если Вам интересно, добро пожаловать в темные закоулки и яркие пятна флакона истории лака для ногтей.
История лака имеет темное и неясное прошлое.
Нет точной датировки его возникновения, однако его подобие уже существовало в 5000 г. до н.э.,
тогда женщины Индии, исходя из религиозных соображений, красили концы пальцев хной, в том числе окрашивая и ногтевую пластину.
Позже это превратилось в изящное искусство мехенди.
Следы «маникюрной культуры» можно найти и в других древневосточных обществах.В халдейских (Южный Вавилон) захоронениях был найден маникюрный набор, отлитый из чистого золота (датирован 3200 годом до н. э). Однако скорее всего он принадлежал знатному войну, т.к. существовала традиция, по которой воины Вавилона (а позже и Рима), перед наступлением, красили ногти и губы в красный или черный цвет, что символизировало кровь врага и их воинственность, силу и неуязвимость.
В египетских захоронениях были найдены мумии, на ногтях которых встречаются следы хны. Так же некоторые древнеегипетские статуи хранят остатки красной краски на ногтях рук и ног.
Древнеегипетский лак представлял собой смесь мастики, янтарной смолы (для блеска), растительных масел и красителя (хны, охры, минералов).
Золотой и серебряный цвета считались королевскими, однако позже (при Нефертити) знать окрашивала ногти в рубиново-красные цвета, маникюрные инструменты делались из золота. Бедняки, по закону, использовали пастельные тона. Позже, Клеопатра окрашивала ногти хной в терракотовый цвет.
«Клеопатра и Цезарь».Жан-Леон Жером (1866 г.)
В 1964г. была найдена гробница неких Нианкханума и Ханумхотела, расшифровав папирусы, было установлена должность этих людей — «хранитель и мастер ногтей фараона», при этом гробница была богато украшена, что свидетельствует о тому, что такие мастера очень ценились в древнеегипетском обществе.
Китай:
Более 5000 лет назад китайцы придумали лак, изготовленный из смеси цветочных лепестков. Смесь состояла из роз, орхидеи, гуммиарабика, пчелиного воска, желатина (придавал блеск), белка и квасцов. Китайцы наносили эту смесь на несколько часов, обычно на ночь, в итоге получался красный или розовый цвет в зависимости от состава смеси и срока ее нанесения на ногти.
Гуммиара́бик один из видом камеди, выделяемый акацией, придает вязкость и клейкость.
В XV-XVI веках стали популярны черные, темно-бордовые и красные оттенки у знати. При этом ногти бледных тонов были символом беспомощности и иметь такой цвет могли только бедняки.
Женщины отращивали ногти до 12,5 (хотя в интернетах пишут и 25см) см. Это показывало знатность дамы, т.к. она не занималась ручным трудом -занятием простолюдин. Однако отращивали ногти и мужчины, считалось что это своеобразный амулет, длинные острые ногти отпугивали демонов, позолоченные мужские ногти считались символом власти.
При этом члены королевской семьи часто носили искусные шины из золота, серебра или бамбука, инкрустированного камнями с использованием драгметаллов, чтобы предотвратить свои ногти от разрушения, сколов и трещин.
В 600 г. до н.э., при династии Чжоу, появляются «формулы лака», включающие в себя перетертые (сохранялись крупинки, подобные современным глитерам) или превращенные в пыль (микрошимер) камни, золото и серебро.
Рудольф Эрнст «Маникюр»
Так же восточные женщины заливали под ногтевую пластину до основания ногтя (думаю это было довольно больно)экстракты-красители, тогда ногти росли уже окрашенными в нужный цвет.
Античность:
В Европе первыми начали использовать лаки этруски, чья культура во многом стала основой для римской.
В античности появляется лунный маникюр, так как считалось, что ногтевая лунка не должна быть накрашена, ибо ассоциировалась с луной. Сообщение из Древнего Рима (ок. 100 г. до н. э.) доказывает использование перетертого жира и крови животных, которые наносили на ногти, а позже ногти полировали.
Однако, с падением Рима под напором варваров традиция маникюра прекращается до осени средневековья, когда с Востока привезли хну. До этого использовали рыбью чешую, с помощью которой придавался слегка жемчужный (перламутровый) блеск ногтям, позволяли это себе только высшие сановники и правители.
фрагмент картины «Святой Антоний Падуанский и двое ангелов» Франческо ди Джорджо Мартини
Во время эпохи Возрождения женщины всех сословий и некоторые мужчины снова обращают внимание на свой маникюр – однако женщины стремились скорее к обесцвечиванию ногтевой пластины,
Веронезе. «Портрет Вероники Франко», ок. 1575
фрагмент картины «Игра на Лютне» Караваджо
что доказывало непричастность куртизанок (а именно их прежде всего и обвиняли) в связях с дьяволом и колдовством, т.к. считалось, что у ведьм длинные желтые отвратительные ногти, ну Вы сами представляете ведьму из сказки.
В последующие время (до конца XIXв.) проводилась только полировка и очищение ногтевой пластины. Для чего изготовлялись на заказ у мастеров-ювелиров, миниатюристов, филигранщиков прекрасные тонкие аксессуары и инструменты:
1770г., агатовые вставки, золото, сапфиры, бриллианты, крупные рубины
France ou Angleterre, 1785
Герард Терборх.Женщина и ее туалет. 1660.
На рубеже 19-го века, ногти были слегка тонированы в розовый цвет, использовалось подкрашенное масло розы, которое сначала наносили на ноготь, а затем полировали замшей.
Во времена ампира — начало XIXв., ногти подпиливались и формировалась миндальная форма ногтевой пластины, покрывались (предварительно отбеливались, если это было необходимо) подкрашенными в светло-розовый маслами, а затем полировали бархатом, замшей либо шелком.
В 1830 г. в промышленное производство были запущены маникюрные инструменты, доктора Sitts’a, аналогичные этому серебряному комплекту:
В это время популярны отполированные, но не окрашенные ногти миндалевидной формы или слегка заостренного стилета.
Обратите внимание на руки, а вернее на то как аккуратный маникюр подчеркивает изящество руки. Я влюблена в аккуратность и нежность этих рук, неудивительно что поэты их воспевали. Я считаю это очень женственным.
Маникюрные инструменты и ножницы были важной частью косметических принадлежностей, часто их вешали на шатлен, который крепился к поясу, что бы женщина всегда могла поправить свой непременно опрятный внешний вид и создать идеальный маникюр, эдакая подручная косметичка на поясе.
датировка: Лондон,1859
датировка: Лондон,1859
В 1880-х годах в моде было подчеркивать чистоту и опрятность, причем как у и женщин, так и у мужчин.
Распространяется французский маникюр (придуманный еще в XVIII веке- в эпоху классицизма), который становится очень популярным (хотя сам термин «французский маникюр» на самом деле не существовал до 1970-х, но об этом позже). Для создания такого маникюра использовалась смесь воды и лимонного сока для кончиков ногтей.
После отбеливания ногти полировали, в свободной продаже находились баферы/буферы, хрустальные камни в роли пилочек, стальные пилочки для ногтей, крема для кутикулы, порошки для отбеливания ногтей.С начала 1900-х началось удаление кутикулы, что создавало еще более аккуратный вид рукам.
датировка: Лондон,1859
датировка: Бирмингам,1903, обратите внимание на пилку-металл с насечкой
датировка: Бирмингам,1907. Мне очень нравится этот набор.
Первые лаки, попавшие в продажу, имели консистенцию пасты, которую втирали в ногти, а затем полировали пилками, некоторые дамы использовали дома смесь крема и пудры, что осветляло и заполняло трещины в ногтях, затем так же ноготь полировался.
Как видите тут уже две баночки, в одну как и прежде складывали отстриженные ногти, а вот другая предназначалась для «полировальных»смесей и затирок от трещин и вмятинок
Ну и джентельменский вариант маникюрного набора:
Бирмингем 1916/1917
***
Ну, а теперь, самое интересное, хотя и менее изящное, на мой вкус.
Первый настоящий лак появляется в 1910г., как бы банально это не звучало, это был прозрачный лак и создан он был с вполне утилитарными целями, сократить время на полировку ногтей. К нему шла кисточка из верблюжьей шерсти.Однако в это время постепенно сходит мода на постоянное ношение перчаток и женщины, что бы не было видно грязи под ногтями (уж простите за сию подробность) покрывали ногтевую пластину сначала красителями, а сверху наносили прозрачный лак. Этот лак был не стойким, требовал ежедневного обновления покрытия.
«Manicure set 'Stewart Dawson & Co. Regent St» Набор в стиле арт-деко, но Вы видите как массовое производство и большой спрос упростили продукт
Так же в это время появляются дизайны, придуманные покупательницами, так французская принцесса (Faucigny-Lucinge), парижская светская львица задает новый тренд: красные ногти с полосой серебра у кончиков, это был первый цветной френч, заметьте эти лаки были сделаны из подручных материалов в домашних условиях. Идя по пути развития дизайна в 1937г. появляются первые аппликации, переводные картинки на клею для ногтей.
Однако не у всех женщин были идеальные длинные ногти и поэтому появляются первые накладные ногти.
Автомобильные краски вдохновили на создание лака для ногтей текстуры эмаль, первой кто додумался использовать автокраску для ногтей была Мишель Миннарт.
Маникюрные салоны начали появляться по всей территории Соединенных Штатов и Европы. Flappers заново открывают (см. античность) лунный маникюр.
В год русской революции на Западе в продаже появляются первые маникюрные наборы безопасных инструментов для домашнего пользования, так же в набор входили: отбеливающие вещество для ногтей, лак для ногтей, накладные ногти и клей для них (однако такой «способ маникюра» был запатентован только в 1937г.). Полируют ногти тогда уже появившимися бафиками в форме бруска и абразивными порошками. Популярностью пользуется «Hi Glo Nail Polish» средство, обеспечивающие продолжительный эффект блеска ногтей.
Первые аппаратные средства для маникюра появляются в 1930г., обычно это были небольшие полировальные машинки.
В следующем году поступил в продаже персональный маникюрный набор Cutex, который стоил всего 14 центов.
Макс Фактор в 1927 году решил продавать лаки в миниатюрных флаконах, который нужно было сочетать с постоянный отбеливанием, выпускался в одном цвете (светлорозовом, при этом краска въедалась в ногтевую пластину) и держался на ногтях не более 2 дней.
В 1934 год были запатентованы специальные красители (Анна Гамбург из Калифорнии), используемые в лаковой промышленности. При чем они практически не наносили урон (по другому и не скажешь) ногтевой пластине, и могли легко удаляться. Лак начинают использовать по всей площади ногтя, хотя лунный маникюр был все так же популярен.
В 1930-х годах (1933г.), лак для ногтей появляется в магазинах и становится хитом продаж, благодаря компании Revlon, в которой была создана несмываемая водой формула лака, однако он быстро густел. На прилавках появился уже не просто бесцветный лак для полировки, но целая лаковая палитра.
При этом смывка не продавалась и производитель рекомендовал использовать обычный ацетон, о том на сколько это было благоприятно для ногтей вы догадываетесь. Стойкость первых цветных лаков составляла 2-3 дня. В 1935 году чикагские стоматологи начинают советовать тем, кто имеет привычку грызть ногти, использовать лак для ногтей, это было действенно, но не гуманно, т.к. лаки содержали токсичные вещества.
В том же году появляются накладные ногти, конструкция которых позволяла носить их без клея, однако они были не удобными и снимались при работе и от них быстро отказались.
видимо в люльке новое поколение модниц, при который лаки были уже совсем другими
Первая основа под лак была придумана в 1938 году. В то же время маникюр предпочитали делать в салонах, где цены были довольно демократичными за полностью сделанный маникюр брали 75 центов.
Цветные лаки имели колоссальный успех (думаю первые лакоманьячки появляются именно тогда). Чарльз Ревсон ( стоящий у истоков компании Ревлон) (в 1939г.) предлагает использовать идентичные цвета для лака и помады (первоначально это был лишь маркетинговый ход, но об быстро набрал популярность). Такой способ подбора оттенков остается аксиомой еще 60лет, да и сейчас многие считают это классическим сочетанием.
Как видите распространенным было сочетание лунного маникюра с белым краем французского, хотя основной цвет был красный,
причем существовало разделение на дневной и вечерний маникюр:
Цветной лак для ногтей одно время расценивался как крайне опасное средство, а его использование называли членовредительством, при этом неестественные цвета, как говорили, ведут к нездоровой психике. Несмотря на это, первая леди спасла лак в глазах общественного мнения — Элеонора Рузвельт продолжала использовать лак задавая тон стране и миру.
В 1940 году входят в моду длинные овальные ногти, который по примеру актрисы Риты Хейворт.
покрывали алым лаком, однако ногти сохли очень долго, до 2 часов, решение проблемы было найдено только в 1949г., когда стали продавать специальный спрей-сушку.
В начале 50-х гг. особой популярностью вслед за помадами, пользуются популярностью алые оттенки лаков. Это было наследие военных лет, т.к. красный считается цветом победы.
Однако с середины В 1950ых, когда начинает подчеркиваться индивидуальность и динамизм расширяется лаковая палитра, появляются розовые и морковные цвета.
В середине 50ых появляются первые типсы, они накладывалась на кончики натуральных ногтей, они были настолько популярны, что продавались в любом супермаркете.
маникюрные наборы промышленного производства, еще сохранялись и мастерские, выглядели примерно во так, я считаю достаточно эстетично смотрится В 1960ых натуральность уходит, предоставляя место накладным/наращенным ногтям, искусственные ногти производят с добавлением шёлка на основе акрила.
Огромная популярность лака не требовала специальных компаний в пользу продаж продукта и поэтому только в 1962 году появляется первый постер, его выпустил модный дом Christian Dior
(выполненный художником Грюо).
В 1966, спасибо Твигги, появляется лак пастельных розовых и голубых тонов.
The Supremes демонстрируют и популяризируют одни из первых искусственных ногтей, причем это был оранжевый неон и насыщенный фиолетовый.
Самая популярная форма ногтей в первое половине 70ых — квадрат. Использовались и типсы, в качестве клея выступала акриловая смола. 1970е эпоха искусственных ногтей. В 1976 году меняется мода на форму ногтей, они становятся еще длиннее, но с округлыми кончиками.
«Французский маникюр» был предложен фирмой ORLY в 1976, по другим данным в 1978г. Т.к. компания ORLY находится недалеко от Голливуда, один из продюсеров киностудии попросил Джефа Пинка (основателя ORLY) придумать что-нибудь для актрис, постоянно меняющих грим и одежду во время съемок. Так и возник френч, подходящий ко всему.
В 1970-е годы вместе с неформальными движениями распространяется черный лак,
который выпустила фирма Biba тремя годами ранее, его использовали и женщины(моду ввела Siouxsie), и мужчины. При этом метросексуалы использовали лаки пастельных тонов.
80е были отмечены промышленным прогрессом в маникюрной сфере, появляются аппаратный маникюр, а не только аппаратная полировка, также появляются знакомые нам стеклянные и металлические пилки с абразивным покрытием, компании Мерц. К середине 80ых повсеместно распространяется гель, лаки начинают иметь относительно слабый запах (примерно как сейчас), такой прогресс позволил появиться нейл-арту, с авторскими дизайнами, это было крайне популярным и прибыльным делом, крупные маникюрные салоны в 1989г. в год зарабатывали в среднем 2 млн.$.
Ну вот пожалуй и все, я рассказала Вам историю маникюра от древности до 90ых. И сейчас, смотря на свой маникюр-кракелюр (кстати такой вид появился в 1999г.), я вижу как прошлое сияет в современный день через трещины пыли веков. Ухоженность женщины, это ухоженность до кончиков ноготков, занимались собой наши предки, будем заниматься и мы, нести феминность дальше, не для мужчин и карьеры, а для себя и будущего. Ведь в этом и заключается женственность, в особом шарме целостного, состоящего из крохотных деталек.
Лично для меня лак это одновременно и способ самовыражение и средство, создающие дополнительный аксессуар. У меня пока что небольшая (73 лака), но любимая коллекция, которое роднит меня с барышнями прошлых веков, приобщает к прекрасному, напоминая что мы женщины.
С Уважением, Лия, будьте прекрасны.
ps: немного о источниках, в интернетах множество статей по истории маникюра, но явно они написаны по книге C. Meyer. «Being Beautiful: The Story of Cosmetics From Ancient Art to Modern Science», использовала ее и я, а так же Beauty and Cosmetics 1550-1950 (Shire Library),
Helen Reynolds. Fashionable History of Makeup and Body Decoration, многое добавила от себя.
Фотографии — интернет.
pps: двухсуточное старание над постом кончилось, надеюсь Вам будет интересно и это не сильно вас утомило.
Комментарии
Улыбнула хна на кончиках пальцев. И удивило то, что искусственные ногти придумали в 70-х, а некоторые особы носят их и по сей день;)))
Спасибо! Пост, конечно, в избранное!
Думаю, сейчас многие хотели бы чтобы ногти отрастали уже окрашенными, как у восточных женщин))) Маникюрные инструменты великолепные, жаль сейчас всё очень аскетичное…
Не знала что французский маникюр придумала фирма ORLY, а лунный маникюр я вообще считала детищем двухтысячных годов
С удовольствием бы сделала лунно-французский маникюр — очень красиво!
Диоровская реклама с разноцветными ногтями вызывает ассоциации с больными ногтями…
Я мечтаю о утонченном маникюрном наборе XIX века, с небольшими миниатюрами, у нас такие представлены в большинстве музеев-усадеб.
На счет диора я думаю это влияние французского маникюра, но выглядит и правда болезнено, особенно голубой лак. Лунный у нас поздно появился(( жаль к нам все не сразу доходит, правда сейчас это выравнивается))
Что бы отрастали окрашенными это было бы прекрасно, но как заливали под ноготь? скорее всего вводилась железная трубочка под ноготь, а это сродни пыткам…
Придётся их грабить Нечего инструментам без дела лежать
Может и так… Ещё жёлтый лак покоробил моё чувство прекрасного))) Розовый вполне мило смотрится, а зелёные лаки я люблю, не отказалась бы от такого как в этой рекламе...)
Блин, не подумала об этом… Ненадь мне такого щастья))))) С другой стороны — ногти от такого вмешательства не должны были загноиться, например?..
А мне желтый понравился, как лимонные леденцы, но как-то странно смотрится на современный манер)
Вполне возможно, но если это стало обычаем, то думаю что нет, скорее всего какое-то из растений имело дезинфицирующие свойство. Они бы замучились потом от этого лечиться)
На вкус и цвет))) Лично мне синий лак напомнил прищемленные дверью ногти, а жёлтый лак — последствия нанесения некачественных лаков без базы Но это из-за полупрозрачности, иначе всё было бы красиво)))
Вы правы))) Вот ведь как получается — раньше красота требовала физических жертв, а сейчас — денежных
Потому что часто это был еще и дорожный набор, как-то не принято было разбрасываться кусочками себя))) суеверия и тд
Как всё серьёзно)))
Я в детстве как-то увидела передачу про рекорды Гиннеса, кажется, там мужчина собирал, пардон, грязь из пупка, так я захотела тоже попасть в эту книгу, и стала ногти отстриженные собирать в контейнер из-под Киндер-сюрприза, но меня не на долго хватилоВ индии еще красили кончики пальцев на руках и ногах не только хной, но и растительной красной краской — альтой. Хна больше для росписи. Ноготкам доставалась альта)
Вот только на картине «Игра на Лютне» Караваджо изображён юноша, а у Вас там о женщинах речь.
Позабавила баночка для ногтей, аххах А маникюрные наборы очень красивые, целое произведение искусства!
Маникюрные интсрументы — ох-ох! Тема для научной работы по декоративно-прикладному)
P.S. А вот красные пальцы… Ужас какой-то
для восточной культуры это красиво, для нас конечно экзотика))
Восток, конечно, дело тонкое, но пальчики выглядят как ошпаренныеНе соглашусь на счет цен, все равно немного выходит $1 в 1925 году = $12,20 сегодня (надо будет поискать на 1939г.) по отношению к нашим ценам примерно то же самое)
Маникюрные наборы в красивых шкатулках с резными ручками завораживают.
Да , в живую их рассматривать можно до бесконечности, особенно когда они многопредметные:
(о таких в посте о пудрах)
Спасибо за наше просвещение и расширение кругозора!
Кстати, тоже захотелось повторить красный маникюр)
Многое узнала впервые, спасибо!
а еще мне вспомнился Пушкин и его ногти на портретах, вот уж где маникюр...!
… Число лаков как-то связано с числовой бесконечностью, это заговор...
спасибо! жду следующую часть=)
буду писать… мое вдохновение это мои читатели)))
Очень интересный пост, прочла на одном дыхании и перечитаю еще разок))
Очень удивило, что такой сложный френч (красная основа и белый кончик) был одним из первых после прозрачного лака.
Факс Фактор — это видимо Максимильян Факторович, Чарльз Ревлон — его фамилия Ревсон.
Огромная популярность лака не требовала специальных компаний в пользу продаж продукта и поэтому только в 1962 году появляется первый постер, его выпустил модный дом Christian Dior — не поняла эту фразу, постеры с рекламой лаков выходили намного раньше. А вот дом Dior действительно начал выпускать лаки в 1962 году и это был один из вариантов их первого рекламного постера.
История с французским маникюром и Джефом Пинком очень запутанна. Я занималась этим вопросом, слушала его интервью, где им была рассказана такая красивая история про фильм и идею маникюра, но… я встречала постеры с французским маникюром на ногтях намного раньше. Возможно это просто было не запатентовано.
Я помню очень хорошо фирму Cutex и ее маникюрные наборы, они продавались раньше в России. Читаю посты о необрезном маникюре и умиляюсь. Cutex еще в 1920 годах стала выпускать наборы с жидкостью для удаления кутикулы и с деревянными палочками.
Спасибо за труд!
Макс Фактор-опечатка, бывает, исправлено. Ревсон откорректировано.
Dior — кроме постера была довольно широкая реклама в точках продаж, помимо постера, ранее этого не было.
Про французский маникюр я писала в посте, по некоторым данным изобретен в XVIII веке, в XIX делали с использованием лимона и полировки, тем более это, как Вы говорите, плакаты.
О обрезном маникюре у меня проверенных данных нет.
а пост невероятный! очень интересно)