Добрый день, дорогие читательницы!
В рамках рубрики " Кино и стиль" я продолжаю рассказ о фильме " Шербурские зонтики" режиссёра Жака Деми.
Итак, прошу под кат.
В прошлом публикации были рассмотрены события первого акта фильма. Пост можно прочесть здесь.
Действие второго акта фильма начинается в январе 1958 года, через два месяца после того как главный герой Гийом Фуше отбыл к месту службы, оставив в печали свою юную возлюбленную Женевьев Эмери.
Мадам Эмери спешит в свой магазин, кутаясь от холода в норковую шубку. В магазине её встречает Женевьев, занятая уборкой.
Зритель сразу может заметить изменения в облике девушки и дело вовсе не в бледности, как уверяет мадам Эмери, (макияж героини остается прежним: стрелки, румяна), а в причёске и оттенках, которые выбирает Женевьев. Её прическа кардинально изменилась. Если раньше Женевьев постоянно носила «мальвинку», то теперь её прическа — это низкий хвост с напуском прядей, закрывающих уши. С этого момента подобная причёска будет часто сопровождать образ героини.
Основным цветовым решением сцены стали оттенки красного, на обеих героинях одежда разных оттенков красного.
Красный цвет можно интерпретировать не только как цвет жизни. Красный может означать агрессию, что хорошо вписывается в диалог героинь. Мадам Эмери, безусловно, беспокоиться за дочь, но как только она замечает, что девушка всё ещё ждёт писем от своего возлюбленного и боится, что тот может оказаться в зоне боевых действий в Алжире, женщина переходит в наступление. Мадам Эмери не только настойчиво уверяет дочь, что Ги её забыл, но и с воодушевлением упоминает ювелира Ролана Кассара, который вернулся в Шербур после поездки в США. В результате этого разговора Женевьев падает в обморок. Её красный свитер, разбавленный светлой юбкой, скорее говорит о мученичестве, о готовности терпеть и ждать, но её силы на исходе.
В конце концов выясняется, что Женевьев ждёт ребенка от Ги. Мадам Эмери сразу начинает беспокоиться о мнении общества ( «что скажут соседи?») и о том, что вечером на ужин по случаю Богоявления придёт Ролан Кассар.
Интересно, что актрисе Катрин Денёв не пришлось изображать беременность в фильме, так как она действительно на момент съёмок ждала ребенка от режиссера Роже Вадима.
Так или иначе, мадам Эмери пришлось смириться с произошедшим. Вечером того же дня дам посетил месье Кассар. Мадам Эмери продемонстрировала на ужине наряд, который можно считать вечной классикой — чёрное платье достаточно строгого кроя и розовый шарф, накинутый на плечи.
Очень удачный наряд, однако, не лишён противоречивости. О значении розового оттенка, означающего влюблённость, уже было много написано в предыдущем посте. Обратим внимание на чёрный оттенок. Чёрный цвет многозначен. Он символизирует сдержанность и скромность, но может означать и потайные желания, которые человек пытается скрыть под личиной скромности. Мадам с увлечением беседует с гостем, временами даже слегка кокетничает, краснеет, когда ювелир делает комплимент Женевьев.
Но на ситуацию можно посмотреть иначе. Женевьев выбрала для ужина платье насыщенного розово-красного оттенка, близкого к фуксии, который говорит о стремлении героини решить свои внутренние противоречия. Платье мадам Эмери гармонирует и с чёрным костюмом Ролана Кассара и с платьем Женевьев, таким образом она стремится сблизить и «отзеркалить» их.
На ужине становится понятно, что ювелир влюблён в Женевьев. После того как девушка нашла в своём блюде боб, она по французской традиции назвала Кассара своим «королем» ( «У меня нет выбора. Вы — мой „король“).
В середине ужина девушка покидает мать и гостя, сославшись на усталость.
После ухода главной героини между мадам Эмери и ювелиром состоялся откровенный разговор, в ходе которого месье Кассар рассказал очень романтичную историю о несчастной любви, которую ему довелось пережить. Кроме того, он признался, что вновь поверил в любовь, встретив мадемуазель Эмери и хотел бы, чтобы девушка стала его женой.
Мадам Эмери заверила гостя, что она не в праве принимать подобные решения за дочь и умолчала о беременности Женевьев.
После ухода ювелира зритель перемещается в комнату главной героини. Её комната, как и комната Ги, выдержана в синих и голубых оттенках, таким образом авторы вновь дают понять зрителю, что Женевьев стремится сохранить верность возлюбленному и память о своей любви. Однако, на предложение состоятельного ювелира она не ответила ни да, ни нет.
Время идёт. Женевьев по-прежнему ждёт писем от Ги и не отвергает прямо ухаживания ювелира, который по-прежнему не знает о её положении. Колористика образа Женевьев балансирует в основном между молочно-белым и голубым. Время от времени можно заметить оттенки жёлтого и розового, словно, молодая женщина цепляется за воспоминания о том времени, когда её любимый был с ней рядом.
Письма от Ги приходят не так часто, как хотелось бы Женевьев, но из них явственно видно, что молодой человек любит избранницу, жалеет, что не увидит её беременной и рад будущему ребенку.
Постепенно молодая женщина привыкает к мысли о том, что Ги далеко, да и мадам Эмери постоянно напоминает ей о предложении Ролана Кассара. К марту Женевьев уже заметно сомневается. Её по-прежнему сопровождают её оттенки — голубой и розовый, но оттенок розового больше напоминает фуксию. Героиня явно устала от метаний и ожидания и, признавшись, что стала забывать лицо Ги, сквозь слезы дает матери понять, что готова принять предложение месье Кассара. Надо отметить, что образ Женевьев меняется. Ключевым элементом изменений вновь становится причёска, теперь это начёс с лентой-ободком, напоминающим стиль Брижит Бордо. Изменения говорят о взрослении героини, её эволюции от юной невинной девушки (прическа „мальвинка) к молодой женщине (начёс) через образ раннего материнства (Ролан Кассар это подчеркнул, красноречиво сравнив Женевьев на ужине с Мадонной).
Мадам Эмери чувствует сомнения дочери и не случайно выбирает оранжевый костюм, одновременно сигнализирующий о мудрости и самодовольстве. Женщина понимает, что почти сломила сопротивление дочери. Время от времени Женевьев словно стремится раствориться в окружающей её обстановке, стать незаметной, так происходит, например, в момент когда мать передаёт ей кольцо, которое прислал Ролан Кассар.
Ткань платья Женевьев очень напоминает обои, которыми оклеены стены её комнаты. Девушка принимает кольцо и решается на прямой разговор с ювелиром, который дает ей понять, что готов воспитывать её ребенка.
Второй акт фильма “ Шербурские зонтики» завершается свадьбой главной героини и ювелира Ролана Кассара. В церкви почти нет людей, а невеста, хоть и очаровательна в свадебном платье, но выглядит грустной не чуть старше своих лет.
И, конечно же, всегда найдется тот, кто будет наблюдать за происходящим с легкой иронической усмешкой: скромная и тихая Мадлен чувствует, что судьба преподносит ей шанс, который она ни за что не упустит.
Удивительно, но в фильме есть сцены, где буйство цвета вдруг исчезает. Город становится серым и блеклым, а интерьеры кажутся ещё более театральными из-за контраста. Такие «серые сцены» характерны для третьего акта фильма — «Возвращение».
Гийом Фуше был комиссован из армии после ранения и едва вернувшись в Шербур, отправился к магазину " Шербурские зонтики", чтобы увидеться с возлюбленной и своим ребенком. Но всё оказалось совсем не так, как он ожидал: магазин продан. Серый город, промозглый нормандский дождь и одинокий потерянный молодой человек — такую картину видит зритель.
Окружающий мир словно внезапно «выцвел» и это делает ещё более театральным и каким-то подчеркнуто искусственным интерьер квартиры тетушки Элиз, в которую вернулся Ги. Тетушка Элиз очень ждала любимого крестника. Её здоровье окончательно подорвано и она чувствует приближение смерти. Подобные разговоры очень удручают молодого человека. Тетушка Элиз рассказывает Ги о свадьбе Женевьев и о том, что мадам Эмери, продав магазин, уехала в Париж вместе с дочерью и зятем. О ребёнке Женевьев и Ги тетушке ничего не известно: малыш родился уже в Париже. Оказывается, что молодой человек подозревал о перемене произошедшей с его любимой. Письма от Женевьев приходили редко, она не отвечала на его вопросы, а когда Ги попал в госпиталь, вовсе прекратила переписку.
Неудивительно, что в поле зрения Ги сразу же вновь появляется Мадлен. Девушка вновь выбирает свои цвета-сигналы: розовый и зелёный.
Можно обратить внимание и на образ Ги — на нём синяя рубашка и он ищет защиты и уединения в своей комнате. Таким образом, молодой человек дает понять, что не готов думать ни о чём, кроме предавшей его возлюбленной.
Жизнь главного героя катится под откос. Он теряет интерес к жизни, начинаются проблемы в автомастерской, так как молодой человек грубит хозяину и нерадив в работе. В конце концов Ги теряет работу и всё чаще посещает бары и кабаре, маленькое кафе у вокзала, где он прощался с Женевьев перед отъездом на службу. Всё это время героя сопровождает всё тот же унылый серый пейзаж.
По стечению обстоятельств в один из дней, во время одного из посещений кабаре, Ги встречает девушку по имени Женни (Женни -это сокращенный вариант имени Женевьев) и проводит с ней ночь. Цвет в этой сцене транслирует в основном две эмоции: сексуальность и тревогу. Этот посыл выражен через сочетание чёрного и красного оттенков.
Вернувшись утром домой, Ги застает там Мадлен в слезах, которая сообщает ему о смерти тетушки Элиз. Это событие становится апогеем боли и страданий молодого человека. После похорон Мадлен собирает вещи, чтобы уйти, в этот момент зритель понимает, что, вероятно, Мадлен всё это время жила у тетушки Элиз, но Ги просит её остаться и помочь ему вернуться к нормальной жизни. Мадлен после недолгих колебаний соглашается.
С этого момента жизнь Ги постепенно налаживается, он продал квартиру тетушки Элиз и купил бензоколонку, о которой когда-то они мечтали с Женевьев. Завершив сделку, Ги приходит в уличное кафе, где за столиком его ждет Мадлен. Эта сцена очень интересна с точки зрения цвета. Оранжевый оттенок буквально заполняет пространство: оранжевые стулья, оранжевые стены, оранжевое кашпо для цветов. Мадлен словно растворяется в этом оттенке, её почти платье буквально сливается с окружающей обстановкой. Рубашка Ги пастельно-розового оттенка. Он ещё не влюблен в Мадлен по-настоящему, но испытывает к своей спутнице привязанность, вызванную благодарностью за то, что девушка поддержала его в трудный период жизни. В ходе разговора Ги просит просит руки Мадлен.
Однако, торжество Мадлен не так уж очевидно, ведь если посмотреть на кадр внимательно, можно заметить и обратить внимание на женщину за столиком слева от героев (за столиком сидят женщина и парень в форме матроса), то зритель заметит женщину в платье, которое очень напоминает наряд мадам Эмери в одной из сцен. Предлагаю поближе посмотреть кадр с мадам Эмери, о котором идёт речь.
Таким образом, призрак семейства Эмери продолжает преследовать Ги Фуше даже в те моменты, когда молодому человеку кажется, что он уже не думает о своей прежней любви.
Следующий кадр переносит нас в декабрь 1963 года. Зритель видит счастливую молодую семью Фуше: Мадлен и Ги успешно ведут свой бизнес, связанный с бензоколонкой, и воспитывают маленького сына по имени Франсуа.
Маленький нюанс с именем сына может подсказать зрителю, что несмотря на счастье, Ги ещё не до конца отпустил свою боль, ведь когда-то он и Женевьев мечтали назвать сына Франсуа, а дочь Франсуазой.
Мадлен с малышом собираются в магазин, чтобы посмотреть подарки к Рождеству. И стоит ей уйти, как к бензоколонке подъезжает чёрный автомобиль. В красивой молодой даме за рулем зритель узнает Женевьев Эмери-Кассар. Её сопровождает маленькая девочка.
Для обоих героев встреча была неожиданной. Возможно, этим можно объяснить явную неловкость, которую испытывают герои.
Бессмысленность диалога героев немного удивляет и даже поражает. Общие фразы, обрывки информации. Всё подчеркивает отчужденность, эти люди совершенно чужие друг для друга. Некоторые детали выдают волнение Ги, он нервно курит.
Женевьев выглядит совершенно равнодушной, но так ли это на самом деле? Она теперь состоятельная дама, имеющая вес в обществе, об этом свидетельствует весь её облик: шубка, сложная высокая и объёмная прическа, позволяющая сделать акцент на дорогих серьгах. Макияж молодой женщины по-прежнему довольно нейтральный с акцентом на румянец. Женевьев в трауре ( "… осенью умерла мама.) Только ли это траур по ушедшей мадам Эмери или ещё тоска по утерянной первой любви, которая не продлилась всю жизнь или даже вечность? (это уже другая история и как-нибудь в другой раз) А может это разочарование в жизни и тоска о несбывшейся мечте? А может её отчужденность и холодность объясняется тем социальным положением, которое она теперь занимает? На эти вопросы каждый зритель отвечает для себя сам.
В какой-то момент Женевьев предлагает бывшему возлюбленному взглянуть на общую дочь, которую она назвала Франсуаз, но Ги отказывается.
Женевьев уезжает и одновременно с этим на бензоколонку возвращается Мадлен с сыном. Фильм завершается оптимистической семейной сценой: Ги целует жену и играет с сыном в снежки. Мадлен вновь полностью одета в зелёный оттенок, теперь для неё это цвет гармонии и созидания, а малыш Франсуа своим солнечным жёлтым плащом транслирует беззаботность, непосредственность и радость этой молодой семьи.
Экспериментальный характер фильма " Шербурские зонтики" едва не сыграл злую шутку — продюсеры отказывались работать с проектом. Эта «война» продолжалась год, пока в ситуацию не вмешался Пьер Лазарефф — влиятельный французский медиамагнат и издатель.
«Лазарефф вошёл в кабинет и произнёс: «Я не понял толком, что это такое, но это наверняка эпатирует публику. А моя приятельница Маг Бодар хочет стать продюсером. Поэтому она будет продюсировать ваш фильм, а я его оплачу». Высказав всё это на одном дыхании, он сел в кресло, закурил трубку и начал говорить с кем-то по телефону.»
Мишель Легран о помощи Пьера Лазарефф в продюсировании фильма " Шербурские зонтики"
Однако, проблемы фильма не ограничились поиском продюсера. После того, как фильм был завершён, оказалось, что прокатчики не горят желанием его брать. И вновь на выручку пришел влиятельный Пьер Лазарефф. Мировая премьера " Шербурских зонтиков" состоялась 13 мая 1964 года в рамках Каннского кинофестиваля.
Фильм «Шербурские зонтики» стал триумфатором не только Каннского кинофестиваля, получив «Золотую пальмовую ветвь», но и всего наградного сезона. После американской премьеры, состоявшейся в декабре 1964 года, фильм был номинирован на премию Американской Киноакадемии в категориях " Лучший фильм на иностранном языке", «Лучшая песня», " Лучший саундтрек" и «Лучшая музыкальная адаптация». Также фильм получил номинацию на Золотой глобус ( «Лучший иностранный фильм») и награды от Французского синдиката кинокритиков и Международной Католической организации в области кино.
После премьеры «Шербурских зонтиков» молодая актриса Катрин Денёв вошла в плеяду мировых звезд, а образ Женевьев Эмери занял своё место среди модных эталонов 60-годов прошлого века. Миллионы девушек стремились скопировать причёски и наряды её героини Женевьев Эмери. И даже сейчас многие образы фильма остаются притягательными и актуальными, причём это относится к образам не только главной героини, но и других персонажей.
В качестве завершения.
Благодарю всех, кто читал и комментировал ( и участвовал в опросе) пилотный выпуск рубрики «Кино и стиль». Он помог выявить несколько интересных моментов и предложений. Я заметила, что некоторые читатели интересуются тематикой модных трендов и эталонов женской красоты (и актрис) не в рамках конкретного фильма, а в целом по эпохе. Это, безусловно, очень интересно, но, рассмотрев историю публикаций на данном ресурсе, я заметила, что посты с подобной тематикой уже публиковались в 2017 году и мне не хотелось бы повторять темы, которые поднимали другие авторы ранее, так как мне интересно сформировать собственную рубрику. Данная рубрика изначально была навеяна просьбой читательницы «разобрать» конкретный фильм и именно эта возможность обсудить моду и образы в контексте определенного фильма и определённых характеров меня вдохновила. Однако, чтобы не оставлять без внимания предложения читателей, я рассмотрю возможность написания отдельных постов о конкретных актрисах вне рубрики, и, возможно, задумаюсь о создании рубрики " Модельеры и их музы" (идея подобной периодической рубрики у меня появилась давно). Также в комментариях поступило предложение создавать макияжи по мотивам фильмов. Это тоже очень интересно, но администрация ресурса время от времени организует и, полагаю, продолжит это делать, соответствующие флешмобы, в которых я по мере возможности принимаю участие (был пост о макияже леди Дианы Спенсер из фильма " Спенсер" и макияж Элис Каллен из франшизы «Сумерки») в рамках рубрики " Макияж без правил". Мне бы не хотелось смешивать две рубрики, сделав их практически одинаковыми. Так или иначе все «макияжные» вопросы можно решить за счет рубрики " Макияж без правил" и соответствующих флешмобов. Также я хотела бы подвести результаты опроса относительно частоты публикаций в рамках рубрики. Большинство проголосовавших ( 56% против 34% и 9%) высказались за выход подобных постов один раз в месяц с возможностью дополнительной публикации, если того требует тема. Следующая тема сейчас находится в процессе разработки, основной пост выйдет в первых числах августа и, возможно, в августе будет мною выбран дополнительный день для публикации, о котором сообщу в следующей публикации.
Итак, тема " Шербурских зонтиков" завершена (напоминаю, ссылка на первую часть помещена в начале данного поста). Спасибо, что прочли мой пост. Приглашаю читателей обсудить характеры, образы и фильм в целом.
Следующая публикация: 3 августа.
Комментарии