Первая полоса
Лакомесяц Распаковочная Свотчинг Project Pan Переводы статей Обзор техники Хранение косметики Путешествия Осознанное потребление Подборки косметики Красота как бизнес Косметология и пластика Бьютигаджеты Аксессуары Уроки и мастер-классы Бьютиновости Глаза: тени, палетки, тушь Губы: помады, блески Лицо: тон, румяна, сияние Ногти: лаки, базы, топы Экологичный макияж Системы ухода Крем для лица Защита от солнца Патчи для лица Маски для лица Увлажнение кожи Экологичный уход Проблемная кожа Кислоты для лица Уход за лицом 35+ Массаж лица Руки и ногти Уход за волосами Уход за телом Ингредиенты и теория Ароматы для дома Арабские духи Новости Косметисты Авторы Косметисты Обмен подарками События и акции
Рейтинг выплат Рейтинг авторов Бренды Песочница
Бонусная программа Правила Помощь Реклама на сайте Регистрация брендов Связь с администрацией
welcome
бонусы
пептиды
гардероб️
улица роз️
санскрины️
бюджетно
на память
клоны‍
дорого?
свадьба
03.08.2022
2458

"Кино и Стиль": удивительный мир Педро Альмодовара в фильме " Возвращение"

Добрый день, дорогие читатели!


В очередном выпуске рубрики «Кино и стиль» я приглашаю читателей в мир, созданный Педро Альмодоваром в фильме «Возвращение» («Volver»).

Постер фильма "Возвращение" (" Volver").
Постер фильма «Возвращение» (" Volver").

Итак, прошу под кат.


Для многих зрителей фильмы Педро Альмодовара неразрывно ассоциируются с культурой Испании. Фильмы мэтра отличаются специфической колористикой и узнаваемыми своеобразными сюжетными линиями. «Возвращение» — один из тех фильмов Альмодовара, которые я с удовольствием пересматриваю снова и снова (также как " Всё о моей матери").


Название фильма символично и это касается не только сюжета, но всего процесса создания картины.

"… в этой киноленте ни одна дорога ведёт назад, к истокам."
Педро Альмодовар о фильме " Возвращение" («Volver») для издания The Guardian.


В первую очередь это связано с локацией съёмок, часть которых проходила в родной провинции Педро Альмодовара Ла-Манче.

Ла-Манча в фильме "Возвращение" -  засушливая с твёрдой от зноя землей провинция, сводящая своих жителей с ума бесконечным  восточным ветром... И конечно же ветряные мельницы, они изменились со времен Рыцаря печального образа, стали современнее, но по-прежнему являются неотъемлемой частью пейзажа Ла-Манчи. Кадр из фильма " Volver".
Ла-Манча в фильме «Возвращение» — засушливая с твёрдой от зноя землей провинция, сводящая своих жителей с ума бесконечным восточным ветром… И конечно же ветряные мельницы, они изменились со времен Рыцаря печального образа, стали современнее, но по-прежнему являются неотъемлемой частью пейзажа Ла-Манчи. Кадр из фильма " Volver".

Ещё одним «возвращением» является актерский состав картины. В этом фильме Педро Альмодовар воссоединяется со своими любимыми музами-актрисами — Пенелопой Крус, с которой за пять лет до этого работал над лентой «Всё о моей матери», и Кармен Маура, которую мэтр снял в нескольких своих проектах, но прекратил сотрудничество после фильма «Женщины на грани нервного срыва» (1988 год).


"… В том числе… моё возвращение к работе с Кармен и Пенелопой, и возвращение к моим корням. Всё это кажется мне сейчас таким трогательным."
Педро Альмодовар о фильме «Возвращение» («Volver») и работе с актрисами Пенелопой Крус и Кармен Маура для издания The Guardian.

Педро Альмодовар, Кармен Маура и Пенелопа Крус на съемках фильма " Volver".
Педро Альмодовар, Кармен Маура и Пенелопа Крус на съемках фильма " Volver".

Однако, этот фильм стал " дорогой к истокам" не только для режиссёра, но и для Пенелопы Крус. До этого актриса долгое время работала в Голливуде и возвращение к испанскому кино стало для неё настоящей радостью.

«Спустя много лет я вернулась, как вы уже сказали, к родному языку. А также к работе в Испании. Над «Возвращением» мы работали полгода – три месяца репетиции, и три месяца съёмок. И я безумно рада, что эти полгода я провела в своей родной стране, в окружении друзей и семьи. Но самым важным возвращением стала моя работа с Педро. Мы пять лет не снимали кинокартин, и, несмотря на то, что мы всё равно поддерживали связь, мне показалось, что мы не виделись лет двадцать. »
Актриса Пенелопа Крус о работе над фильмом «Volver» для издания The Guardian.


Определить основную идею фильма однозначно сложно. С одной стороны, основная идея — это возвращение к своей семье, своим корням и то, как прошлое человека в лице мёртвых влияет на его жизнь. Это хорошо читается в самом начале фильма, в самой первой сцене зритель видит кладбище и женщин, которые приводят в порядок могилы своих близких.

Заглавная сцена фильма показывает зрителю кладбище, как символ неразрывной связи жизни и смерти. Кадр из фильма.
Заглавная сцена фильма показывает зрителю кладбище, как символ неразрывной связи жизни и смерти. Кадр из фильма.

Но всё же " Volver" это прежде всего фильм о Женщине (или во множественном числе женщинах, как предпочитает говорить режиссер), о судьбе и тяготах, которые Женщина преодолевает в течение своей жизни, о грузе который ложится на её плечи.

На самом деле, фильм о тех женщинах, которые всегда борются, и потому остаются в живых".
Педро Альмодовар о идеи фильма " Volver".

Женщина в фильме Альмодовара многолика. Шесть актрис воплотили в себе разные женские образы и типажи. В основе сюжета история трёх поколений женщин, их связывают не только узы родства, но и общие тайны. Тема семьи очень важна для режиссера, и он с теплом вспоминает о своих сёстрах, которые тоже приняли определённое участие в создании фильма:

«На эту картину меня вдохновили события из детства. Хотя фильм современный, в Ла-Манче ничего не изменилось с тех пор, как я родился. Во время съёмок я мог позвонить сестрам и спросить, а что сказала бы наша мама в такой ситуации? Так что вся моя работа сделана отчасти благодаря им. Сестры рассказали мне, о чём они так увлеченно всегда болтали на кухне во время приготовления ужина.»
Педро Альмодовар о фильме " Volver" (для издания The Guardian")


Впервые зритель встречается с героинями фильма, когда Раймунда (Пенелопа Крус) вместе с сестрой Соледад (Лола Дуэньяс) и дочерью-подростком Паулой (Йохана Кобо) приезжает из Мадрида в провинцию, чтобы навестить больную тётю и привести в порядок могилы родителей, которые погибли во время пожара несколько лет назад. Тётя Паула, в её честь Раймунда назвала свою дочь, живёт одна в большом доме и к удивлению родственниц умудряется успешно готовить еду, содержать себя и дом в чистоте и порядке. Старушка постоянно вспоминает покойную сестру Ирену и, кажется, совершенно не понимает, что со дня её гибели прошло около четырёх лет и фактически не узнаёт Соледад и дочь Раймунды.

Нельзя не отметить красоту кадра — яркие, сочные цвета, национальный колорит в виде выложенных плиткой патио — всё это привлекает внимание не меньше, чем события и герои.

Интерьеры в фильме очень яркие и интересные. Например, в данном кадре внимание привлекает синяя узорчатая плитка. Кадр из фильма.
Интерьеры в фильме очень яркие и интересные. Например, в данном кадре внимание привлекает синяя узорчатая плитка. Кадр из фильма.

На кладбище героини встречают знакомую, Агустину, которая живёт по соседству с тетей Паулой и навещают и её. Её роль исполнила актриса Бланка Портильо. Агустина уже почти четыре года разыскивает мать, которая таинственным образом исчезла из деревни. Женщина очень гордится матерью и тем, что та была единственной хиппи в округе.

Раймунда, Соледад ( Соле) и юная Паула в патио Агустины. Кадр из фильма.
Раймунда, Соледад ( Соле) и юная Паула в патио Агустины. Кадр из фильма.
Агустина рассказывает дочери Раймунды о своей матери, которая пропала несколько лет назад. Кадр из фильма.
Агустина рассказывает дочери Раймунды о своей матери, которая пропала несколько лет назад. Кадр из фильма.

Раймунда с самого начала фильма выступает как основной персонаж. Пенелопа Крус настолько ярко продемонстрировала характер персонажа, что у зрителей, кинокритиков и журналистов сложилось впечатление, что Педро Альмодовар, выступивший в фильме ещё и автором сценария, задумал образ Раймунды специально для неё. Но режиссер опровергает это предположение, говоря, что не сомневался в том, что в его фильме будет играть Пенелопа Крус, но какую именно роль она исполнит, решил далеко не сразу. Однако, чем больше вырисовывался сюжет и характер героини, тем больше Альмодовар убеждался в том, что роль Раймунды может исполнить только Пенелопа Крус.

«Она (Пенелопа Крус) знала эту историю с самого начала, с первого листа. Но в процессе разработки сценария всегда что-то меняется. Сначала я хотел снять Пенелопу в роли внучки, но этот персонаж был не настолько важным, а мне хотелось, чтобы Пенелопа занимала значительное место в этой истории. Я долго сомневался, ведь Пенелопа слишком молода, чтобы быть матерью 15-летней дочери. Сценарий был переписан пять или шесть раз, но в конце концов, образ Раймунды стал ассоциироваться у меня только с Пенелопой.»
Педро Альмодовар о выборе Пенелопы Крус на роль Раймунды в фильме «Volver» для издания The Guardian.


В образе Раймунды режиссер стремился показать простую испанскую женщину, которая тянет на себе всю семью, как в финансовом, так и в психологическом и моральном смысле. Муж Раймунды Пако (Антонио де ла Торре) — это классический пример тунеядца и лентяя. Он потерял работу и даже не пытается найти новую, предпочитая сидеть с пивом на диване и смотреть футбол. Кроме того, Пако заглядывается на дочь Паулу.

Раймунда, вернувшись из родной провинции, узнает, что ее муж Пако потерял работу. Кадр из фильма.
Раймунда, вернувшись из родной провинции, узнает, что ее муж Пако потерял работу. Кадр из фильма.

Чтобы хоть как-то свести концы с концами женщина вынуждена искать воскресную работу, потому что другие дни уже заняты. Однажды возвращаясь поздним вечером с работы, Раймунда застает, ждущую её на остановке автобуса, дочь в слезах. Выяснилось, что папаша начал приставать к девочке и та в испуге нанесла ему смертельную рану ножом. Естественно, Раймунда старается защитить дочь и они договариваются, что в случае если об убийстве станет известно, она возьмет вину на себя.

Раймунда уничтожает улики. Кадр из фильма.
Раймунда уничтожает улики. Кадр из фильма.

Как раз когда героиня уничтожала следы преступления, в её дверь постучал сосед-хозяин ресторанчика, находящегося по соседству. О случившейся трагедии он не догадался, но попросил Раймунду присмотреть за рестораном пока он будет в отъезде в Барселоне. Ресторан он планирует сдать в аренду и его нужно показывать возможным арендаторам… Женщина соглашается. Это дает ей возможность спрятать труп мужа в одном из морозильников в ресторане. Одновременно с этим, Раймунда узнает от сестры, что умерла их тётя Паула и вновь нужно ехать в провинцию.

«Volver» -это фильм о «чёрной Испании»- провинциальной Испании, которая живёт предрассудками и суевериями. При этом Педро Альмодовар стремится показать, что эта часть страны не так уж далека от «белой» — городской — Испании в первую очередь потому, что в провинции люди способны проявлять солидарность.

«Они будто бы живут в прошлом веке. Но я старался показать, что эту часть Испании, с её местными законами, можно назвать «белой Испанией», потому что им не чужда женская солидарность.»
Педро Альмодовар о фильме " Volver".


«Чёрная» Испания ярко проявляется не только в начале фильма, но и когда Соледад приезжает на похороны тети (Раймунда на похороны не приехала, пустив в родной деревне слух о сложной операции, которую перенесла). Сцена, когда Соле сидит среди пожилых соседок тёти Паулы и под шелест чёрных вееров и тихий монотонный гул молитв слушает рассказы Агустины о призраках и о том, что все последние годы за посумасшедшей и полуслепой тётей ухаживал призрак её матери Ирены, выглядит очень символично.

Соседки собрались, чтобы проводить в последний путь тетю Паулу. Кадр из фильма.
Соседки собрались, чтобы проводить в последний путь тетю Паулу. Кадр из фильма.
Агустина рассказывает о призраке матери Соле и Раймунды Ирэне, который, по ее словам, ухаживал за тетей Паулой. Кадр из фильма.
Агустина рассказывает о призраке матери Соле и Раймунды Ирэне, который, по ее словам, ухаживал за тетей Паулой. Кадр из фильма.

Примечательно, что Соледад сама сталкивается с матерью, только войдя в дом, и воспринимает это как появление призрака. В этой сцене зритель знакомится с Иреной, матерью Раймунды и Соле. Её роль исполнила актриса Кармен Маура. Как уже упоминалось выше, до фильма " Volver" режиссер и его муза не работали вместе более десяти лет и после премьеры фильма в отношении образа Ирены у многих возник тот же вопрос, что и в отношении образа Раймунды: сложилось впечатление, что эта роль написана специально для Кармен Маура. Но и в этом случае Альмодовар развеял эти предположения отметив, что знаковым моментом в сценарии, который подсказал ему, что эту роль должна сыграть именно эта актриса, стало явление призрака Ирены дочери на похоронах Паулы.

"… Кармен возникла в моей голове в момент явления призрака Ирен, и это изменило всё, что я писал раньше. В самом начале фильм казался милой комедией о мадридских соседях. Но именно в момент первого явления призрака, я подумал, что вот она, история, которую я искал. Персонаж Ирен начал постепенно замещать собой главную тему фильму – отношения между матерью и дочерью. Так что идея работы с Кармен пришла ко мне практически в начале моей работы над проектом."
Педро Альмодовар об образе Ирены в фильме " Volver" и о выборе Кармен Маура на эту роль (для издания The Guardian).

Призрак Ирена является Соле на похоронах тети Паулы. Первое появление Кармен Маура в фильме " Volver". Кадр из фильма.
Призрак Ирена является Соле на похоронах тети Паулы. Первое появление Кармен Маура в фильме " Volver". Кадр из фильма.

Тем же вечером вернувшись в Мадрид, Соле вновь слышит голос матери, на сей раз в багажнике собственного автомобиля. Открыв багажник молодая женщина обнаруживает там Ирену и хоть теперь становится совершенно ясно, что это не призрак, Соледад не верит своим глазам.

Соледад обнаруживат Ирену в багажнике своего автомобиля, но все еще не верит, что ее мать жива. Кадр из фильма.
Соледад обнаруживат Ирену в багажнике своего автомобиля, но все еще не верит, что ее мать жива. Кадр из фильма.

Надо сказать, что сомнения в той или иной степени не покинет её до конца фильма.

Образ Ирены очень близок к католическому идеалу женщины-матери и женщины-жены. Она аккуратно ведет быт, не перечит супругу даже если знает о его тёмных сторонах и изменах. С детьми такая женщина чаще всего строга и авторитарна. Практически сразу зритель понимает, что с Раймундой Ирена не поддерживает отношения и то и дело противопоставляет сестер друг другу. Однако, также быстро становится ясно, что её очень беспокоит такое положение дел и она очень любит старшую дочь. Немного приспособившись к сложившейся ситуации Соледад, работающая парикмахером на дому, представляет свою мать клиенткам как русскую иммигрантку, которую она приютила. Ирена желает сохранить в тайне свое «воскрешение» в том числе от Раймунды.

Тем временем, в ресторан, за которым присматривает Раймунда, приходит помощник продюсера съёмочной группы, которая снимает фильм в этом квартале. Он ищет недорогой ресторан, в котором члены съёмочной группы могли бы питаться. Немного подумав, Раймунда открывает ресторан, не поставив владельца в известность.

Примечательно, что когда в жизни героев намечается значимый поворот, им нужно принять важное решение или осмыслить важную информацию, в кадре появляется еда. Причём, еда красочная, красивая и определенно вкусная.

Еда в фильме занимает важное место. Кадр из фильма.
Еда в фильме занимает важное место. Кадр из фильма.
Раймунда на рынке. Кадр из фильма.
Раймунда на рынке. Кадр из фильма.
Раймунда работает в ресторане. Кадр из фильма.
Раймунда работает в ресторане. Кадр из фильма.
Красивый пудинг появляется практически в конце фильма.
Красивый пудинг появляется практически в конце фильма.


«Вся еда, которая появляется на экране, была вполне реальной и съедобной, приготовленной моими сестрами. Мы с удовольствием уплетали её всей съемочной группой.»
Педро Альмодовар о еде в фильме " Volver" (для издания The Guardian)


Педро Альмодовар уделяет большое внимание облику своих героев.

«Я также подготавливаю актеров в физическом плане, у меня есть специальная команда, помогающая мне в этом. Это очень важно для актера – смотреться в зеркало и видеть там своего персонажа.»
Педро Альмодовар о принципах работы над фильмами в частности над фильмом " Volver" (для издания The Guardian).

В первую очередь, конечно же, внимание привлекает персонаж Раймунды, это же отметил и сам режиссер.

«Пенелопа в своём образе была некой домохозяйкой, очень сильной и боевой женщиной. Но и актеры часто привносят частицу себя в своего персонажа – Раймунда превратилась в по-детски уязвимую женщину. К тому же, вопреки традициям, Раймунда совсем не похожа на классическую испанскую домохозяйку. Этот образ я позаимствовал из итальянского кино 1950-х – с героинь Софи Лорен, Анны Маньяни и Клаудии Кардинале. Пенелопе из-за её маленького лица пришлось поменять прическу – на голове нужно было создать что-то тяжёлое и высокое.»
Педро Альмодовар об образе Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian).

Кроме объёмной укладки основой бьюти-образа Раймунды становится активная чёрная подводка по верхнему и нижнему веку. Макияж выглядит ярко, особенно на фоне максимально незаметного макияжа других героинь.

«Знаете, мне очень не понравился макияж Клаудии Кардинале – у неё была слишком тёмная подводка для глаз. Но на Пенелопе такой макияж выглядел совершенно иначе!»
Педро Альмодовар о макияже Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian).

Прическа и макияж Раймунды. Кадр из фильма.
Прическа и макияж Раймунды. Кадр из фильма.
Прическа и макияж Раймунды в фильме " Volver".Кадр из фильма.
Прическа и макияж Раймунды в фильме " Volver".Кадр из фильма.
Прическа и макияж Раймунды в фильме " Volver".Кадр из фильма.
Прическа и макияж Раймунды в фильме " Volver".Кадр из фильма.

Так как Альмодовар стремился сделать героиню простой женщиной, её образ не отличается гламурностью, даже наоборот режиссер стремился внести в образ Раймунды нотку вульгарности.

 «Я сбился с ног, пытаясь найти хоть какой-то способ сделать её вульгарной и простой, ничем не примечательной, девушкой.»
Педро Альмодовар об образе Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian").

Вульгарность, а скорее сексуальность, образа и некую приземленность героини режиссёр и гримёры постарались передать и через физические параметры героини: во время репетиций и съемок Пенелопа Крус носила накладные ягодицы. Правда, к моменту выхода фильма Альмодовар, похоже, уже считал этот шаг лишним.

"… очень важно, чтобы у женщины была задница. Задница – это символ оптимизма, знаете ли. Единственным нашим промахом было то, что мы заставили Пенелопу носить фальшивую задницу. Это не просто физический аспект, но и духовный: Пенелопа танцует на мысочках, её движения легки и воздушны. Но наша героиня должна быть более приземлённой, будто бы отягощённой жизненными неурядицами. Разве большая задница не является неким грузом, притягивающим Пенелопу к земле?"
Педро Альмодовар о подготовке Пенелопы Крус к роли Раймунды в фильме " Volver" (для издания The Guardian)


Сама актриса в рамках одного из кинофестивалей охарактеризовала свои ощущения от подобных физических метаморфоз как невыносимые, но позже в интервью реагировала уже менее эмоционально и даже шутила.

«Я не могла покинуть съёмки. Я не хотела снимать свой фальшивый зад. Это была эмоциональная связь. Два месяца мне было чудовищно плохо. Это было невыносимо».
Пенелопа Крус о фальшивых ягодицах на кинофестивале в Торонто.

Помимо перечисленного, для съёмок в фильме Пенелопе Крус пришлось работать над своим голосом для того, чтобы сделать его тембр ниже.

«Ещё одна вещь, которую я сделал – я попытался сделать ниже тембр её голоса. Это отняло немало времени, но было крайне важно для её героини.»
Педро Альмодовар о работе над образом Раймунды (для издания The Guardian)

Одежда Раймунды простая: вязаные кофточки, топы на бретелях, блузки, платья и юбки по фигуре с цветочным принтом. Чаще, чем на других героинях, на ней можно увидеть яркие оттенки: красный, фиолетовый, зелёный, но и чёрный цвет женщина не игнорирует. Каблуки и обувь на танкетке тоже присутствует в её гардеробе.

Раймунда с дочерью идут к Соледад. На Раймунде чёрное платье и туфли на танкетке. Кадр из фильма.
Раймунда с дочерью идут к Соледад. На Раймунде чёрное платье и туфли на танкетке. Кадр из фильма.
Туфли на танкутке со шнуровкой. Кадр из фильма.
Туфли на танкутке со шнуровкой. Кадр из фильма.
Образ Раймунды в фильме " Volver". Кадр из фильма.
Образ Раймунды в фильме " Volver". Кадр из фильма.
Образ Раймунды в фильме " Volver". Кадр из фильма.
Образ Раймунды в фильме " Volver". Кадр из фильма.

Один из самых красивых образов Раймунда демонстрирует на вечеринке в честь завершения съёмок в её ресторане. Сочетание цветов в наряде на первый взгляд может показаться несколько диким, но в целом образ выглядит очень целостным: голубой топ, фиолетовая мини-юбка с мелким принтом и кофточка в красно-белую клетку.

Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Образ Раймунды на вечеринке по случаю окончания съемок в ее ресторане. Кадр из фильма.
Макияж Раймунды в сцене вечеринки. Подводка уступила место тёмным smoky eyes,  в которых при разном ракурсе можно увидеть чёрные и сливовые нотки.
Макияж Раймунды в сцене вечеринки. Подводка уступила место тёмным smoky eyes, в которых при разном ракурсе можно увидеть чёрные и сливовые нотки.
Макияж Раймунды на вечеринке. Фото из источника.
Макияж Раймунды на вечеринке. Фото из источника.

Также в этой сцене хотелось бы отметить образ дочери героини. Образ Паулы, в принципе, выделяется на общем фоне с самого начала, по крайней мере для меня, так как у актрисы очень интересная внешность. В сцене вечеринки Паула выглядит уже не просто девочкой, а расцветающей юной девушкой.

Паула на вечеринке по случаю окончания съемок вместе матерью и тетей. Кадр из фильма.
Паула на вечеринке по случаю окончания съемок вместе матерью и тетей. Кадр из фильма.

Сцена вечеринки имеет огромное значение и для сюжета фильма: именно в этой сцене зритель понимает всю глубину связи между Иреной и Раймундой. Педро Альмодовар передаёт переживания своих героинь через музыку. Соледад приезжает в ресторан к Раймунде, чтобы отдать вещи покойной тёти Паулы и загладить ссору, которая произошла накануне, когда Раймунда едва не рассекретила Ирену и обнаружила в квартире сестры чемодан с вещами тёти (его привезла с собой Ирена) и решила, что та украла эти вещи и они поссорились. На следующий вечер Соле приезжает в ресторан Раймунды, ничего не зная о вечеринке. Она привезла с собой Ирену, которая осталась в машине, но слышит всё, что происходит в ресторане. В ходе разговора сестры не только уладили разногласия, но и вспомнили годы юности, когда Раймунда мечтала стать певицей и актрисой и участвовала в различных конкурсах. Выяснилось, что Паула никогда не слышала как поет её мать, и Раймунда решает это исправить. Она исполняет песню, которую разучила когда-то вместе с матерью для одного из конкурсов. В кадре звучит страстное аргентинское танго 30-х годов XX века авторства легендарного Карлоса Гарделя. Композитор Альберто Иглесиас, постоянный соавтор Альмодовара, интерпретировал композицию «Volver» (фильм во многом получил название в честь звучащей в нём музыки) и совместно с певцом Энрике Моренте превратил её в чувственное фламенко. В фильме песню исполняет певица Эстрелла Моренте, но актриса Пенелопа Крус обучена специальной технике синхронного попадания в звук, поэтому создаётся полное ощущение, что она сама поёт в кадре.

Ирена слушает дочь и плачет, как и Раймунда. Слезы героинь доказывают, какую боль эти женщины испытывают в разлуке.

Стоит отметить, что благозвучие — это одно из правил Педро Альмодовара. Это выражается не только в саундтреках к фильму, но и в работе на музыкальность диалогов. Чтобы отработать звучание героев в кадре, режиссёр организовывал специальные репетиции перед съёмками, на которых обсуждался не только сюжет фильма, но и диалоги.

«Педро Альмодовар: Я одержим музыкальностью диалогов. Я пришел к выводу, что моя работа с актерами – это больше работа театрального постановщика, чем кинорежиссёра. Мы начали репетицию с чтения диалогов за круглым столом, чтобы правильно уловить тон и научиться читать между строк.»
Педро Альмодовар об особенностях работы над фильмом " Volver" (для издания The Guardian).


Не менее интересна и важна и сцена перед вечеринкой, на которой мне тоже хотелось бы заострить внимание по двум причинам: во-первых, так как мы говорим о стиле, совершенно невозможно пропустить красивый кадр, демонстрирующий подготовку Раймунды к предстоящей вечеринке, во-вторых, в этой сцене Раймунда приоткрывает тайну рождения Паулы, хотя и не говорит девочке всей правды, сообщив лишь то, что убитый Пако — не её отец, и затем рассказывает банальную историю о любви с деревенским парнем, с которым не получилось создать семью.

Раймунда готовится к вечеринке в ресторане. Кадр из фильма.
Раймунда готовится к вечеринке в ресторане. Кадр из фильма.
Раймунда готовится к вечеринке в ресторане. Кадр из фильма.
Раймунда готовится к вечеринке в ресторане. Кадр из фильма.

События в фильме развиваются не слишком быстро, но при этом совершенно отсутствует ощущение затянутости, потому что за героями очень интересно наблюдать и слушать их диалоги, которые временами вызывают улыбку. Здесь мне хотелось ещё в нескольких словах остановиться на образе Раймунды. Несмотря на то, что режиссёр стремился сделать образ в определённой степени вульгарным и даже включает это слово в один из диалогов между Паулой и Раймундой, я не вижу вульгарности в этой женщине. Она может быть острой на язык и резкой, но она скорее прямолинейна, чем вульгарна. Можно предположить, что это связано с особенностями жизни, с тем, что она вынуждена самостоятельно решать многие проблемы и выживать в сложных, временами экстремальных ситуациях.

Раймунда избавляется от тела Пако, похоронив мужа на берегу любимой реки в родной провинции, и рассказывает хозяину ресторана о том, что сама открыла бизнес в его помещении.


Паула узнаёт о «воскрешении» бабушки и теперь вместе с Соле скрывает её от Раймунды. Ирена рассказывает внучке о детстве Раймунды и о том, что в один миг потеряла доверие дочери, когда та вошла в подростковый возраст, а глава семьи спешно уехал работать в Венесуэлу. После отъезда отца Раймунда перебралась жить к тёте, а потом быстро вышла замуж за Пако и полностью прекратила общение с матерью.

Бабушка и внучка быстро подружились. Кадр из фильма.
Бабушка и внучка быстро подружились. Кадр из фильма.
Ирена рассказывает Пауле историю Раймунды и просит девочку любить и поддерживать свою мать. Кадр из фильма.
Ирена рассказывает Пауле историю Раймунды и просит девочку любить и поддерживать свою мать. Кадр из фильма.

Мощный стимул к уничтожению всех семейных тайн даёт Агустина, которая узнаёт, что она находится на последней стадии рака и очень просит Раймунду поговорить с Иреной (женщина убеждена, что Ирена является своим дочерям, как призрак) и узнать что-нибудь о её пропавшей матери. Позднее Агустина рассказывает Раймунде, что в деревне ходят слухи о том, что отец Раймунды и мать Агустины были любовниками, и пожар в сторожке, где по официальной версии погибли родители сестер, случился не случайно. Также она сообщает, что её сестра, работающая на телевидении, собирается делать программу о случившемся в деревне. Здесь мы видим ещё одну тему, которую Альмодовар поднимает в фильме. Режиссёр не особо жалует телевидение и мыльные оперы (забавно, ведь существует мнение, что фильмы Педро Альмодовара взаимосвязаны и при ближайшем рассмотрении представляют собой большую мыльную оперу). Через ситуацию Агустины он показывает фальшь и грязь, которые царят на телевидении, стремление нажиться на чужих проблемах и тайнах, ведь в обмен на рассказ о любовной интрижке между отцом Раймунды и её матерью Агустине предлагают действенное лечение в США. Альмодовар показывает сцену съёмок передачи через контраст — яркая телеведущая задает каверзные, бестактные вопросы совершенно растерявшийся Агустине.

Агустина на телепередаче. Кадр из фильма.
Агустина на телепередаче. Кадр из фильма.

Агустина уходит с телепередачи, отказавшись перетряхивать «грязное белье» перед всей страной и потеряв возможность лечения в Хьюстоне.

Раймунда тем временем узнаёт об Ирене и сначала убегает в слезах из дома сестры, отказавшись от разговора, но буквально через несколько минут (в том числе благодаря Пауле) возвращается. Самая тяжёлая сцена — это разговор между матерью и дочерью. Все тайны раскрыты, все обиды прощены. Ирена рассказывает Раймунде, что уже давно покойная ныне сестра раскрыла ей главную тайну Раймунды: отец надругался над нею и девочка забеременела. Раймунда не простила матери, что та ничего не замечала и ушла жить к тете Пауле, а затем вышла замуж за Пако. Ирена призналась, что очень страдала и, через много лет обнаружив мужа в сторожке с очередной любовницей (матерью Агустины), устроила пожар и несколько дней скиталась по полям. Затем она вернулась в деревню, чтобы ухаживать за сестрой, которая тяжело болела. Так как её считали погибшей, суеверия и легенды о призраках помогли ей.

Окровенный разговор между матерью и дочерью. Кадр из фильма.
Окровенный разговор между матерью и дочерью. Кадр из фильма.

Примечательно, что рассматривая жизненную ситуацию Раймунды, в интервью изданию The Guardian Педро Альмодовар словно оправдывает поведение отца, изнасиловавшего дочь, обвиняя Ирену в том, что она сама создала искушение для мужа. Самое интересное и неприятное, что рассуждая подобным образом, можно провести параллели и оправдать поведение Пако.

«Знаете, сцена в конце фильма, в которой Ирена говорит ей: «С каких пор у тебя такая большая грудь?», а дочь отвечает: «С самого детства, мама». Так что она была очень привлекательным ребенком, и мать, сама того не ведая, создаёт для отца непреодолимое искушение, чувство страсти к красивой девочке. Да, «Возвращение» очень замысловатая работа.»
Педро Альмодовар о Раймунде, Ирене и их тайне в фильме " Volver" (для издания The Guardian).


Фильм заканчивается возвращением Раймунды и всей её семьи в провинцию. По дороге они останавливаются на берегу реки и Раймунда показывает дочери место, где похоронен Пако.

Раймунда и Паула на берегу реки. Кадр из фильма.
Раймунда и Паула на берегу реки. Кадр из фильма.

Семья приехала в деревню, чтобы выставить на продажу дом умершей тёти, но, войдя в него, женщины понимают, что это их родовое гнездо и они не могут его потерять. Вечером к ним заходит Агустина (Ирена предусмотрительно скрылась), чтобы извиниться за участие в ток-шоу, но на неё никто не держит зла.

Тем же вечером Ирена приходит в дом Агустины, которая воспринимает её как призрака, и решает остаться там, чтобы ухаживать за умирающей.

Ирена приходит к Агустине, чтобы ухаживать за нею и помгать. Кадр из фильма.
Ирена приходит к Агустине, чтобы ухаживать за нею и помгать. Кадр из фильма.

Ночью Раймунда прибегает к матери и признаётся, что соскучилась. Фильм заканчивается крепкими объятиями матери и дочери.

" Призраки не плачут". Связь матери и дочери сильнее любых тайн и обид. Кадр из фильма " Volver".
" Призраки не плачут". Связь матери и дочери сильнее любых тайн и обид. Кадр из фильма " Volver".

Фильм " Возвращение" стал участником многих кинофестивалей и премий в 2006 году получив:

  • на Каннском награду в номинациях «Лучший сценарий» и «Лучшая актриса». Примечательно, что в номинации «Лучшая актриса» награду получили коллективно Пенелопа Крус, Лола Дуэньяс, Кармен Маура, Бланка Портильо, Йохана Кобо и Чус Лампреаве;
  • на кинофестивале в Сен-Себастьяне «Возвращение» получил награду как «Фильм года»;
  • 14 номинаций на премию «Гойя» (испанский аналог Оскара) в том числе как «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший режиссер», «Лучшая женская роль» и «Лучшая женская роль второго плана» (3 номинации);
  • представлен на кинофестивале в Торонто.
  • Пенелопа Крус за фильм «Volver» — номинации на Оскар, Золотой глобус и BAFTA.
Пенелопа Крус на кинофестивале в Торонто с фильмом " Volver". 2006 год. Фото из свободного доступа.
Пенелопа Крус на кинофестивале в Торонто с фильмом " Volver". 2006 год. Фото из свободного доступа.
Пенелопа Крус на кинофестивале в Торонто с фильмом " Возвращение". Фото из свободного доступа.
Пенелопа Крус на кинофестивале в Торонто с фильмом " Возвращение". Фото из свободного доступа.
Кармен Маура, Педро Альмодовар и Пенелопа Крус на пресс-конференции фильма " Volver" в Мадриде. 2005 год. Фото из свободного доступа
Кармен Маура, Педро Альмодовар и Пенелопа Крус на пресс-конференции фильма " Volver" в Мадриде. 2005 год. Фото из свободного доступа.

По мнению многих критиков и почитателей творчества Педро Альмодовара фильм «Возвращение» выбивается из ряда его кинолент, в нём меньше яркости, экспрессии, меньше внимания уделено вопросам меньшинств, но в нем присутствует неповторимый уникальный дух автора и в целом фильм напоминает некое подведение промежуточных итогов в творчестве на пути к новым достижениям.


Спасибо, что прочли мой очень длинный пост, надеюсь, вам было интересно.


Следующая публикация: 3 сентября.

Лучшее за месяц

Комментарии

Pobedinov 03 августа 2022, 10:04
Спасибо большое за интересную рецензию! Возвращение — один из любимейших моих фильмов, и Пенелопа Круз в нем совершенно прекрасна.  
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:12
Тоже люблю этот фильм. Шикарный. Мои любимые персонажи Раймунда и Ирена.))
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:43
И спасибо огромное, что читаете))
Krissstina 03 августа 2022, 10:27
Как я люблю этот фильм)) Только вчера вспоминала и думала, сколько фильмов Альмодовара я еще не смотрела (оказалось, что совсем немного, только совсем ранние прошли мимо меня)… Такое у него все яркое, настоящее) Пенелопа здесь — такая глубокая, и опять же такая яркая и настоящая… И глаза ее)) богиня, а не женщина)
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:07
Да, я очень люблю этот фильм, хотя не могу отнести себя к поклонникам Педро Альмодовара. Люблю " Возвращение" и " Все о моей матери". Роль у Крус в " Возвращении" потрясающая. Спасибо большое, что читаете))
Krissstina 03 августа 2022, 14:08
и я не поклонница, но он — явление, потому нужно посмотреть, чтобы иметь представление)
я еще очень люблю у него Разомкнутые объятия и Поговори с ней. А еще Женщины на грани нервного срыва — вот уж где черт те что происходит))
И, кстати, со стилистической точки зрения Альмодовар крайне типичный и узнаваемые — у него яркое все, везде и всегда))
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 16:14
Именно о том что фильмы Альмодовара очень узнаваемы и я и говорила в самом начале поста: " Фильмы мэтра отличаются специфической колористикой и узнаваемыми своеобразными сюжетными линиями". Ну а о типичности прекрасно дает представление точка зрения о том, что фильмы словно взамимосвязы и в определенной степени напоминают сериал. Эта точка зрения, к слову, приведена в посте и мне, надо заметить близка. Согласна с Вами, что Альмодовара необходимо посмотреть, чтобы хотя бы иметь представление как о самодытном уникальном явлении. Как некоторое время изучающему испанский язык человеку мне было важно и интересно познакомиться с культурой вообще и кино в частности.«Женщины на грани нервного срыва» смотрела давно и в первую очередь ради Кармен Маура. Она и Пас Вега -мои любимые испанские актрисы.
Спасибо огромное за очень интересный диалог)))
Natalia_Bos 03 августа 2022, 10:28
Фильм не смотрела (после вашего обзора исправлюсь😇), но Пенелопу обожаю! Невероятно красивая и харизматичная.
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:18
Посмотрите обязательно, мне кажется, это один из ее лучших фильмов😊
ImBatman 03 августа 2022, 10:53
Потрясающе интересный пост, спасибо! :)
Правда, от рассуждений режиссера о насилии стало как-то не по себе.
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:22
На счет финальной сцены? Мне тоже стало не по себе. Дико как-то. Спасибо огромное, что читаете, я очень рада, что пост понравился)
Раиса Колпакова 03 августа 2022, 11:17
Большое спасибо, что рассказали об этом фильме, Но, к сожалению, я его не видела. Теперь обязательно посмотрю.
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 11:23
Спасибо огромное, что читаете)) Посмотрите обязательно, фильм отличный.
Natalia_V 03 августа 2022, 17:17
Огромное спасибо за прекрасный пост! Какую же работу Вы проделали!  
Yulia Chentsova 03 августа 2022, 17:21
Спасибо огромное, что оценили пост, очень приятно получить отклик🌺 Подготовка таких постов действительно занимает много времени, но мне самой это интересно и нравится, поэтому энергозатратность не останавливает от написания.))