Добрый день, дорогие читательницы!
Чаще всего на нашем ресурсе мы говорим о косметике, но сегодня речь пойдет о том, что неразрывно связано с нашей основной темой — о красоте. Погружаясь в мир косметики и моды мы соприкасаемся с красотой.Что же такое красота? Ответ на этот вопрос у каждой из нас будет свой. И в сегодняшней беседе мы постараемся ответить на него, не отметая его субъективного характера.
Итак, прошу под кат.
Благодаря посту о стиле, который был опубликован мною в прошлом году (пост здесь ), читатели уже познакомились с моей ученицей прошлых лет, Юлией.
А сегодня я познакомлю вас с ещё одной моей замечательной выпускницей Валерией.
В рамках темы " Нестандартная красота" мы с Юлией и Валерией провели импровизированный «круглый стол», результатом которого является данный пост.
В связи с эпидемиологической ситуацией в мире и с тем, что одна из участниц на данный момент постоянно проживает в другой стране, наша беседа проходила по видео связи и в мессенджерах. Для удобства читателей по ходу поста я буду использовать следующие обозначения участниц, как это обычно делают в печатных издания — А (автор -т.е. я ), Ю (Юлия) и В ( Валерия).
Красота — это одна из философских категорий, которая всегда, во все времена волновала и интересовала людей. В любую эпоху люди задумывались над тем, что можно считать красивым, а что некрасивым, отталкивающим или даже уродливым.
Автор: Девочки, я позволю себе начать нашу беседу о красоте с самого главного. Что для каждой из вас красота? Что вы вкладываете в это понятие?
Валерия: Красота для меня — это гармония в широком смысле слова. Это самоощущение человека и то, как человек ощущает и воспринимает себя в окружающем мире. Если человек живет в гармонии с собой и тем миром, который вокруг него, он красив.
Юлия: Для меня красота — это уверенность в себе и харизма. То, как человек преподносит себя, обаяние, умение привлекать к себе людей. А что для тебя красота?
А.: Для меня красота — это очень ёмкое понятие. В широком смысле красота — это всё то, что нас окружает. Человек — не тепличное растение, он не существует в отрыве от своей среды обитания. Прежде всего представление о красоте формируется через природу. Природа — совершенна, прекрасна и удивительна. Именно поэтому многие художники искали вдохновение в природе. Самые простые и обыденные явления природы могут восхищать и поражать своей красотой. Например, такая простая и привычная городская картинка, как лебеди на пруду или цветы на клумбе, могут превратиться в нечто прекрасное.
Человек — часть природы, одно из самых значимых её творений и именно поэтому он прекрасен. И, конечно же, я соглашусь с вами обеими в том, что красота невозможна без гармонии с собой, окружающим миром и без харизмы.
Ю.: Но ведь не у каждого человека есть харизма.
А.: Ты действительно так считаешь? А что если харизма у всех разная? Что если на тебя харизма данного человека не действует, но есть люди, на которых она действует?
В.: То есть понятие харизмы тоже в некоторой степени субъективно?
А.: Думаю, в определенной степени, да, также как и красота.
В.: Субъективный характер красоты прослеживается в том, как менялись представления о красоте в разные исторические эпохи. И в то же время красоту всегда пытались " подогнать" под какие-то определенные параметры и эталоны. Например, классическим эталоном красоты можно считать Нефертити, а сейчас много говорят о теории " золотого сечения", благодаря которому красивые и некрасивые лица можно высчитать математически. В этом чувствуется некоторое противоречие.
А.: Совершенно верно. Рассматривая артефакты, произведения искусства разных исторических эпох, мы можем наблюдать как менялись представления людей о красоте. Ты привела пример царицы Нефертити, но если мы заглянем в более ранние времена, в палеолит, например, то увидим совсем другой эталон красоты.
В эпоху античности мы видим яркие примеры классической красоты. Античные мастера всеми доступными способами воспевали красоту человеческого лица и тела.
В Средние века огромную роль в жизни общества играла религия, эталоном красоты стала Дева Мария и культ материнства, поэтому в XV веке мы можем наблюдать очень интересную моду на ложную беременность. Женщины кроили платья специальным образом и подкладывали под одежду ложные животы. Этот тренд, как сказали бы в наше время, можно заметить, например, на некоторых картинах Сандро Боттичелли или на знаменитой картине Яна ван Эйка " Портрет четы Арнольфини".
Ю.: На этой картине заметно ещё одно веяние эпохи — выбритый лоб.
А.: Именно так. Подобная мода некоторое время была очень распространена в средневековой Европе. В эпоху Возрождения вновь вернулись к характерному для античности воспеванию человеческого тела. Стоит вспомнить потрясающие работы Леонардо да Винчи или Микеланджело. Особенно быстрым в смене эталонов красоты стал XX век, представления о красоте в начале века, существенно отличаются от тех, что превалировали в конце.
Ю:. В этом смысле XXI век, на мой взгляд, стал ещё более сложным и в некоторой степени революционным. Сейчас фактически не существует каких-либо эталонов красоты. Да, существует теория «Золотого сечения», проводятся исследования и вычисления, на основании которых выбирают самых красивых людей планеты, но в то же время существует масса различных бьюти направлений, которые мотивируют девушек и женщин принимать себя такими, какие они есть, учиться любить то, что дала им природа и их уникальность.
В.: Бодипозитив, например. То есть сейчас фактически отсутствует какой-либо единый эталон красоты. Каждый человек воспринимается как уникальное творение, которое прекрасно по своей сути вне зависимости от того, соответствует ли он представлениям о классической красоте или же совершенно не вписывается в жесткие рамки «Золотого сечения».
А.:Таким образом, современный мир нацелен на то, чтобы каждый человек независимо от своих физических параметров и особенностей нашёл своё место в мире, в том числе и в мире красоты. В современном мире уже никого не удивляет, когда популярная американская исполнительница приглашает в свой клип девушку в инвалидном кресле.
Ю.: В данном случае мы на практике видим, как общество преодолевает стереотип о этом, что здоровье — залог красоты.
В.: Я бы не назвала это стереотипом, скорее расхожее мнение, которое имеет под собой определенные основания.
А.: Верно. Истоки культа здоровья и физической силы, которые являются непременным атрибутом красоты, восходят к истории Древней Греции, к истории спартанцев, и обусловлено тем, что Спарта вынуждена была обороняться от других покоренных греческих племен.
Ю.: Думаю, все ещё со школы помнят рассказы о том, как спартанцы сбрасывали со скалы слабых младенцев. В более мирных Афинах такого закона не было.
А.: В первой половине XX века тоже была сделана попытка пересмотреть данный подход к красоте. Прежде всего её предприняли деятели культуры. Во многих произведениях того времени главные романтические героини выступали слабыми, беззащитными, часто страдающими какими бы то ни было болезнями. Особенно романтизировался туберкулез или как его называли в народе " чахотка". Обычно облик таких героинь сопровождают почти прозрачная кожа, часто болезненно-бледная, с проступающим ярким, не менее болезненным румянцем, худоба и лихорадочный блеск глаз. Достаточно вспомнить Патрисию из всем известного романа Эриха Марии Ремарка " Три товарища".
В.: Однако, в реальности в тот же период мы видим несколько другой подход к красоте, здоровью и вообще индивидуальности личности. Особенно в предвоенной Германии, где пропагандировали не только превосходство одной нации над другими, но «подгоняли» эту самую нацию под определенные параметры, которые часто высчитывались математически. Например, проводили замеры черепа и тому подобное. Подобный подход к людям вообще характерен для тоталитарных режимов
Ю.: Именно поэтому современная тенденция на принятие себя и уважение каждой личности в обществе особенно ценная. Посмотрите, как изменились детские игрушки за последнее время. Всем знакомая красавица-кукла Барби, которая раньше хвасталась модельными формами, заметно изменилась. Сейчас в магазинах мы можем увидеть Барби в инвалидном кресле или Барби с фигурой plus size. Благодаря этому у детей с раннего возраста формируется представление о том, что все люди разные, всех их нужно принимать и уважать.
А.: Мы таким образом преодолеваем понятия «стандартная» и " нестандартная" красота, оставляя лишь самое главное — красоту.
В.: А как вы думаете, соотносится ли как-то внешняя и внутренняя красота человека?
Ю.: Думаю, да. Человек с богатым внутренним миром красив и внешне.
А.: Вопрос очень сложный, на него трудно дать однозначный ответ. Конечно, моральные качества очень важны. Если человек честен с собой и окружающими, если он добр по отношению к другим людям, то он априори прекрасен, вне зависимости от его внешних данных. Но одновременно с этим, история и искусство знает примеры людей, чья красота не приносила никого положительного результата, своего рода холодная красота без всякой отдачи. Очень часто и самим обладателям такая красота пользы не принесла. Собственно, этот вопрос поднял ещё Виктор Гюго в своем романе " Собор Парижской Богоматери". Помните, как в романе описывается персонаж капитана Феба де Шатопера, в которого влюблена Эсмеральда? Он прекрасен как солнце и даже имя у него соответствующее — Феб означает «солнце». Девушка влюбилась в его внешнюю красоту и готова была бросить всё к его ногам. Она уж точно не влюбилась бы в Квазимодо. Она может оценить его как друга, но не может полюбить его. А при этом по ходу романа оказывается, что единственный, кто достоин любви, искренней и преданной, это именно Квазимодо. Феб не оценил искренний порыв красавицы-цыганки, предал и даже не предпринял попыток спасти её. Его красота оказалась лишь пустой оболочкой. Но с другой стороны, всегда есть шанс на то, что это лишь единичный случай в его жизни и он научится ценить, то, что имеет и быть отзывчивым. Хотя сам Гюго не дает ему этого шанса с сарказмом заявляя, что Феб плохо закончил, женившись на невесте, которую тоже, к слову, обманывал. В этом же произведении Виктор Гюго поднимает ещё одну проблему, характерную впрочем для романтизма, а именно ненужность и тщетность красоты. Эта проблема хорошо прослеживается на примере Эсмеральды. Её яркая красота, её доброта, её веселый отзывчивый нрав оказались никому не нужны. Девушка слишком хороша, чтобы жить в этом мире. В этом присутствует явный фатализм, с которым тоже можно не согласиться. «Собор Парижской Богоматери» — лишь один пример, можно найти и другие. Юля очень правильно расставила акценты, отвечая на этот вопрос и я соглашусь с нею. Богатый внутренний мир делает человека красивым внешне.
Ю.: Давайте вернемся к стереотипам в отношении красоты и поговорим о том, как видят " нестандартную красоту" люди. Часто к понятию нестандартной красоты относят тату, пирсинг, необычные причёски и т.д. Что вы на это скажите?
В.: Каждый человек имеет право на самовыражение тем способом, который близок ему лично.
А.: Тоже рассматриваю причёски, пирсинг и тату скорее как способ самовыражения, но не как проявление нестандартной красоты. В силу профессиональной деятельности рассматриваю эти атрибуты скорее как отдельную субкультуру. Всё это может быть очень красиво, если гармонично сочетается с мировоззрением человека и его самоощущением.
В.: Ещё один стереотип: мужчины выбирают красавиц.
Ю.: Вот это действительно стереотип, причем изрядно устаревший. Примерно такой же как то, что красавицам легче добиться успеха, чем обычным девушкам.
А.: Согласна с Юлей. Во-первых, мы здесь уже много говорили о том, что каждый человек красив. Понятие красоты субъективно. Тогда деление на «красивых» и «некрасивых» в принципе смысла не имеет. Для кого-то красив один человек, для кого-то — другой. Мужчины вообще своеобразно воспринимают окружающий мир и красоту. Как правило, это именно женщины переживают от того, как выглядят в глазах мужчин. Часто мужчины даже не замечают тех мелочей, на которых зациклены женщины. Во-вторых, в наш век развития бьюти-индустрии любая девушка может сделать в макияж и за минуту превратиться в красавицу, это уже давно не секрет. Мужчина в конце концов может ценить не внешние данные, а то, что ему хорошо именно с этой девушкой и в таком случае внешность имеет мало значения. Ещё один пример из сферы искусства. Вспомним фильм " Ноттинг-Хилл". Помимо основной любовной линии, там есть линия лучших друзей главного героя. Это семейная пара. Женщина прикована к инвалидному креслу в результате аварии. Муж помогает ей во всём. Они всё делают вместе и не представляют своей жизни друг без друга. Самый трогательный момент фильма, когда они имитируют танец на свадьбе главных героев. Сложно поверить, что вокруг этого мужчины нет других женщин. Скорее наоборот, каждый день он видит вокруг себя красивых, здоровых женщин, но выбирает свою жену, потому что искренне любит её, потому что они понимают друг друга и им хорошо. Конечно, это фильм, но подобные истории случаются и в реальной жизни.
В.: То же самое касается и тезиса от том, что красавицам легче добиться успеха, который вспомнила Юля. В современных реалиях прежде всего ценятся профессиональные и личностные качества, способность к коммуникации, а поработать над имиджем, если этого требуют условия бизнеса, например, может каждая, было бы желание.
Ю.: Современный мир предлагает много возможностей для самореализации в самых различных сферах жизни, и, мне кажется, очень хорошо, что стереотипов и ярлыков становится меньше и каждый получает возможность проявить собственную индивидуальность.
А.: Развиваться по собственному вектору и в результате раскрыть свой потенциал и стать лучшей версией себя.
Девочки, спасибо большое, что приняли участие в беседе. Это было очень интересно.
Ю.: Спасибо тебе!
В.: Спасибо за приглашение!
Таким получился наш разговор о красоте. Благодарю читателей за внимание к посту, надеюсь, вам было интересно.
Комментарии
Видимо, я отношусь к исчезающим ретроградам, плохо понимающим идеи бодипозитива. Вообще, как ветвь, отделившаяся от феминизма, бодипозитив предполагает свержение идеалов красоты через любовь к себе и принятие. Наверное, для метального здоровья женщин это правильная дорога, но я не уверена, что это базовый путь эволюции. Как мое субъективное ощущение, визуальная красота человека — это про психическое и физическое здоровье. И с чувствами между людьми это вообще не всегда связано. Так для меня не связана внутренняя красота и внешняя: я могу видеть красивый портрет ничего не зная о человеке, и восхищаться его привлекательностью, пропуская внешность через призму своего эстетического опыта и ощущения прекрасного. И все становится понятно, когда дело касается другого пола: все мы хотим видеть во внешности партнера не просто человека, а косвенные признаки здоровья для успешного продолжения рода, пусть даже и бессознательно. Как итог, ни бодипозитив, ни истории с тату и пирсингом — это не про красоту, а про самовыражение и идентификацию в первую очередь.
По мне, никто никого не должен осуждать за внешний вид, но я, видимо, живу в стране радужных пони)))
Пнуть худого, что он каши мало ел и тощий-это пожалуйста
А попробуй толстому сказать, что он толстый-воплей будет
А у нас об этом очень часто пишут и негативно реагируют. Бодипозитив у нас ещё
Потом посмотрите на это ещё с одной стороны, почему многие из бодипозитива обращают внимание на бритьё. Мужчины практически не бреются. Почему? Почему, если это выбор каждого человека и не навязанное обществом действие. мужчин бреется далеко не столько же, сколько и женщин? Ведь бритву изобрели в первую очередь для мужчин. Бриться женщины стали совсем недавно. Брились раньше прoститутки, например, до того как это стало нормой для всех женщин, всех сословий. А брились для того, чтобы «дать новые ощущения», тем самым привлекая клиентов необычностью. То есть бритье было способом привлечения мужчин, а не ради своего комфорта. Раздражения и инфекции никто не отменял.
Вроде и субъективное мнение, а вроде слегка устаешь от частого «Фу, девушки с тату ужасны, но это МОЕ МНЕНИЕ» :( Где пропагандируют небритые ноги я еще с трудом могу представить, но вот где пропагандируют пирсинг — вот тут большой вопрос)
Ваше мнение мне очень близко, вот прям практически до последней буквы :) И пример в посте отличный.
Спасибо за прекрасный пост! 🌹
Как явление среди взрослых людей, которые не дразнят полных коллег и не клеймят позором подруг с возрасным акне, я его не вполне понимаю. Это как призыв быть вежливым на входе в магазин, он вызывает удивление у тех, чья отношение к людям априори уважительное и никак не влияет на тех, кто открывает дверь ногой.
Здесь скорее вопрос к тому, как часто человек моется. Вот взять мужчин. Они не бреются и даже и не думают брить свои промежности. Но при этом не от всех них несет отвратительным запахом. Хотя они волосатые, но значит, что моются чаще.
Особо не вникала глубоко в тему бодипозитива и почему то всегда думала, что в нем речь идёт о фигуре и весе. В этом плане я вообще за то, чтобы человеку было комфортно в своём теле. Но тут, оказывается, гораздо больше деталей)) Про откровенную одежду — мне кажется, что если дамы ходят в таких откровенных одеждах, когда все наружу и все облегает, таким образом они привлекают самцов И у меня это вызывает лишь ухмылку и мысленно желаю им удачи на охоте А вот к немытым телам и соответствующим запахам отношусь очень и очень скептически и не понимаю, как можно игнорировать душ и не соблюдать гигиену. Это уже не бодипозитив, а бодинегатив получается. Когда ты просто откровенно забиваешь не то, что на окружающих, но на себя.
Да, есть то, что является личным выбором каждого. И порой я закрываю глаза даже на то, что не готова принять, ведь это выбор человека, который меня не касается. Но если этот выбор нарушает мои границы, то закрывать глаза всё сложнее.
Очень часто мне некомфортно от духов, чем от пота. А если ещё и их сочетание, учитывая как духи реагируют на пот, то треш.
Ещё раз скажу, что мне очень понравилось Ваше интервью с девушками и тема красоты очень глубокая и многогранна и Вы с девушками её прекрасно раскрыли. На мой взгляд, человек прежде всего должен быть красив душой и если внутри он светлый, добрый и чистый, то это будет видно и внешне. И безусловно красота в природе и хотелось бы, чтобы человек не вредил ей, а заботился.
Что я пропустила?
И еще про бодипозитив. Барби в инвалидном кресле и «полная» Барби тоже красивые — у них симметричные правильные лица с выразительными чертами, ровная кожа, красивые формы. Откровенно некрасивых Барби с негармоничными чертами лица лично я никогда не видела — они вообще существуют?
глазами в том числе с ассиметрией. Самые разные сейчас представлены. На любой вкус. Спасибо, что поделились мнением. Я считаю, что откровенно некрасивых людей не существует, у каждого человека во внешности есть что-то интересное, а интересное, по крайней мере для меня это уже красиво, это запоминается, это " цепляет".
Мне очень приятно, что пост заинтересовал😊
Я за адекватный бодипозитив: нужно любить свое тело и стараться сделать его здоровее и красивее, одевать в красивую и удобную одежду и обувь. А к посторонним людям нужно просто вежливо относиться. Не думаю, что для обычного общения надо прямо «принимать» чью-то внешность.
Спасибо за пост, статью очень интересно было почитать и поразмышлять)))))))