Эта часть полностью теоретическая. Знаю, скучно, но нужно.
Сначала давайте поговорим о том, как появилась сезонная теория. И в первых строках предлагаю сурово карать тех, кто распространяет в Интернете дивную мысль о том, что именно компания Color Me Beautiful «разработала и усовершенствовала подход к цвету, получивший название «Четыре времени года». За такой перл мы, например, можем благодарить авторов книги Цвет и Стиль (Вероник Хендерсон и Пэт Хеншоу). Я вообще к Color Me Beautiful отношусь очень неоднозначно, ибо эта серия – страшнейшая попса. Поэтому предлагаю вернуться к истокам.
В 1810 году немецкий философ Иоганн Вольфганг фон Гете опубликовал теорию цвета. Гете провел исчерпывающее исследование, однако он не говорил об использовании цвета в связи с выбором одежды. Поэтому исторически первым консультантом по цвету принято считать Мишеля Шевре (1786-1889), который руководил известной компанией по производству гобеленов, и именно благодаря этому был фанатично увлечен цветом во всех его проявлениях. В частности, он отметил, что цвета взаимодействуют друг с другом, когда они находятся рядом. Шевре также обнаружил, что когда мы смотрим на какой-либо цвет, наш глаз мысленно его дополняет противоположным или контрастным цветом. Так, глядя на красный, мы мысленно дополняем его зеленым, хотя и не видим зеленый цвет. Он назвал этот феномен явлением одновременного контраста. В 1839 году Шевре опубликовал свое исследование, посвятив отдельную главу одежде и цвету волос, в котором он говорит о том, что любые цвета, которые мы носим рядом с лицом (включая и цвет волос), будет влиять на цвет кожи. Это 1839 год!
Следующим значительным этапом стала работа Йоханнеса Иттена (1888-1967), который в 1961 году опубликовал Искусство цвета, предложив сопоставление с четырьмя временами года. Тем самым он создал основу для сезонной теории цветотипов, которая стала популярной в 1980-е. Ценность цветовой теории Иттена заключается именно в том, что он сумел пойти дальше изучения собственно физических свойств цвета. То, что Иттен был художником. и в исследовании цвета опирался на материалы искусства, расширило диапазон его наблюдений и выводов. Иттен исходил из того, что каждому, чья профессиональная деятельность связана с цветом, нужен определенный свод правил. Однако при этом он подчеркивал, что пролученные знания не должны сдерживать художника, поскольку только взаимодействия правил и гения способно привести к созданию шедевра. Чувствуете связь с теорией цветотипов?
Начиная с 1970 года цветотип пошел в народ. Было опубликовано довольно большое количество книг. Одной из наиболее значимых принято считать Color: The Essence of You Сьюзан Кейджил. Именно она считается основателем современного цветотипирования и имидж консалтинга. В каждом сезоне она выделила подтипы (всего она различала 64 цветовых типа). Но ее работа особенно интересна тем, что она описывала взаимосвязь между цветотипом и характером. Она считала, что природный колорит влияет на формирование личности. Позже ее теорию разодрали на цитаты, но знайте, те кто говорят о драматичности зиме, взрывном характере осени, лености и загадочности лета – всецело повторяют мысли Кейджил.
А в 1980 году появилась знаменитая Color Me Beautiful. Знаменитой она стала потому, что стоила намного меньше той же Кейджил (стоимость ее Цвета в то время составляла около 60 долларов), и потому что написана она была очень простым языком. Простота достигалась за счет того, что многие детали были опущены как сложные для понимания. Поэтому я считаю, что эта книга имеет право на существование, и именно с нее должны начинать новички, которые сталкиваются с теорией впервые. Однако она не является исчерпывающей и самодостаточной.
Ну и давайте совсем кратенько пройдемся по матчасти. Это нам пригодится для дальнейших экспериментов в определении цветотипа.
А говорить мы будем о цветовом пространстве, разработанном профессором Альбертом Манселлом. В Интернете по Манселлу огромное количество материала. Будет время и желание, почитайте.
Система Манселла является наиболее широко признанным методом измерения цвета, она основана на особенностях восприятия человеческого глаза Эта система используется и для определения колорита человека. Манселл классифицирует цвет согласно трем характеристикам: цветовому тону, светлоте и насыщенности.
Цветовой тон определяет полутон цвета, который может быть как теплым (с желтой основой), так и холодным (с синей основой). Все цвета могут иметь и теплый (желтый), и холодный (синий) полутон. Например, красный может быть холодным (сливово-красный с синей основой) или теплым (томатно-красный с желтой основой).
Светлота – это изменение от черного (0) к белому (10).
Насыщенность измеряется радиально от центра каждого горизонтального «среза». Меньшее значение насыщенности соответствует менее чистому цвету (ненасыщенному, пастельному).
Кстати именно на теории Манселла основана популярная сегодня Тональная теория, продвигаемая в противовес сезонной. Однако я считаю, что эти данные нужно использовать в комплексе. О том, как это делать, я расскажу в следующих постах. На сегодня я выдохлась.
Комментарии
А можно, если вас не затруднит, немного подробнее о цветотипировании и характере человека? Очень заинтересовала эта мысль
Кстати, о соответствии цветов характеру! У психологов есть целый тест, когда перед пациентом разбрасывают карточки с разными цветами и предлагают выбрать понравившейся! И это служит базой данных!
Просто я, как технарь в первой жизни, отношу все «характерные связи» к базе данных! И тут скорее мое личное толкование, скорее даже своя градация массива данных, абсолютно без претензий на следование сугубо правильной терминологии!
Я прощена?)))
Я не знаю насколько достоверно, но от одного умненького стоматолога я услыхала интересную вещь! Оказывается каждый человек видит по-своему цвет и ощущает его! Так вот истинный цвет может определить ЖЕНЩИНА, незамужняя, до 28 лет и до 11 часов! Ну как спорно? Согласна!!!
Bernice Kentner, Color Me a Season
Suzanne Caygill, Color: The Essence of You
Carole Jackson, Color Me Beautiful
Mary Spillane and Christine Sherlock, Color Me Beautiful's Looking Your Best
Это классика
и вообще любой тон может быть как холодным, так и теплым…
Вообще источниками считаю 3-4 цвета(по разным теориям), а все остальные цвета получены с помощью смешивания.
Единственный цвет, который всегда будет теплым — это оранжевый, у остальных цветовой тон может быть как теплым, так и холодным. Красный, синий, желтый — основные и это первичная триада цветов. Оранжевый, зеленый, фиолетовый — вторичная триада.
Конечно намешать можно, что угодно, легко и испортить… но если действовать осторожно… цвет не испортишь… правда можно задумать оранжевый, а сделать в итоге коричневый…
Вы правы насчет манипуляций с цветами, а исключения подтверждают правила.
А написано прекрасно и верно все в целом! Приятно читать :-)
Каким летом Вы являетесь?