выпуска: 2016. Парфюмер: Perrine Scandel. Группа: фужерные
Верхние ноты: Горький миндаль, Бучу, Грейпфрут, Артемизия и Герань;
Средние ноты: Жасмин, Шалфей, Черная смородина и Амирис;
Базовые ноты: Тубероза, Пачули и Лабданум.
Цена: 82 евро за 30 мл EDP Моя оценка аромата: 6/10
☀ День 4. Аромат номер четыре.
Свежий и ягодно-фруктовый. Немного мыльный, напомнил продукты хозпрома. В духе Amouage Sunshine, но точно не он. Очень позитивный, солнечный. Пахнет как кремы для загара в солярии. Такое, некое собирательное понятие. Есть что-то кисло-сладкое в нем, много зелени. Холодно и мерзкая погода (снова), но с ароматом тепло и солнечно. Пережить бы химозно-мускусное начало. Первая мысль: пахнет как физалис. Не запах, а вкус, переданный ароматом, совместно с ванильным пломбиром и зеленым мохито. Возможно, среди нот есть азиатские цитрусы, юзу, или что-то похожее на терпкую красную ягоду: брусника или клюква.
Аромат — энергетический заряд! Но как и со всеми энергетиками, если долго принимать, может стать плохо. Через полчаса в глубине начал показываться шоколад. Или какао. Или пралине. Но общее впечатление: я все еще сижу в солярии. Остаток дня аромат провел в виде базы, которая остается от мужских акватических ароматов: свежие деревяшки и мускус.
Nicolai Parfumeur Createur — Fig Tea
Год выпуска: 2007. Парфюмер: Patricia de Nicolai. Группа: цветочные фруктовые
Верхние ноты: Инжир, Османтус и Артемизия;
Средние ноты: Мате, Кориандр и Жасмин;
Базовые ноты: Гуаяк и Амбра.
Цена: 46 евро за 30 мл EDT Моя оценка аромата: 8/10
☀ День 5. Аромат номер пять.
Ну, здравствуй, бабушкин сундук! Мед, орешки, смолы, канифоль и немного специй. И иланг-иланг, скорее всего. На мне буквально через 10 мин это начинает превращаться в шоколад со специями. Окружающие такое точно не поймут. Плотный, тяжелый и душный. Все как я люблю :) Чувствуется дух Guerlain Shalimar или PG Bois de Capaiba. Просидел на коже 10 часов стабильно, практически не меняясь, просто плавно затихая. Смолы, гвоздика, и что-то сладковатое в базе, возможно ваниль или амбра. Продержался в совокупности на коже 28 часов.
The People of the Labyrinths — Luctor Et Emergo
Год выпуска: 1997. Парфюмер: Arturetto Landi. Группа: цветочные восточные
Ноты: Трава, Белые цветы, Ваниль, Миндаль, Вишня и Древесные ноты.
Цена: 99 евро за 100 мл EDT Моя оценка аромата: 6/10
☀ День 6. Аромат номер шесть.
Легкий и свежий. Много мускуса, влажное дерево и травы, розмарин или что-то вроде того. Кедр или сандал, но не хвоя. Папоротники. Общее ощущение тенистого влажного леса летом. Очень похож на что-то из Висконти.
Через час проступил ветивер и сухотравье, аромат совершенно не сладкий, скорее терпкий и свежий. Спасибо, никаких огурцов и акватики. Для моего вкуса все же больше мужской или для девочек, которые не любят сладкое.
Mona di Orio — Myrrh Casati
Год выпуска: 2014. Парфюмер: Melanie Leroux. Группа: восточные
Ноты: Красные ягоды, Розовый перец, Кардамон из Гватемалы, Шафран, Лакричник, Сиамский бензоин, Мирра, Ладан, Пачули, Нагармота и Гуаяк.
Цена: 180 евро за 75 мл EDP Моя оценка аромата: 7/10
☀ День 7. Аромат номер семь.
Легкий аромат ирисов с зелеными стебельками. Чуть ветивера. Через час аромат начинает звучать мягкой замшей. Для Ibitira Xerjoff тут слишком мало ветивера, для Белой Замши Форда — этот мягче и менее резкий. Я очень люблю такие ароматы, так что сегодня отличный парфюмерный день.
Мягкий мускус в базе, чуть сладковатый, как растаявшее сливочное мороженое, но не исключаю, что моя кожа опять подслащивает аромат. Практически не меняется на коже, просто становится чуть тише и мягче, очень похож на Amouage Opus III, только чуть менее стойкий.
Institut Tres Bien — Tres Russe
Год выпуска: 2017. Парфюмер: Pierre Bourdon. Группа: восточные древесные
Верхние ноты: Лимон, Бергамот, Лаванда, Мадагаскарский иланг-иланг;
Средние ноты: Апельсиновый цвет, Бобы тонка, Вербена;
Базовые ноты: Розмарин, Лабданум, Бензоин, Амбретта
Цена: 125 евро за 60 мл EDP Моя оценка аромата: 9/10
Это было весело. Сравнивая пирамиды и свои впечатления я все больше убеждалась, что если перед глазами не будет заявленных в парфюме нот, то собственный нос может подбросить совершенно нелепые аналогии. Но это, конечно, позорище. Перепутать кожу с пудрой. Не узнать некоторые цветы, которые явно есть в ароматах. Пропустить такой легкий компонент как инжир 🙈
Зато я нашла нового любимчика: Tres Russe. И убедилась, что все еще не воспринимаю смолы и некоторые травы. Я просто не знаю как они звучат и как правило выделяю что-то отдаленно знакомое, если это заявлено в пирамиде нот. Также я рада, что этот эксперимент дал мне возможность воспринимать ароматы более целостно, определяя их привлекательность по общему звучанию, а не по набору изначально заданных характеристик. Но чуда не произошло: даже не зная группу ароматов или отдельные ноты, я подсознательно отклоняла те, которые и так мне не нравятся, например, фужеры. Так что тут без сюрпризов. Оценки ароматам я ставила, ориентируясь на собственные вкусы.
У меня нет никаких сожалений, это была отличная парфюмерная неделя. Когда-нибудь я обязательно повторю :)
Какие выводы я сделала? Не гонитесь за пирамидками и именами производителей. Не ориентируйтесь на мнение других людей, они могут слышать аромат абсолютно не так, как вы. И уж точно не отклоняйте понравившийся вам аромат, если кто-то (особенно не из вашего окружения) его ругает и призывает предать анафеме.
Вспомнился совершенно нелицеприятный случай с девушкой, которая участвовала в тестировании ароматов и делилась своими впечатлениями, не ознакомившись с пирамидами и просто рассказывая свои ассоциации. И нарвалась на негатив, включая самого парфюмера, который прилюдно стыдил ее, утверждая, что в тестируемых ароматах этих нот не предусмотрено. Но вас никто не заставляет слышать именно то, что нужно другим, так что больше слушайте себя и не бойтесь рассказывать свои впечатления, даже если они не сходятся с другими. И уж тем более не извиняйтесь, что не умеете рассказывать об ароматах и выделять отдельные компоненты. Поверьте, ваш личный опыт намного ценнее.
А что вы думаете по поводу таких слепых тестирований? Хотели бы повторить?
И спасибо огромное, что осилили этот пост :)
Таня
Комментарии
Вообще, это же прекрасно, как ароматы активируют мозг, включают эрудицию и подталкивают искать аналогии. И иногда просто слышишь что-то, но понять не можешь что, но это очень знакомое. И только когда со стороны говорят: а помнишь, мы с тобой были там-то и там ещё была такая маленькая лавочка и там пекли печенье с кориандром, и рядом стоял мешок такой огромный, в нем лежали корки, а ты ещё удивилась, что он там делает. И ты понимаешь, что точно, вот оно, все это собирательное ощущение места, времени, человека рядом и всех перемешанных запахов…
Я готова!
Даже самой захотелось устроить что-то такое, но на данный момент у меня не так много неопробованных тестеров, если буду отсортировывать — то как минимум все названия станут мне известны.
Надеюсь, кто-то ещё присоединится и напишет про свой опыт :)
А касательно нот… Мое мнение, что неудивительно, что в слепом тестировании большинству из нас трудно узнать ноты. Потому что подавляющее большинство любителей парфюмерии просто не знает, как вообще пахнет монокомпонент, находящийся в духах. Люди вычленяют «мускус», «туберозу», «амбру» и прочее из уже готовых композиций. И это примерно так же, как если бы мы никогда не пробовали, например, лайма и кокосового молока, и пытались бы представить, какие они на вкус, из супа том-ям и коктейля пина-колада :)
Мне бы хотелось пройти какой-нибудь тренажер, перезнакомиться с большим количеством именно исходных компонент для парфюмерии, просто для общего развития. Знаю, что такие курсы в Москве бывают, но то времени нет, то денег жалко, так и не соберусь наверно.
Кстати, да, иногда исходник, особенно синтетический, выдаёт довольно широкий спектр аромата, а те же розы — это десятки разных сортов и пойми ещё какой используется в конкретном аромате :)
Я раньше знакомилась с конкретной нотой, просто перенюхав несколько ароматов, где эта нота заявлена. Как правило, после этого более-менее начинаешь узнавать ее :)
Мужу респект за содействие — не каждый, наверное, согласился бы на такое
Я примерно так и делаю — просто ношу духи.
Хочу дополнить к вопросу о пирамиде и нотах. Очень многие парфюмеры (нишевые) не любят все это. Создатель Unum вообще саботирует как может. Тот же Пьер Гийом нервничает часто, когда у него спрашивают про ноты. У него есть парфюм, в котором в пирамиде бензин, металл и выхлопные газы, а на самом деле там пачули, апельсиновый цвет и что-то там еще)) Просто подчинено все романтике Харлеев. Ну и он часто тоже говорит, что если ты там чувствуеim N, значит N там есть.
Мне очень нравится этот формат постов. Прям тащусь.
А ещё мне кажется, что у Вас попадания есть. Конечно, не стопроцентно, но точно есть.
Я, например, завяжи мне глаза, ни в жизни не угадаю нот. Попросту потому, что некоторые из них я ни разу не нюхала в природе и не знаю, каковы они на нюх))))).
Мне понравился по описанию древесно-унылый Parfumeurs du Monde — Izwe и несладкий Mona di Orio — Myrrh Casati. )))
Но не факт, что услышу тоже самое))
Спасибо Вам за атмосферный пост!
Я думала, что за много лет хорошо узнаю некоторые ноты, но по факту получилось определить только направления и составить общее впечатление. Проще всего было с первым ароматом, но в нем и нот меньше :)
Izwe, кстати, создавался как образ Африканской земли, сухой и пыльный аромат с зеленью и древесностью. Это просто не мое направление и на мне такие ароматы сидят скучно, люблю поярче. Но это не отменяет его красоты. И Myrrh Casati с душой сделан, познакомьтесь с ним при случае. Кто-то представляет зеленые горы, кто-то лесных дриад, там очень много ассоциаций :)
А вот читать про ароматы/ноты/пирамиды и пытаться это представить — это вот мое любимое 🥰
Спасибо за пост 🤗
Но иногда вообще ничего об аромате не хочется знать, а просто носить :)
Можно лишний раз нос потренировать, что-то пересмотреть, сделать новые открытия.
Для меня пирамида — это как тех. паспорт, одни факты. Порой читаешь пирамиду и думаешь, это я люблю, и это мне нравится, а как понюхаешь вживую… нет, не мое. Так что я только носом воспринимаю.
Рада, что вам тоже понравилось тестировать вслепую! Для меня такой опыт стал уроком в первую очередь того, что не нужно ориентироваться на название. Вот приходишь в магазин, стоит куча всего, и за что хвататься? Начинаю читать названия. В итоге получается, что за самыми неказистыми названиями скрывались самые красивые жемчужинки. Я после того эксперимента еще несколько провела, просто чтобы уж точно критичнее и к пирамиде, и к названиям относиться. Мне понравилось создавать собственное суждение о парфюме, не зная нот. Не искать сандал в Santal Majuscule, но сразу же признать его в Santal de Mysore, который потом, кстати, стал так на него похож. Не найти гвоздику в Vitriol D'oeillet, но полюбить Chergui, ненавидя всем сердцем абсолют табака… Такие эксперименты позволяют нам заглянуть внутрь себя, прислушиваться к своим собственным ощущениям. А уж если они совпадут с тем, что заявляет парфюмер, то с маркой можно и подружиться!
Действительно, рынок сейчас перенасыщен, парфюмерии столько выпущено, не знаешь на что смотреть. Я раньше старалась со всеми новинками знакомиться, потом был перерыв и когда вернулась, не знала за что хвататься, столько нового! Представляю, если нужно просто выбрать аромат на каждый день, при этом не зная что хочешь, вот тогда времени много тратится. И теперь представьте, как тяжело нашим мужчинам найти нам в подарок парфюм.
Кстати, Chergui мне очень нравится :) У Serge Lutens вообще хорошо получается многое, можно найти своё и не одно :)
Ой, мой муж раньше на вопрос, чем пахнет этот парфюм, закатывал глаза и отвечал «парфюмом». Теперь спустя сотни «занюхов», он выдает «Parma Violets», «edible», «I'm sure mum wore something like this». Словарный запас растет
Будет интересно почитать и о вашем опыте :)
Эксперимент получился очень хороший! 🌹
Из вашего списка не знакома ни с одним ароматом, увы((
есть пробник Mona di Orio аромат Suède de Suède очень атмосферное звучание кедра, специй и кожи. Плотный аромат.