Какую же информацию несёт в себе пирамида? Так ли она важна, нужна и показательна?
Говоря о пирамиде, следует сразу отметить, что совершенно неважно, к какой группе ароматов относится парфюм, ведь принцип его составления одинаков и для шипровых, и для цветочных парфюмов. В данном случае роль играют отдельные ингридиенты, из которых в итоге и складывается аромат. Основной принцип очевиден — верхние ноты, самые нестойкие и, зачастую, самые яркие, средние ноты (они же «ноты сердца»), которые можно назвать сутью парфюма, и базовые (конечные) ноты, этакое послевкусие. Элементы пирамиды перетекают один в другой по мере испарения, но можно ожидать, что средние ноты будут уловимы в течение 4 часов, а базовые ноты — в течение 3-4 часов.
В верхних нотах обычно располагаются лёгкие, летучие, нестойкие компоненты. Отчасти это маркетинг — пшик на запястье — взрыв острой, яркой ноты — покупка! А ведь верхние ноты хорошо если полчаса держатся!
Наиболее летучими и быстро ускользающими нотами считаются мандарин, бергамот, лаванда, мускатный орех, мимоза… Думаю, те, кому доводилось иметь дело с лавандовыми парфюмами, согласятся, что они на редкость нестойки, а собственно лаванда ощущается лишь на первых порах. Эти ноты приятны и традиционно любимы, но им требуется «группа поддержки» — средние ноты.
Средние ноты — обычно цветы, фрукты и специи. Укроп, майоран, гвоздика (которая специя), иланг-иланг, роза, тубероза, нероли… Разная скорость улетучивания позволяет комбинировать эти и другие ноты для достижения цветочного, фруктового
Базовые ноты играют роль «закрепителя», основой для наслоения остальных нот. Базовые ноты выветриваются очень медленно, редко проступают сквозь оркестр начальных и средних нот, но, тем не менее, способны пронести память об аромате от нескольких часов до нескольких дней. Это смолы, амбра, бальзамы, мох, пачули, сандаловое дерево и ветивер.
Зная пирамиду, можно предположить, к какой группе относится аромат, как он будет раскрываться в течение времени и каким он станет к концу дня — приторно-ванильным (тонка), горьковато-холодным (ветивер) или древесным (мох и смолы).
Попробуем разложить на пирамиду всем известный парфюм. Например, Chanel №5.
Верхние ноты: альдегиды, бергамот, лимон и нероли.
Средние ноты: жасмин, ландыш, роза, фиалковый корень.
Базовые ноты: ветивер, сандал, ваниль, амбра.
Что видно сразу? Аромат будет сладковатым: нероли, роза, фиалка, сандал, ваниль и амбра обладают определённой сладостью, которую на первых порах «разбавляют» цитрусовые и альдегиды. Безусловно, невозможно знать и помнить аромат каждой ноты пирамиды, но 2-3 из каждой трети достаточно, чтобы получить представление. Итак, можно предполагать, что начало парфюма будет цветочно-свежим, но по мере улетучивания цитрусовых, усилится цветочная сладость розы, жасмина и фиалки. Роза более стойкая, чем фиалка, значит, переход от «сердца» к базе будет проходить через неё. А в базе заявлены сандал и амбра. Оба аромата имеют сладковатый подтекст, плюс ваниль, и можно заключить, что последний аккорд парфюма также будет далёк от бергамотовой свежести. Максимум — лёгкий привкус горечи от ветивера. Следовательно, этот парфюм — для любительниц сладких цветочных ароматов, а вот ценительницам ориентальных или шипровых ароматов он вряд ли придётся по вкусу.
Однако далеко не всегда парфюмеры представляют нам ноты в виде пирамиды, часто можно встретить лишь скупой перечень. Взять тот же Chanel Chance Eau Fraiche.
Его ноты включают: лимон, водный гиацинт, абсолют жасмина, белый мускус, ветивер, амбру, пачули и тиковое дерево.
Мы знаем, что цитрусы улетучиваются первыми, а амбра и пачули — последними, следовательно, ноты расположены в некотором подобии хронологического порядка. При попадании парфюма на кожу мы сразу ощутим свежие цветы и цитрус, в «сердце» парфюма также будут цветы или другие свеже-сладкие компоненты (напомню — эти ноты входят в состав парфюма, но не «делают» его целиком). Можно предположить, что аромат будет холодным и несколько навязчиво-сладким благодаря белому мускусу, а также ветиверу и пачулям. Эти два компонента обеспечивают «холод», а амбра — сладость. Тиковое дерево лишь оттеняет ветивер. Учитывая эти «холодные» компоненты, можно предположить, что парфюм будет лёгким и свежим, несмотря на минимум цитрусов. Причём со временем парфюм не утратит своей лёгкости и к последним аккордам. Рекомендация — для молодых любительниц свежих цветочных композиций.
Безусловно, чтение пирамиды — не панацея и лишь первый шаг к постижению и выбору аромата. Но так же безусловно то, что понимание пирамиды уберегает от разочарований. Ведь как часто приходится слышать: «Производитель обещал лаванду, а я ощущаю только пачули». Это снова маркетинг, не зря все промышленные парфюмы тестируются в фокус-группах. Задача стоит подчеркнуть наиболее приятную, «популярную» ноту, чтобы привлечь покупателей, но никто не даёт гарантий, что эта нота будет доминировать дольше, чем 5 минут.
Какой из всего этого можно сделать вывод? Пирамида — своего рода путеводитель, помогающий ориентироваться в многообразии парфюмов. Далее на помощь приходит нос и опыт, поэтому главный совет — читайте пирамиду и слушайте, не спеша, внимательно, запоминая, какие ноты играют против вас, а какими хочется дышать вечно. И постепенно пирамида будет помогать вам не хуже блоттера.
Комментарии
спасибо, твои посты информативны и ценны)
Спасибо за информацию
Спасибо за пост. Вы сами писали, из опыта, или взяли откуда-то?
сама писала )) смесь опыта и теоретической базы.
Violet Blonde by Tom Ford
Violet Empire by I Hate Perfume
Paris by YSL
я всегда обращаю внимание на пирамиду, но она не единственный решающий фактор покупки. как ты правильно заметила.
для парфюмоманьякавещи, но читать было безумно интересно, особенно примерыкак в школе.Я всегда изучаю пирамиду аромата перед покупкой и пытаюсь «разносить» его по максимуму. Тогда только я могу прочувствовать аромат до конца.
примеры, мне кажется, самое полезное — теорию все на уровне интуиции, носа знают, но механизм не отточен. мыслей много, а сформулировать сложно. надеюсь, что примеры помогли упорядочить немного.
на здоровье!
когда-то в парфюмерию мало писали, и такие посты были заметны. сейчас, конечно, масштаб не тот, но к этому сайт и стремится.
Мой нос всегда чует запах жасмина, уже несколько флаконов с присутствием жасмина стоит ) Хотя шанель №5 мне дико не нравится, может я верхние ноты только чувствую
Интересно стало, поищу пирамидки имеющихся духов
но искать и не сдаваться тоже увлекательно ))
У меня в фаворитах уже вторую осень Dior Addict 2 eau fraiche от Christian Dior. Он вначале очень резкий грейпфрутовый (не то что свекровь, даже я удивляюсь как «клюнула» на него), но потом тааак раскрывается… Ах! Терпение, терпение…
Никогда не сужу о парфюме по первому «пшику», обязательно должна поносить его, почувствовать, изучить все ноты, прнять какая нота раскрылась на моем теле лучше других, и лишь потом у меня складывается — мой это парфюм или нет. Вообщем я делаю примерно то, о чем вы и пишите.
как можно?)) Раньше всегда доверяла чутью- любимые ароматы приобретались по принципу «пришёл-понюхал-купил», теперь, пока прямо в магазине не прочитаю в Интернете про пирамиду ароматаи не проведу ликбез консам)), покупку сделаю вряд ли. А вдруг там в базе ваниль?))Бывает же!)))Black Orchid Tom Ford — это аромат для женщин, принадлежит к группе ароматов восточные цветочные.. Верхние ноты: жасмин, гардения, иланг-иланг, бергамот, лимон, мандарин, черная смородина и трюфель; ноты сердца: специи, фруктовые ноты, лотос и орхидея; ноты базы: ветивер, Сандаловое дерево, лист пачули, амбра, ладан, ваниль и темный шоколод. Фруктово-сладкие, я так понимаю.
Angel Thierry Mugler — это аромат для женщин, принадлежит к группе ароматов восточные гурманские. Верхние ноты: дыня, кокос, мандарин, китайская кассия, жасмин, бергамот и сахарная вата; ноты сердца: мед, абрикос, ежевика, слива, орхидея, персик, жасмин, ландыш, красные ягоды и роза из Непала; ноты базы: бобы Тонка, амбра, лист пачули, мускус, ваниль, Темный шоколад и карамель. Этот аромат был награжден FiFi Award Hall Of Fame 2007. Эти, судя по всему, очень сладкие.
Хочется стойкие, необычные, загадочные, томные…
Чёрная орхидея вызывает такие мысли: цитрус улетучится в момент, его можно не считать. жасмин и иланг имеют среднюю стойкость, значит, их присутствие продлится дольше, отсюда же можно сделать вывод, что парфюм стойкий, т.к. в верхние ноты положены довольно стойкие ароматы. иланг сам по себе — афродизиак, а жасмин — традиционно женский/женственный аромат. специи (если это не перец) добавляют немного сладости и терпкости, которая переходит в базу, где ваниль, шоколад, амбра и сандал. сладких составляющих в базе больше, следовательно, пачули и ветивер не будут доминировать. в сухом остатке — ориентальный аромат (специи), сладковатый в середине и немного приторный к базе. они будут стойкие.
Ангел — опять отбрасываем цитрусы, остаются свежая дыня, кокос, акация (кассия), жасмин и приторная сладость от ваты. жасмин, мёд и роза обещают сладость и в сердце, но с отголоском свежего компота из ягод. бобы тонка и ваниль в одном флаконе? это странно, т.к. тонка обычно служит заменителем ванили. плюс амбра и мускус — итого довольно приторный парфюм, как бы не удушил. стойкость под вопросом.
Лично я всегда стараюсь вначале описание парфюма найти, а потом уже тестить на блоттере и на себе. Какие-то ароматы сразу отметаются, просто по нотам в пирамиде, но тестировать на себе стараюсь не один раз, а дважды или трижды. А теперь буду еще лучше представлять себе свойства парфюма даже по пирамиде. )))
Пост в избранное )))
Оказывается, он может уступать первый план другим нотам из «сердца»…
Подскажите, пожалуйста, где можно почитать о том, какие ноты более стойкие, доминирующие, а какие склонны к скорому улетучиванию?
на самом деле нужно помнить, что любая нота не звучит сама по себе, а вместе с другими, этакий хор, поэтому вычленить одну нужную бывает сложно и зависит от количества нот и их громкости относительно, скажем, того же жасмина. сложная, тонкая наука. ))
ну что ж, английские сайты не пугают, хотелось бы найти качественное пособие, или несколько таковых. Обожаю практику подкреплять теорией)
а сейчас буду еще реже,потому как сложно мне удается распознатьунюхатькаждый компонент, максимум два-три из всего многобразия, заявленного в пирамиде, да и слог мой меня жутко расстраивает…я никогда не покупала парфюм после обычного минутного затеста в магазине, обычно тестила, ходила с ароматом день, потом приходила на следующий и так могла до 10-12 заходов сделать перед покупкой
Твой пост непременно в избранное!
и непременно сегодня за ужином))Лена, я конечно перед покупкой пирамидку всегда изучаю, но
бывает, что составляющие вроде все твои, а в целом аромат не
трогает.
Я очень люблю Мадмуазель Коко в формате парфюмированная
вода, потом стала пользоваться духами и ощутила колоссальную
разницу между этими двумя концентрациями, сначала думала,
что мне просто кажется, а потом нашла описание пирамиды
и оказывается в Parfum содержится флорентийский ирис,
которого нет в Eau De Parfum. Вот так))
а вообще я уже где-то в коментах упомянула — ни одна нота не звучит отдельно, там целый хор, поэтому аромат может и не «цеплять», если любимый ирис звучит рядом с ненавистными пачулями. ))
Я тоже всегда обращаю внимание на пирамиды. Люблю даже на соответствующих сайтах изучать пирамидки — вдруг, что приглянется.
Тем не менее восприятие ароматов у всех разное. Для меня Chanel №5 классический альдегидно-цветочный аромат, но сладости я в нем не ощущаю, может намек на сладость… И горечь я чувствую явную.
Альдегиды придают некую «звонкость» аромату, мягким и пушистым я бы его не назвала, довольно дерзкий аромат.
Chanel Chance Eau Fraiche — да, явный свежак, ничего неожиданного.
для меня процесс выбора очень мучителен, особенно если над душой стоит консультант и приговаривает — «а эти духи у нас часто берут!»