Добрый день, дорогие читательницы!
Я начинаю новую рубрику, посвящённую музам великих дизайнеров. Эта рубрика не будет иметь фиксированных дат выхода и выпуски будут выходить периодически. Я планирую придерживаться определенной логики, посвящая ряд публикаций конкретному дизайнеру и его музам, тем самым образуя циклы.
Открывает рубрику цикл о Кристиане Диоре и публикация, посвященная его сестре Катрин Диор, которая во многом вдохновила дизайнера на создание собственного модного дома и чей образ он увековечил в аромате «Miss Dior».
Итак, прошу под кат.
История Катрин Диор — это не столько история о моде, моды в ней не так уж много, это история о мужестве, борьбе и войне.
Жинетт Диор (настоящее имя Катрин) была младшим ребенком в семье потомственного промышленника из Нормандии Мориса Диора и его жены Мадлен Мартин.
Фирма Мориса Диора и его кузена Люсьена была наследственным предприятием, специализирующимся на удобрениях и находилась в местечке в Сен-Николя в окрестностях Гранвиля. Дела фирмы быстро шли в гору, и семья Мориса и Мадлен переезжает на красивую виллу Les Rhumbs в Гранвиле, а затем обзаводиться жильём в Париже, сохранив за собой виллу в качестве летнего дома.
Здесь 2 августа 1917 года родилась Жинетт. Кроме неё в семье было ещё четверо детей- братья Раймонд, Кристиан, Бернар и сестра Жаклин.
Взаимоотношения в семье были тёплыми, но из всех братьев и сестёр будущий дизайнер Кристиан Диор выделял именно младшую сестру. Когда в 1929 году обвал на бирже на Уолл-Стрит и спекуляции обернулись для отца (Мориса) долгами и разорением, а мать (Мадлен) умерла, Кристиан фактически взял на себя ответственность за четырнадцатилетнюю сестру. Кристиану на тот момент исполнилось двадцать три года. В 1936 году брат и сестра обосновались в Париже и оба нашли работу в индустрии моды: Кристиан работал внештатным модным иллюстратором, а Жинетт продавала перчатки и шляпки и была моделью для своего брата, делающего первые шаги в качестве модельера. Молодые люди вели светский образ жизни.
" Париж редко казался более блестящим. Мы порхали с бала на бал… Опасаясь неизбежного катаклизма, мы были полны решимости спуститься вниз в порыве великолепия".
Кристиан Диор в своих мемуарах об атмосфере предвоенного Парижа.
С 1937 года Кристиан Диор вместе с друзьями Пьером Бальменом (в будущем основатель модного дома Pierre Balmain) и Марком Боаном (в последствии работал в модном доме Dior) работал у модельера и парфюмера Робера Пиге.
В сентябре 1939 года Кристиан Диор и его друзья были призваны в армию, однако были демобилизованы в марте 1940 года после заключения франко-германского перемирия, согласно которому север Франции был оккупирован нацистами, а на юге утвердился коллаборационистский режим Виши. В Париж Кристиан вернулся только в конце 1941 года, оставаясь до этого в неоккупированной зоне и часто навещая дом в Каллиане, где жила семья Диор (В коммуну Каллиан департамента Вар Морис Диор перебрался после разорения).
Жинетт в ноябре 1941 года посещает Канны, где, случайно заглянув в магазинчик радиоприемников, знакомится с Жоржем Папийо, бароном де Шарбоннери (он был владельцем магазина). Близкие люди называли его Эрве. По воспоминаниям Жинетт это была любовь с первого взгляда и, как оказалось, на всю жизнь. Эрве де Шарбоннери имел семью, жену и троих детей, но брак с супругой скорее всего носил открытый характер. Однако, гораздо важнее то, что барон и его жена Люси были активными участниками Сопротивления (фр.Résistance) — национально-освободительного, антифашистского движения, включавшего в себя различные социальные слои и группы, а также использовавшее различные методы борьбы с нацистами и режимом Виши. Родиной движения Сопротивления стала Франция, но оно действовало и в других странах Европы. Координационный центр движения находился в Лондоне под руководством генерала Шарля де Голля.
Вместе с Эрве и Люси Жинетт стала членом группы F2 в составе французского Сопротивления. Доподлинно неизвестно, когда девушка поменяла имя на Катрин, но в рядах Сопротивления она известна под именем Каро. Также существует мнение, что так её называли в семейном кругу и близкие друзья.
В марте 1944 года Катрин (с этого момента я буду использовать в тексте именно это имя) по заданию группы возвращается в Париж и останавливается в квартире Кристиана в самом центре города на rue Royale. Здесь она и её товарищи организовали своего рода штаб-квартиру группы F2. Надо отметить, что эта группа главным образом занималась шпионажем и сбором разведданных. В группу помимо французов входили польские офицеры разведки, по инициативе которых группа и была организована в 1940 году.
На момент возвращения сестры в Париж молодой кутюрье Кристиан Диор работал в доме моды Lelong. Некоторые дома моды во время оккупации закрывались, некоторые продолжали работать в условиях строгих ограничений и распределения части коллекций между женами или любовницами оккупантов или вишистов, причём, в основном, распределение происходило независимо от согласия модельеров и администрации модных домов. Эта же публика, в основном, присутствовала и на показах. По воспоминаниям уже упомянутого выше Пьера Бальмена, Кристиан Диор, оглядывая гостей показа Lelong в 1943 году, эмоционально отреагировал:
«Только подумайте! Все эти женщины будут расстреляны в платьях Lelong!»
Кристиан Диор о показе Lelong в 1943 году (из воспоминаний Пьера Бальмена).
6 июля 1944 года Катрин Диор схвачена группой гестапистов (презрительное название приспешников нацистского режима, бытовавшее во Франции) под руководством Фридриха Бергера. Эта группа, в составе которой были и женщины, отличалась особой жестокостью и изощренностью в методах выслеживания и ликвидации противников нацистского режима и вишистов. От рук группы Бергера (впоследствии он был заочно осуждён, но уклонился от наказания и умер в 1960 году в Мюнхене), известной также как «Gestapistes de la rue de la Pompe», пострадали 26 участников группы F2. Также «Gestapistes de la rue de la Pompe» известна жестоким убийством бойца Сопротивления Жана Десборда, который был другом и партнером Жана Кокто. Жан Десборд был ослеплён в ходе пыток, а затем забит до смерти.
В своих воспоминаниях Катрин Диор описала пытки, которым она подвергалась во время допросов, проходивших на частной квартире:
«Когда я прибыла в здание, меня немедленно допросили о моей деятельности в Сопротивлении, а также о личности начальников, по приказу которых я работала. Этот допрос сопровождался жестокостью: ударами руками, ногами, шлепками и т. д. Когда допрос оказался неудовлетворительным, меня отвели в ванную. Меня раздели, связали мне руки и бросили в воду, где я оставался около трех четвертей часа».
Катрин Диор о пытках, которым подвергалась после ареста в июле 1944 года.
Допросы, в ходе которых практиковались различные пытки, в том числе погружения в ледяную воду на несколько часов и утопления, продолжались до августа, но Катрин не выдала ни своих товарищей, ни брата. 15 августа вместе с другими заключёнными была отправлена в Германию. Её семья и Эрве де Шарбоннери потеряли след Катрин и предполагали, что девушка погибла, не выдержав кошмарных условий нацистских концлагерей.
«Мы думали, что она никогда не вернётся. Отец был в Париже во время Освобождения, а потом вернулся в Канны. У нас по-прежнему не было никаких известий о Катрин… Семья ничего о ней не слышала в течение девяти месяцев».
Из воспоминаний сына Эрве де Шарбоннери.
Кристиан Диор тяжело переживал все эти события, находя временное облегчение в работе:
«Иногда я удивляюсь, как мне вообще удавалось продолжать… потому что мою сестру, с которой я делил заботы и радости сада в Каллиане, арестовали, а затем депортирована… Я напрасно изнурял себя, пытаясь найти её. Работа — кропотливая, всепоглощающая работа — была единственным наркотиком, позволившим мне забыть её…»
Кристиан Диор об аресте сестры и о её депортации в Германию.
Несмотря на стремление забыться, Кристиан отчаянно надеялся на лучшее. Не секрет, что кутюрье очень верил предсказаниям и прислушивался к гадалкам. В своих воспоминаниях он упоминает, в 1919 году на благотворительной ярмарке в Гранвиле гадалка предсказала ему успех и богатство, которые он получит благодаря женщинам. Тогда, будучи четырнадцатилетним парнем, Диор не понял предсказания, но потом свято верил, что гадалка предсказала ему создание собственного дома моды.
В случае с Катрин модельер обращался к некой мадам Делаэ, ясновидящей, и та уверила его, что Катрин жива и вернётся домой. Впоследствии эта дама часто делала предсказания для Кристиана Диора и считалась его личной прорицательницей.
Тем временем в середине августа 1944 года Катрин Диор привезли в женский лагерь Равенсбрюк.
Узницы лагеря работали на оружейном заводе «Siemens».
После освобождения выжившие в лагере, вспоминали тысячи других женщин, без имен ил лиц, отдавших свои жизни или ещё ждущих освобождения:
«Тысячи женщин жили и умирали в Равенсбрюке, в ужасе, смятении, боли, отчаянии… Ни она, ни другие женщины не могли забыть того, что выучили сердцем и телом. В их мыслях и в их памяти были тридцать тысяч других женщин, всё ещё живущих в Равенсбрюке»
Из статьи писательницы и журналистки Джанет Фланнер " Письмо из Парижа" для журнала New Yorker.
Позднее Катрин оказалась во вспомогательном лагере Торгау, где также работа на оружейном заводе. Условия труда были невыносимыми: двенадцатичасовые смены (постоянный контакт с кислотами, металлом и серными парами отражались на состоянии лёгких и кожных покровов) постоянные избиения и отсутствие элементарной гигиены (туалетов не было). Даже в таком скотском положении, под угрозой гибели, заключённые продолжали бороться, саботируя и ломая машины на производстве. Позднее Каро перевели в ещё один вспомогательный лагерь Абтерода (спутник Бухенвальда). Здесь был расположен завод по производству авиационных двигателей BMW. Как и в других лагерях Катрин и её соратники старались выпускать детали для двигателей с дефектами, которые сложно обнаружить, тем самым ведя свою «войну».
Семья Диор получила первую достоверную весточку о Катрин в апреле 1945 года, благодаря мадам Обуано, хорошей знакомой, чей муж был дипломатом в штабе генерала де Голля. Женщина искала своих друзей и наводила справки, в том числе и о Катрин. Мадам Обуано выехала в Веймар и, по некоторым данным, побывала в окрестностях Бухенвальда, освобожденного 11 апреля 1945 года.
«Из всех людей, которых она искала, она смогла найти только след нашей любимой (Катрин) Так что у нас есть — относительно — шанс. За два-три дня до освобождения лагеря большинство депортированных, почти все женщины, были отправлены в Чехословакию. Аликс (мадам Обуано) нашла имя Катрин в списке, случайно оставшемся в лагере в Веймаре...»
Из письма Кристиана Диора отцу Морису Диору в Каллиан.
"… Будем надеяться, что её освобождение произойдёт до того, как она сдастся. Я посылаю свою любовь вам обоим, и, несмотря на наши разбитые надежды, мы должны верить…"
Из письма Кристиана Диора отцу Морису Диору в Каллиан.
Тем временем во время " марша смерти" (пеший переход заключенных или военнопленных на длительные дистанции, в ходе которого часть заключенных или военнопленных гибнет) Катрин удалось укрыться в окрестностях Дрездена, где её 19 апреля 1945 года обнаружили и спасли американцы. Девушку отправили в госпиталь. В Париж Катрин Диор прибыла в мае 1945 года. Любящий брат встретил её на вокзале и приютил в своей квартире на rue Royale. Из писем, хранящихся в архивах дома Dior, мы можем составить представление о тех чувствах счастья, облегчения и благодарности, которые испытали близкие Катрин после её возвращения.
«Мы никогда не молились напрасно. Я с нетерпением жду того великого дня, когда снова увижу тебя, целую тебя от всего сердца, как я тебя люблю. Пожалуйста, поделись этим с дорогим Кристианом, он должен быть в восторге».
Из письма Марты Лефевр, гувернантки Катрин, которая жила в доме семьи Диор в Каллиане.
«Моя возлюбленная дорогая Кэтрин, мне не хватает слов, чтобы выразить безмерную и нежную радость, которую я испытываю, узнав о твоём воскресении. Зная твоё мужество и твоё отречение, я никогда не отчаивался, но я был безумен при мысли об ужасах, которые ты терпела и о неумолимой тишине, окружавшей твой крестный путь»
Из письма Мориса Диора к дочери (май 1945 года)
Журналист и биограф Жюстин Пикарди, написавшая захватывающую книгу о Катрин Диор под названием «Мисс Диор. История мужества.» и американская писательница и корреспондент Джанет Фланнер, написавшая проникновенное «Письмо из Парижа» (заметки для The New Yorker, состоящие из воспоминаний узниц нацистских концлагерей), выдержки из которого приведены выше в тексте, отмечали интересную особенность: при общении и в письмах близкие и друзья узниц испытывали некоторую неловкость, скованность, вызванную часто тем, что они не вполне представляли, с чем столкнулись выжившие в концлагерях.
Очень скоро к Катрин на rue Royale приехал Эрве де Шарбоннери, а затем и его дети, с которыми у девушки сложились очень тёплые отношения. В 1952 году Катрин Диор дала показания против группы Фридриха Бергера.
Катрин удалось наладить мирную жизнь. 1946 году она поселилась Les Naÿsses, поместии Мориса Диора в Каллиане, которое перешло к Катрин по наследству после смерти отца.
В том же году Кристиан Диор открыл свой дом моды, ставший легендой Франции.
В 1947 году кутюрье представил дебютную коллекцию New Look, которая должна была перечеркнуть в памяти женщин ужасы войны и вновь подарить им женственность и хрупкость. На показе присутствовала Катрин Диор.
«В декабре 1946 года из-за войны и униформы женщины всё ещё выглядели и одевались как амазонки, но я разработал одежду для женщин, похожих на цветы, с округлыми плечами, полными женственными бюстами и талией в ладонь поверх огромных широких юбок».
Из воспоминаний Кристиана Диора о коллекции New Look.
В том же 1947 году Кристиан Диор представил миру первый аромат, который получил название » Miss Dior". Поклонники дома Dior хорошо знают историю рождения этого названия (её подтвердила сама Катрин в 2008 году). На презентации парфюма ассистенты щедро распыляли аромат. Митца Брикар — друг, советник и вдохновительница кутюрье, заметив, что на мероприятие прибыла Катрин, воскликнула: «А вот и мисс Диор!», на что Кристиан Диор откликнулся: " Мисс Диор… Теперь у моих духов есть название."
Парфюм имел огромный успех, однако Катрин Диор нельзя назвать публичной личностью, она не упивалась славой музы великого модельера, но была успешна и уважаема в цветоводческом бизнесе.
Катрин стала одной из немногих женщин, получивших государственную лицензию на работу как «Mandataire en fleurs coupées » и заключавшую контракты на торговлю цветами не только во Франции, но и за её пределами. Партнеры по бизнесу отмечали напористость женщины и её предельную честность и порядочность. Эрве де Шарбоннери всегда был рядом с возлюбленной и поддерживал все её начинания, хотя официальный брак они так и не заключили.
В 1951 году Кристиан Диор приобрел Château de la Colle Noire, недалеко от Les Naÿsses. После смерти брата Катрин продала замок, но концерн LVMH выкупил его в 1993 году от имени Parfums Christian Dior. Катрин очень гордилась своим братом и его наследием. Она сохранила многие предметы мебели, искусства и просто любимые вещи Кристиана Диора для потомков и была очень рада, когда в их семейном поместии Les Rhumbs в Гранвиле был открыт музей Dior (Катрин стала почётным президентом музея).
Однако, не со всеми родственниками Катрин поддерживала тёплые отношения. Она публично отказалась от своей племянницы Франсуазы, которая заключила брак с Колином Джорданом (его взгляды носили неонацистский характер). Катрин Диор сделала публичное заявление с целью уберечь имя брата и его наследие от скандала.
«Слава… Кристиана Диора не должна использоваться для освещения скандала и риска запятнать имя, которое члены моей семьи носят с честью и патриотизмом».
Катрин Диор о скандале с племянницей в 1963 году.
Катрин Диор умерла в июне 2008 года в Каллиане в возрасте 90 лет и была похоронена рядом с братом.
Память о Катрин жива по сей день в творениях дома Dior. Страсть мисс Диор к цветам вдохновила креативного директора дома Dior Марию Грацию Кьюри на создание коллекции Ready-to-Wear Spring-Summer 2020.
Спасибо, что прочли мой пост, надеюсь, вам было интересно.
Комментарии
На счет историка, Вы верно заметили, я очень люблю покопаться, во всем дойти до сути, люблю детали. Кстати, эта рубрика во многом отражение моей профессиональной дефформации- я очень люблю актуальный сейчас подход к истории: история через личность и влияние личности на историю, а также бытовой аспект истории. Мне кажется, так намного интереснее и легче не только запоминать, но и погружаться в эпоху, что очень важно. Все пошел урок, меня надо остановить😄🤦♀️Кажется, я засиделась в отпуске.😄
На счет историка, Вы верно заметили, я очень люблю покопаться, во всем дойти до сути, люблю детали. Кстати, эта рубрика во многом отражение моей профессиональной дефформации- я очень люблю актуальный сейчас подход к истории: история через личность и влияние личности на историю, а также бытовой аспект истории. Мне кажется, так намного интереснее и легче не только запоминать, но и погружаться в эпоху, что очень важно. Все пошел урок, меня надо остановить😄🤦♀️Кажется, я засиделась в отпуске.😄
Катрин — сильнейшая женщина. Вынести столько ужасов, но продолжать сеять прекрасное…
Спасибо вам, Юлия!