Согласно данным ВЦИОМ только 21% россиян посещают музеи ежегодно, преимущественно это жители Москвы и Санкт-Петербурга – 42%. При этом по результатам исследования Центра социального проектирования «Платформа» более 40% жителей России считают современное искусство непонятным. И это вполне объяснимо, сегодня художники ищут новые формы высказаться. К тому же часто используют провокативный прием, создавая вызывающий арт с отталкивающим эффектом.
Как искусство влияет на мозг
«Посмотрите, например, на обычную розетку. Если вы взглянете всего на мгновение, то увидите удивленное выражение лица. Но почему? Оказывается, мозг обладает удивительной способностью различать знакомое и значимое в шаблонах, абстрактных формах и неполной информации. Помимо умения осмысливать увиденное, мозг действительно претерпевает изменения, когда мы смотрим на прекрасное произведение искусства. По данным The Telegraph, при взгляде на великолепную картину, скульптуру или другое произведение искусства приток крови к мозгу увеличивается на 10%, что эквивалентно взгляду на любимого человека.» The University of Arizona, How Looking at Art Can Help Your Brain, 2021.
Искусство способно вызывать сильные эмоции, глубокие мысли или элементарно привлекать визуально, ослеплять красотой, приводить в восторг. Однако эмоции не обязательно могут быть положительными, а иногда арт и вовсе не производит никакого впечатления. Реакция каждого на искусство может быть абсолютно разной, но невозможно отрицать тот факт, что оно оказывает влияние на человека.
«Мы смотрим глазами, а видим мозгом, мы слушаем ушами, а слышим мозгом, мозг должен быть подготовлен к искусству!»
Татьяна Черниговская, доктор биологических и филологических наук, ученый. Лекторий «Прямая речь».
Просмотр, анализ и занятия искусством существенно стимулируют работу мозга. По мнению профессуры университета Аризоны тем, кто заинтересован в постоянном интеллектуальном, культурном и духовном росте, необходимо регулярно посвящать время искусству. Оно благотворно влияет на работу мозга, а значит, помогает достигнуть максимальной самореализации. Однако немаловажно научиться анализировать произведения искусства. Ведь реакция мозга на визуальные стимулы – это только первая часть многоступенчатого процесса.
«Просмотр произведений искусства — это не только осмысление форм. Вместо того чтобы просто думать, что искусство красиво, мы хотим поместить себя в него. Это происходит через процесс, известный как воплощенное познание, в ходе которого зеркальные нейроны в мозге превращают такие вещи, как действие, движение и энергия, которые вы видите в искусстве, в реальные эмоции, которые вы можете почувствовать. Воплощенное познание начинается, когда вы смотрите на произведение искусства. Чем больше вы анализируете произведение, тем больше вы помещаете себя в сцену и можете почувствовать качество произведения.» The University of Arizona, How Looking at Art Can Help Your Brain, 2021.
Известный живописец Юрий Штапаков считает, что для понимания искусства необходимо много читать, смотреть и даже больше – пробовать заниматься творчеством. Но все-таки единой рецептуры, которая поможет разбираться в искусстве, не существует. Многое зависит от человека – хочет он понять или нет. Эксперты Аризонского университета рекомендуют чаще посещать музеи, художественные галереи, ремесленные ярмарки. Во время экскурсии не спешить, посвятить время каждому экспонату, внимательно рассмотреть и мысленно описать увиденное. Затем попытаться понять, какую мысль хотел донести автор, и что говорит работа об ее создателе.
«Людей понимающих очень мало. Но художник не работает для людей, он работает для себя. Обратная связь, конечно, важна, но если ты будешь пытаться понравиться – ничего хорошего не получится».
Юрий Штапаков, гравер, живописец, иллюстратор. Интервью Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, ноябрь 2019 год.
Чем больше времени потратить на анализ произведения, тем эффективнее стимуляция сознательных и бессознательных функций мозга. Что приводит к развитию аналитических способностей, которые помогают решать повседневные задачи и не пасовать перед внезапными жизненными трудностями.
Зачем развивать творческие навыки
Создание произведений искусства плодотворно бодрит мозг, причем способы влияния отличаются от тех, которые протекают в процессе его созерцания. Исследователи из университета Аризоны утверждают, что упражнения для развития мозга и занятия творчеством одинаково эффективны. Более того, подобно как физические упражнения поддерживают тело, так занятия искусством помогают сохранить ясность ума в пожилом возрасте. Кроме того, благодаря искусству легко прийти в эмоциональное равновесие.
«Не нужно бояться того, что твои вкусы меняются, нужно иметь «широко отрытые глаза». В советское время в наших музеях современное искусство заканчивалось работами Пабло Пикассо. В 1988 году начали выставлять русский авангард. Невозможно любить то, что тебе незнакомо, но у русских людей есть одна замечательная черта: они могут удивительно быстро учиться».
Ольга Свиблова, искусствовед. Журнал «Сноб», 2013 год.
Не случайно все большую популярность набирают арт-вечеринки, групповые занятия искусством, а в магазинах на полках появились раскраски не только для детей, но и для взрослых. Творчество — отличный способ расслабиться, отвлечься от повседневной рутины, встретить единомышленников и завести приятные знакомства. Это своего рода самоисцеление от негативных эмоций, уныния, возможность открыть в себе новые грани, познакомиться с собой, узнать себя глубже. Ведь собственное произведение искусства также стоит проанализировать, чтобы понять себя.
Важно помнить, что искусство идет в ногу со временем и развивается. Не стоит пренебрегать инновационными формами искусства, например, диджитал-арт или саунд-арт. Сейчас много обучающих курсов, возможно, такой вид творчества придется по душе именно вам.
Комментарии
Просто я так обрадовалась этой теме здесь, что закрыла глаза на все недочёты. Косвенно макияж связан с искусством и об этой связи не нужно забывать.
Мне нравятся здесь флешмобы, когда красятся по мотивам каких-либо картин, палитр художников. Запомнился музыкальный шлешмоб. Всех пересмотрела и понастольгировала по своим юношеским предпочтениям в музыке. Узнав любимого исполнителя автора, можно познакомиться с ним куда ближе, чем во время обычного светского диалога который ни о чём.
Побольше бы таких тем. Для меня макияж это не про повседневность, а самовыражение.
Это как некий " выход из информационного пузыря")
О себе: последние 7 лет — волонтер ГМИИ им Пушкина, стараюсь хотя бы раза 2 в месяц дежурить ( это и помощь организации экскурсионных
групп, и катологизация части коллекции, и помощь «доступному музею»- для людей с особенностями, и проверка списков приглашенных гостей, и многое другое, по потребностям музея).
Дежурство предпочту походу к мастеру маникюра).
Потрясающий опыт — это выставка «Коллекция Fondation Louis Vuitton» в 19 году, экскурсия с кураторами выставки, а Кляйн, а Баския, но самое потрясшее меня: Марк Брэдфорд- оба призведения.
Почему сов риск и «прочая абстракция*-»?
У меня есть тезис, для себя, «я понимаю искусство, насколько насколько могу понять других».
Но да, мне тоже несколько удивительно)
" Косметиста- особое сообщество")
Вдруг, именно это воодушевит кого-нибудь на поход в музей?
Хотя бы виртуальный или «поспособствует снижению уровня стресса»?
И сырой, недоделанный текст об искусстве на главной в топе — это по меньшей мере странно.
— чебурячечная! Министерство культуры у аппарата.
Чтобы потом они могли ответить в опросе «Часто ли вы посещаете арт-выставки и галереи?» — «Посещали в детстве с родителями».Если брать внешкольные походы, то с моими нужно предварительно согласовать мероприятие. Чтобы их что-то заинтересовало. Например, на Дали они пошли совершенно добровольно. Предварительно полистали альбомы, конечно, немного информации о художнике изучили. В итоге сходили даже с интересом, потом делились впечатлениями к кафе (какое же искусство без поесть, да! Искусство искусством, а обед по расписанию!) С театрами мы нашли компромисс: старший (15 лет) готов ходить на мюзиклы. Ходили с ним на «Шахматы», на «Иисус Христос суперзвезда». Не пробовали? Если в наушниках с утра до ночи, то может и прокатить.
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос: почему музеи ежегодно посещают в основном москвичи и питерцы?
Мне кажется, криво сформулировано, но речь о том, посещаете ли Вы вообще места с выставленным искусством, скажем так.
Конкретно с розеткой — пятачок вижу.
С детства люблю в облаках находить очертания всего на свете. Они мне как-то ближе и не вызывают чувства тревоги.
соседу, будет пефомансА перфомансы, выставки и прочие экспозиции, временные и постоянные у нас и так нон-стопом — ибо музей))
И кстати, наша любовь к кошкам тоже оттуда, наши предки очень любили леопардов, к примеру, так и выискивали их прелестные мордочки в зарослях.
Искусство слишком субъективно, на мой взгляд, чтобы считать его созидательной силой. Это как-то слишком сильно. Но оно, конечно, важно.
Я пост тоже не поняла. И вообще я не люблю опросы. Просто захотелось поболтать)
Понятно, что это предположения, но они имеют крепкую почву под собой)
Кстати, для тех, кто «далеко от Москвы» или вообще лень ходить — многие музеи выкладывают виртуальные экскурсии по выставкам и постоянным экспозициям, Третьяковка, Эрмитаж. Московская Филармония выкладывает записи концертов с вступительными лекциями. А уж записей спектаклей в сети — на все вкусы! )) Смотри — не хочу.
А если говорить о дыхании, то летом пережила интересный экспириенс, когда сидела на втором ряду, а на сцене брызгали Джо Малоном, и до тебя доносится этот запах…
Так же и с виртуальными музеями. Круто, что есть такая возможность, ещё лет 20 назад о ней о мечтать не могли. Есть возможность посмотреть музеи, в которые не попасть в реальности. Но это не равноценная замена живому посещению музея, когда ты можешь близко рассмотреть экспонаты, рассмотреть текстуру, фактуру, игру света с разных ракурсов. Так и виртуальные музеи не слишком нужны — находишь электронную версию любого произведения и залипаешь. Параллельно лекцию ещё можно включить и слушать.
С кино несколько проще, потому что и дома, и в кинотеатре это запись. Но при этом в кинотеатре все-таки огромный экран, объемное изображение и звук, больший эффект присутствия. Посмотрев некоторые фильмы дома, я жалела, что пропустила их в прокате.
Каждому свое, естественно. Мне вот кажется на моем опыте, что репродукции и фото не передают. Вам кажется по-другому — и все это нормально. Но в этом диалоге тоже идёт перекос в другую сторону — идет высмеивание тех, кто предпочитает живые спектакли, посещения музеев и кинотеатров. 🤷🏻♀️ Я предпочитаю. Для меня есть разница.
Но круто, что есть возможность виртуальных экскурсий. Я порой так брожу по иностранным музеям. Но для меня это не эквивалентно живому посещению 😊
Про музеи — это вы в каком музее в толпе зрителей фактуру и текстуру рассматриваете? Ещё и под стеклом, например?
А про музеи — да почти в любом. 🤷🏻♀️ В той же Москве ходила в ГМИИ на выставку «Брат Иван». Народу тьма, но ко всем предметам искусства можно подойти и рассмотреть. Близко прямо. На Мунка в Эрмитаж я как-то стояла в очереди 5,5 часов. На морозе. Прекрасно было видно через стекло.
Три часа в очереди на Айвазовского в Русский музей. Попала внутрь на 20 минут. И не жалею ни разу, потому что только там почувствовала мощь его работ. Прекрасно рассматривала каждый мазок без стекла, нормально можно было подойти среди толпищи, с которой мы были в очереди.
И под стеклом с близкого расстояния видно отлично. Намного лучше, чем на виртуальной экскурсии.
В Азии бывают такие яркие синие ночи, город с пятнами света действительно смотрелся бы волшебно вживую.
Хотелось бы испытать это воспоминание художника, посмотреть своими глазами
Во втором опросе выбрала пункт первый.
К посту не относится, но из последнего, что я видела: «скрипя сердцем»… о каком искусстве можно говорить, скрипя сердцем-то…
Я очень люблю искусство, и да, я тот человек, который ездил за 1000 км в Москву, чтобы сходить на выставку Сальвадора Дали. В Эрмитаже я была 5 или 6 раз и еще обязательно схожу. Проехать 36 часов в автобусе для меня не помеха, чтобы удовлетворить желание смотаться в Выборг или сходить на спектакль в БДТ).
О посте. Тема интересная, пост странный.
Насчет созидательной силы искусства — кто ж станет спорить.
Насчет «плодотворного бодрения мозга» — простить и забыть))