Добрый день, дорогие читатели!
В очередном выпуске рубрики «Кино и стиль» я приглашаю читателей в мир, созданный Педро Альмодоваром в фильме «Возвращение» («Volver»).
Итак, прошу под кат.
Для многих зрителей фильмы Педро Альмодовара неразрывно ассоциируются с культурой Испании. Фильмы мэтра отличаются специфической колористикой и узнаваемыми своеобразными сюжетными линиями. «Возвращение» — один из тех фильмов Альмодовара, которые я с удовольствием пересматриваю снова и снова (также как " Всё о моей матери").
Название фильма символично и это касается не только сюжета, но всего процесса создания картины.
"… в этой киноленте ни одна дорога ведёт назад, к истокам."
Педро Альмодовар о фильме " Возвращение" («Volver») для издания The Guardian.
В первую очередь это связано с локацией съёмок, часть которых проходила в родной провинции Педро Альмодовара Ла-Манче.
Ещё одним «возвращением» является актерский состав картины. В этом фильме Педро Альмодовар воссоединяется со своими любимыми музами-актрисами — Пенелопой Крус, с которой за пять лет до этого работал над лентой «Всё о моей матери», и Кармен Маура, которую мэтр снял в нескольких своих проектах, но прекратил сотрудничество после фильма «Женщины на грани нервного срыва» (1988 год).
"… В том числе… моё возвращение к работе с Кармен и Пенелопой, и возвращение к моим корням. Всё это кажется мне сейчас таким трогательным."
Педро Альмодовар о фильме «Возвращение» («Volver») и работе с актрисами Пенелопой Крус и Кармен Маура для издания The Guardian.
Однако, этот фильм стал " дорогой к истокам" не только для режиссёра, но и для Пенелопы Крус. До этого актриса долгое время работала в Голливуде и возвращение к испанскому кино стало для неё настоящей радостью.
«Спустя много лет я вернулась, как вы уже сказали, к родному языку. А также к работе в Испании. Над «Возвращением» мы работали полгода – три месяца репетиции, и три месяца съёмок. И я безумно рада, что эти полгода я провела в своей родной стране, в окружении друзей и семьи. Но самым важным возвращением стала моя работа с Педро. Мы пять лет не снимали кинокартин, и, несмотря на то, что мы всё равно поддерживали связь, мне показалось, что мы не виделись лет двадцать. »
Актриса Пенелопа Крус о работе над фильмом «Volver» для издания The Guardian.
Определить основную идею фильма однозначно сложно. С одной стороны, основная идея — это возвращение к своей семье, своим корням и то, как прошлое человека в лице мёртвых влияет на его жизнь. Это хорошо читается в самом начале фильма, в самой первой сцене зритель видит кладбище и женщин, которые приводят в порядок могилы своих близких.
Но всё же " Volver" это прежде всего фильм о Женщине (или во множественном числе женщинах, как предпочитает говорить режиссер), о судьбе и тяготах, которые Женщина преодолевает в течение своей жизни, о грузе который ложится на её плечи.
На самом деле, фильм о тех женщинах, которые всегда борются, и потому остаются в живых".
Педро Альмодовар о идеи фильма " Volver".
Женщина в фильме Альмодовара многолика. Шесть актрис воплотили в себе разные женские образы и типажи. В основе сюжета история трёх поколений женщин, их связывают не только узы родства, но и общие тайны. Тема семьи очень важна для режиссера, и он с теплом вспоминает о своих сёстрах, которые тоже приняли определённое участие в создании фильма:
«На эту картину меня вдохновили события из детства. Хотя фильм современный, в Ла-Манче ничего не изменилось с тех пор, как я родился. Во время съёмок я мог позвонить сестрам и спросить, а что сказала бы наша мама в такой ситуации? Так что вся моя работа сделана отчасти благодаря им. Сестры рассказали мне, о чём они так увлеченно всегда болтали на кухне во время приготовления ужина.»
Педро Альмодовар о фильме " Volver" (для издания The Guardian")
Впервые зритель встречается с героинями фильма, когда Раймунда (Пенелопа Крус) вместе с сестрой Соледад (Лола Дуэньяс) и дочерью-подростком Паулой (Йохана Кобо) приезжает из Мадрида в провинцию, чтобы навестить больную тётю и привести в порядок могилы родителей, которые погибли во время пожара несколько лет назад. Тётя Паула, в её честь Раймунда назвала свою дочь, живёт одна в большом доме и к удивлению родственниц умудряется успешно готовить еду, содержать себя и дом в чистоте и порядке. Старушка постоянно вспоминает покойную сестру Ирену и, кажется, совершенно не понимает, что со дня её гибели прошло около четырёх лет и фактически не узнаёт Соледад и дочь Раймунды.
Нельзя не отметить красоту кадра — яркие, сочные цвета, национальный колорит в виде выложенных плиткой патио — всё это привлекает внимание не меньше, чем события и герои.
На кладбище героини встречают знакомую, Агустину, которая живёт по соседству с тетей Паулой и навещают и её. Её роль исполнила актриса Бланка Портильо. Агустина уже почти четыре года разыскивает мать, которая таинственным образом исчезла из деревни. Женщина очень гордится матерью и тем, что та была единственной хиппи в округе.
Раймунда с самого начала фильма выступает как основной персонаж. Пенелопа Крус настолько ярко продемонстрировала характер персонажа, что у зрителей, кинокритиков и журналистов сложилось впечатление, что Педро Альмодовар, выступивший в фильме ещё и автором сценария, задумал образ Раймунды специально для неё. Но режиссер опровергает это предположение, говоря, что не сомневался в том, что в его фильме будет играть Пенелопа Крус, но какую именно роль она исполнит, решил далеко не сразу. Однако, чем больше вырисовывался сюжет и характер героини, тем больше Альмодовар убеждался в том, что роль Раймунды может исполнить только Пенелопа Крус.
«Она (Пенелопа Крус) знала эту историю с самого начала, с первого листа. Но в процессе разработки сценария всегда что-то меняется. Сначала я хотел снять Пенелопу в роли внучки, но этот персонаж был не настолько важным, а мне хотелось, чтобы Пенелопа занимала значительное место в этой истории. Я долго сомневался, ведь Пенелопа слишком молода, чтобы быть матерью 15-летней дочери. Сценарий был переписан пять или шесть раз, но в конце концов, образ Раймунды стал ассоциироваться у меня только с Пенелопой.»
Педро Альмодовар о выборе Пенелопы Крус на роль Раймунды в фильме «Volver» для издания The Guardian.
В образе Раймунды режиссер стремился показать простую испанскую женщину, которая тянет на себе всю семью, как в финансовом, так и в психологическом и моральном смысле. Муж Раймунды Пако (Антонио де ла Торре) — это классический пример тунеядца и лентяя. Он потерял работу и даже не пытается найти новую, предпочитая сидеть с пивом на диване и смотреть футбол. Кроме того, Пако заглядывается на дочь Паулу.
Чтобы хоть как-то свести концы с концами женщина вынуждена искать воскресную работу, потому что другие дни уже заняты. Однажды возвращаясь поздним вечером с работы, Раймунда застает, ждущую её на остановке автобуса, дочь в слезах. Выяснилось, что папаша начал приставать к девочке и та в испуге нанесла ему смертельную рану ножом. Естественно, Раймунда старается защитить дочь и они договариваются, что в случае если об убийстве станет известно, она возьмет вину на себя.
Как раз когда героиня уничтожала следы преступления, в её дверь постучал сосед-хозяин ресторанчика, находящегося по соседству. О случившейся трагедии он не догадался, но попросил Раймунду присмотреть за рестораном пока он будет в отъезде в Барселоне. Ресторан он планирует сдать в аренду и его нужно показывать возможным арендаторам… Женщина соглашается. Это дает ей возможность спрятать труп мужа в одном из морозильников в ресторане. Одновременно с этим, Раймунда узнает от сестры, что умерла их тётя Паула и вновь нужно ехать в провинцию.
«Volver» -это фильм о «чёрной Испании»- провинциальной Испании, которая живёт предрассудками и суевериями. При этом Педро Альмодовар стремится показать, что эта часть страны не так уж далека от «белой» — городской — Испании в первую очередь потому, что в провинции люди способны проявлять солидарность.
«Они будто бы живут в прошлом веке. Но я старался показать, что эту часть Испании, с её местными законами, можно назвать «белой Испанией», потому что им не чужда женская солидарность.»
Педро Альмодовар о фильме " Volver".
«Чёрная» Испания ярко проявляется не только в начале фильма, но и когда Соледад приезжает на похороны тети (Раймунда на похороны не приехала, пустив в родной деревне слух о сложной операции, которую перенесла). Сцена, когда Соле сидит среди пожилых соседок тёти Паулы и под шелест чёрных вееров и тихий монотонный гул молитв слушает рассказы Агустины о призраках и о том, что все последние годы за посумасшедшей и полуслепой тётей ухаживал призрак её матери Ирены, выглядит очень символично.
Примечательно, что Соледад сама сталкивается с матерью, только войдя в дом, и воспринимает это как появление призрака. В этой сцене зритель знакомится с Иреной, матерью Раймунды и Соле. Её роль исполнила актриса Кармен Маура. Как уже упоминалось выше, до фильма " Volver" режиссер и его муза не работали вместе более десяти лет и после премьеры фильма в отношении образа Ирены у многих возник тот же вопрос, что и в отношении образа Раймунды: сложилось впечатление, что эта роль написана специально для Кармен Маура. Но и в этом случае Альмодовар развеял эти предположения отметив, что знаковым моментом в сценарии, который подсказал ему, что эту роль должна сыграть именно эта актриса, стало явление призрака Ирены дочери на похоронах Паулы.
"… Кармен возникла в моей голове в момент явления призрака Ирен, и это изменило всё, что я писал раньше. В самом начале фильм казался милой комедией о мадридских соседях. Но именно в момент первого явления призрака, я подумал, что вот она, история, которую я искал. Персонаж Ирен начал постепенно замещать собой главную тему фильму – отношения между матерью и дочерью. Так что идея работы с Кармен пришла ко мне практически в начале моей работы над проектом."
Педро Альмодовар об образе Ирены в фильме " Volver" и о выборе Кармен Маура на эту роль (для издания The Guardian).
Тем же вечером вернувшись в Мадрид, Соле вновь слышит голос матери, на сей раз в багажнике собственного автомобиля. Открыв багажник молодая женщина обнаруживает там Ирену и хоть теперь становится совершенно ясно, что это не призрак, Соледад не верит своим глазам.
Надо сказать, что сомнения в той или иной степени не покинет её до конца фильма.
Образ Ирены очень близок к католическому идеалу женщины-матери и женщины-жены. Она аккуратно ведет быт, не перечит супругу даже если знает о его тёмных сторонах и изменах. С детьми такая женщина чаще всего строга и авторитарна. Практически сразу зритель понимает, что с Раймундой Ирена не поддерживает отношения и то и дело противопоставляет сестер друг другу. Однако, также быстро становится ясно, что её очень беспокоит такое положение дел и она очень любит старшую дочь. Немного приспособившись к сложившейся ситуации Соледад, работающая парикмахером на дому, представляет свою мать клиенткам как русскую иммигрантку, которую она приютила. Ирена желает сохранить в тайне свое «воскрешение» в том числе от Раймунды.
Тем временем, в ресторан, за которым присматривает Раймунда, приходит помощник продюсера съёмочной группы, которая снимает фильм в этом квартале. Он ищет недорогой ресторан, в котором члены съёмочной группы могли бы питаться. Немного подумав, Раймунда открывает ресторан, не поставив владельца в известность.
Примечательно, что когда в жизни героев намечается значимый поворот, им нужно принять важное решение или осмыслить важную информацию, в кадре появляется еда. Причём, еда красочная, красивая и определенно вкусная.
«Вся еда, которая появляется на экране, была вполне реальной и съедобной, приготовленной моими сестрами. Мы с удовольствием уплетали её всей съемочной группой.»
Педро Альмодовар о еде в фильме " Volver" (для издания The Guardian)
Педро Альмодовар уделяет большое внимание облику своих героев.
«Я также подготавливаю актеров в физическом плане, у меня есть специальная команда, помогающая мне в этом. Это очень важно для актера – смотреться в зеркало и видеть там своего персонажа.»
Педро Альмодовар о принципах работы над фильмами в частности над фильмом " Volver" (для издания The Guardian).
В первую очередь, конечно же, внимание привлекает персонаж Раймунды, это же отметил и сам режиссер.
«Пенелопа в своём образе была некой домохозяйкой, очень сильной и боевой женщиной. Но и актеры часто привносят частицу себя в своего персонажа – Раймунда превратилась в по-детски уязвимую женщину. К тому же, вопреки традициям, Раймунда совсем не похожа на классическую испанскую домохозяйку. Этот образ я позаимствовал из итальянского кино 1950-х – с героинь Софи Лорен, Анны Маньяни и Клаудии Кардинале. Пенелопе из-за её маленького лица пришлось поменять прическу – на голове нужно было создать что-то тяжёлое и высокое.»
Педро Альмодовар об образе Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian).
Кроме объёмной укладки основой бьюти-образа Раймунды становится активная чёрная подводка по верхнему и нижнему веку. Макияж выглядит ярко, особенно на фоне максимально незаметного макияжа других героинь.
«Знаете, мне очень не понравился макияж Клаудии Кардинале – у неё была слишком тёмная подводка для глаз. Но на Пенелопе такой макияж выглядел совершенно иначе!»
Педро Альмодовар о макияже Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian).
Так как Альмодовар стремился сделать героиню простой женщиной, её образ не отличается гламурностью, даже наоборот режиссер стремился внести в образ Раймунды нотку вульгарности.
«Я сбился с ног, пытаясь найти хоть какой-то способ сделать её вульгарной и простой, ничем не примечательной, девушкой.»
Педро Альмодовар об образе Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian").
Вульгарность, а скорее сексуальность, образа и некую приземленность героини режиссёр и гримёры постарались передать и через физические параметры героини: во время репетиций и съемок Пенелопа Крус носила накладные ягодицы. Правда, к моменту выхода фильма Альмодовар, похоже, уже считал этот шаг лишним.
"… очень важно, чтобы у женщины была задница. Задница – это символ оптимизма, знаете ли. Единственным нашим промахом было то, что мы заставили Пенелопу носить фальшивую задницу. Это не просто физический аспект, но и духовный: Пенелопа танцует на мысочках, её движения легки и воздушны. Но наша героиня должна быть более приземлённой, будто бы отягощённой жизненными неурядицами. Разве большая задница не является неким грузом, притягивающим Пенелопу к земле?"
Педро Альмодовар о подготовке Пенелопы Крус к роли Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian)
Сама актриса в рамках одного из кинофестивалей охарактеризовала свои ощущения от подобных физических метаморфоз как невыносимые, но позже в интервью реагировала уже менее эмоционально и даже шутила.
«Я не могла покинуть съёмки. Я не хотела снимать свой фальшивый зад. Это была эмоциональная связь. Два месяца мне было чудовищно плохо. Это было невыносимо».
Пенелопа Крус о фальшивых ягодицах на кинофестивале в Торонто.
Помимо перечисленного, для съёмок в фильме Пенелопе Крус пришлось работать над своим голосом для того, чтобы сделать его тембр ниже.
«Ещё одна вещь, которую я сделал – я попытался сделать ниже тембр её голоса. Это отняло немало времени, но было крайне важно для её героини.»
Педро Альмодовар о работе над образом Раймунды (для издания The Guardian)
Одежда Раймунды простая: вязаные кофточки, топы на бретелях, блузки, платья и юбки по фигуре с цветочным принтом. Чаще, чем на других героинях, на ней можно увидеть яркие оттенки: красный, фиолетовый, зелёный, но и чёрный цвет женщина не игнорирует. Каблуки и обувь на танкетке тоже присутствует в её гардеробе.
Один из самых красивых образов Раймунда демонстрирует на вечеринке в честь завершения съёмок в её ресторане. Сочетание цветов в наряде на первый взгляд может показаться несколько диким, но в целом образ выглядит очень целостным: голубой топ, фиолетовая мини-юбка с мелким принтом и кофточка в красно-белую клетку.
Также в этой сцене хотелось бы отметить образ дочери героини. Образ Паулы, в принципе, выделяется на общем фоне с самого начала, по крайней мере для меня, так как у актрисы очень интересная внешность. В сцене вечеринки Паула выглядит уже не просто девочкой, а расцветающей юной девушкой.
Сцена вечеринки имеет огромное значение и для сюжета фильма: именно в этой сцене зритель понимает всю глубину связи между Иреной и Раймундой. Педро Альмодовар передаёт переживания своих героинь через музыку. Соледад приезжает в ресторан к Раймунде, чтобы отдать вещи покойной тёти Паулы и загладить ссору, которая произошла накануне, когда Раймунда едва не рассекретила Ирену и обнаружила в квартире сестры чемодан с вещами тёти (его привезла с собой Ирена) и решила, что та украла эти вещи и они поссорились. На следующий вечер Соле приезжает в ресторан Раймунды, ничего не зная о вечеринке. Она привезла с собой Ирену, которая осталась в машине, но слышит всё, что происходит в ресторане. В ходе разговора сестры не только уладили разногласия, но и вспомнили годы юности, когда Раймунда мечтала стать певицей и актрисой и участвовала в различных конкурсах. Выяснилось, что Паула никогда не слышала как поет её мать, и Раймунда решает это исправить. Она исполняет песню, которую разучила когда-то вместе с матерью для одного из конкурсов. В кадре звучит страстное аргентинское танго 30-х годов XX века авторства легендарного Карлоса Гарделя. Композитор Альберто Иглесиас, постоянный соавтор Альмодовара, интерпретировал композицию «Volver» (фильм во многом получил название в честь звучащей в нём музыки) и совместно с певцом Энрике Моренте превратил её в чувственное фламенко. В фильме песню исполняет певица Эстрелла Моренте, но актриса Пенелопа Крус обучена специальной технике синхронного попадания в звук, поэтому создаётся полное ощущение, что она сама поёт в кадре.
Ирена слушает дочь и плачет, как и Раймунда. Слезы героинь доказывают, какую боль эти женщины испытывают в разлуке.
Стоит отметить, что благозвучие — это одно из правил Педро Альмодовара. Это выражается не только в саундтреках к фильму, но и в работе на музыкальность диалогов. Чтобы отработать звучание героев в кадре, режиссёр организовывал специальные репетиции перед съёмками, на которых обсуждался не только сюжет фильма, но и диалоги.
«Педро Альмодовар: Я одержим музыкальностью диалогов. Я пришел к выводу, что моя работа с актерами – это больше работа театрального постановщика, чем кинорежиссёра. Мы начали репетицию с чтения диалогов за круглым столом, чтобы правильно уловить тон и научиться читать между строк.»
Педро Альмодовар об особенностях работы над фильмом " Volver" (для издания The Guardian).
Не менее интересна и важна и сцена перед вечеринкой, на которой мне тоже хотелось бы заострить внимание по двум причинам: во-первых, так как мы говорим о стиле, совершенно невозможно пропустить красивый кадр, демонстрирующий подготовку Раймунды к предстоящей вечеринке, во-вторых, в этой сцене Раймунда приоткрывает тайну рождения Паулы, хотя и не говорит девочке всей правды, сообщив лишь то, что убитый Пако — не её отец, и затем рассказывает банальную историю о любви с деревенским парнем, с которым не получилось создать семью.
События в фильме развиваются не слишком быстро, но при этом совершенно отсутствует ощущение затянутости, потому что за героями очень интересно наблюдать и слушать их диалоги, которые временами вызывают улыбку. Здесь мне хотелось ещё в нескольких словах остановиться на образе Раймунды. Несмотря на то, что режиссёр стремился сделать образ в определённой степени вульгарным и даже включает это слово в один из диалогов между Паулой и Раймундой, я не вижу вульгарности в этой женщине. Она может быть острой на язык и резкой, но она скорее прямолинейна, чем вульгарна. Можно предположить, что это связано с особенностями жизни, с тем, что она вынуждена самостоятельно решать многие проблемы и выживать в сложных, временами экстремальных ситуациях.
Раймунда избавляется от тела Пако, похоронив мужа на берегу любимой реки в родной провинции, и рассказывает хозяину ресторана о том, что сама открыла бизнес в его помещении.
Паула узнаёт о «воскрешении» бабушки и теперь вместе с Соле скрывает её от Раймунды. Ирена рассказывает внучке о детстве Раймунды и о том, что в один миг потеряла доверие дочери, когда та вошла в подростковый возраст, а глава семьи спешно уехал работать в Венесуэлу. После отъезда отца Раймунда перебралась жить к тёте, а потом быстро вышла замуж за Пако и полностью прекратила общение с матерью.
Мощный стимул к уничтожению всех семейных тайн даёт Агустина, которая узнаёт, что она находится на последней стадии рака и очень просит Раймунду поговорить с Иреной (женщина убеждена, что Ирена является своим дочерям, как призрак) и узнать что-нибудь о её пропавшей матери. Позднее Агустина рассказывает Раймунде, что в деревне ходят слухи о том, что отец Раймунды и мать Агустины были любовниками, и пожар в сторожке, где по официальной версии погибли родители сестер, случился не случайно. Также она сообщает, что её сестра, работающая на телевидении, собирается делать программу о случившемся в деревне. Здесь мы видим ещё одну тему, которую Альмодовар поднимает в фильме. Режиссёр не особо жалует телевидение и мыльные оперы (забавно, ведь существует мнение, что фильмы Педро Альмодовара взаимосвязаны и при ближайшем рассмотрении представляют собой большую мыльную оперу). Через ситуацию Агустины он показывает фальшь и грязь, которые царят на телевидении, стремление нажиться на чужих проблемах и тайнах, ведь в обмен на рассказ о любовной интрижке между отцом Раймунды и её матерью Агустине предлагают действенное лечение в США. Альмодовар показывает сцену съёмок передачи через контраст — яркая телеведущая задает каверзные, бестактные вопросы совершенно растерявшийся Агустине.
Агустина уходит с телепередачи, отказавшись перетряхивать «грязное белье» перед всей страной и потеряв возможность лечения в Хьюстоне.
Раймунда тем временем узнаёт об Ирене и сначала убегает в слезах из дома сестры, отказавшись от разговора, но буквально через несколько минут (в том числе благодаря Пауле) возвращается. Самая тяжёлая сцена — это разговор между матерью и дочерью. Все тайны раскрыты, все обиды прощены. Ирена рассказывает Раймунде, что уже давно покойная ныне сестра раскрыла ей главную тайну Раймунды: отец надругался над нею и девочка забеременела. Раймунда не простила матери, что та ничего не замечала и ушла жить к тете Пауле, а затем вышла замуж за Пако. Ирена призналась, что очень страдала и, через много лет обнаружив мужа в сторожке с очередной любовницей (матерью Агустины), устроила пожар и несколько дней скиталась по полям. Затем она вернулась в деревню, чтобы ухаживать за сестрой, которая тяжело болела. Так как её считали погибшей, суеверия и легенды о призраках помогли ей.
Примечательно, что рассматривая жизненную ситуацию Раймунды, в интервью изданию The Guardian Педро Альмодовар словно оправдывает поведение отца, изнасиловавшего дочь, обвиняя Ирену в том, что она сама создала искушение для мужа. Самое интересное и неприятное, что рассуждая подобным образом, можно провести параллели и оправдать поведение Пако.
«Знаете, сцена в конце фильма, в которой Ирена говорит ей: «С каких пор у тебя такая большая грудь?», а дочь отвечает: «С самого детства, мама». Так что она была очень привлекательным ребенком, и мать, сама того не ведая, создаёт для отца непреодолимое искушение, чувство страсти к красивой девочке. Да, «Возвращение» очень замысловатая работа.»
Педро Альмодовар о Раймунде, Ирене и их тайне в фильме " Volver" (для издания The Guardian).
Фильм заканчивается возвращением Раймунды и всей её семьи в провинцию. По дороге они останавливаются на берегу реки и Раймунда показывает дочери место, где похоронен Пако.
Семья приехала в деревню, чтобы выставить на продажу дом умершей тёти, но, войдя в него, женщины понимают, что это их родовое гнездо и они не могут его потерять. Вечером к ним заходит Агустина (Ирена предусмотрительно скрылась), чтобы извиниться за участие в ток-шоу, но на неё никто не держит зла.
Тем же вечером Ирена приходит в дом Агустины, которая воспринимает её как призрака, и решает остаться там, чтобы ухаживать за умирающей.
Ночью Раймунда прибегает к матери и признаётся, что соскучилась. Фильм заканчивается крепкими объятиями матери и дочери.
Фильм " Возвращение" стал участником многих кинофестивалей и премий в 2006 году получив:
- на Каннском награду в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучшая актриса». Примечательно, что в номинации «Лучшая актриса» награду получили коллективно Пенелопа Крус, Лола Дуэньяс, Кармен Маура, Бланка Портильо, Йохана Кобо и Чус Лампреаве;
- на кинофестивале в Сен-Себастьяне «Возвращение» получил награду как «Фильм года»;
- 14 номинаций на премию «Гойя» (испанский аналог Оскара) в том числе как «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана» (3 номинации);
- представлен на кинофестивале в Торонто.
- Пенелопа Крус за фильм «Volver» — номинации на Оскар, Золотой глобус и BAFTA.
По мнению многих критиков и почитателей творчества Педро Альмодовара фильм «Возвращение» выбивается из ряда его кинолент, в нём меньше яркости, экспрессии, меньше внимания уделено вопросам меньшинств, но в нем присутствует неповторимый уникальный дух автора и в целом фильм напоминает некое подведение промежуточных итогов в творчестве на пути к новым достижениям.
Спасибо, что прочли мой очень длинный пост, надеюсь, вам было интересно.
Следующая публикация: 3 сентября.
Комментарии
я еще очень люблю у него Разомкнутые объятия и Поговори с ней. А еще Женщины на грани нервного срыва — вот уж где черт те что происходит))
И, кстати, со стилистической точки зрения Альмодовар крайне типичный и узнаваемые — у него яркое все, везде и всегда))
Спасибо огромное за очень интересный диалог)))
Правда, от рассуждений режиссера о насилии стало как-то не по себе.