Добрый день!
В последние годы мир захватила «эко-мания», проявляющаяся во всём. Многие знают не понаслышке об органической косметике, а так же о том, что органика — это очень здорово. Но все ли видят разницу между органической косметикой и любой другой?
В этой статье я хочу разложить «по полочкам» все понятия, выявить отличия, привести примеры брендов, выпускающих косметику той или иной категории, а так же перечислить основные сертификаты соответствия органической и натуральной косметики.
Натуральная косметика — косметика, изготовленная полностью из натуральных, природных ингредиентов, без использования сырья синтетического происхождения, в идеале даже без естественных консервантов. Ввиду своей натуральности подобная косметика имеет небольшой срок годности, даже в закрытой герметичной упаковке. Вскрытие упаковки знаменует необходимость быстрого использования продукции. Зачастую натуральная косметика изготавливается вручную, именно поэтому разные партии одного и того же продукта могут иметь незначительные (или даже значительные) различия.
Как я уже сказала, в идеале натуральная косметика не должна содержать абсолютно никаких консервантов. Однако на практике подобным могут похвастаться лишь единицы брендов, ведь в таком случае срок жизни продукции составляет от нескольких дней до нескольких недель в лучшем случае. Понятно, что это серьезно мешает реализации: транспортировка может занимать большое количество времени, а если крем «живёт» около двух недель, его далеко не увезти. Поэтому полностью натуральная косметика обычно местного производства и продаётся в специализированных магазинах (в том числе фермерских) или аптеках.
Я склонна считать более верным (и для себя приняла на вооружение) мнение, утверждающее, что натуральная и органическая косметика должна содержать не менее 95% натуральных ингредиентов, допуская наличие в составе не более 5% синтетических добавок, не запрещенных сертифицирующей организацией.
Примеры «натуральных» брендов: Meela Meelo, МиКо, СпивакЪ, Logona, Melvita, Lavera.
Органическая косметика — тоже натуральная косметика, но уже не такая «простая», а изготовленная из сертифицированного органического сырья. Такое сырье выращивается в экологически благополучных районах, без использования пестицидов и химических удобрений. Для наглядности представим: есть в условной деревеньке Ромашкино условная баба Маня. Решила она сама варить кремы, да не абы какие, а из своих, с любовью выращенных овощей, фруктов и трав. Закрутилось-завертелось, варит баба Маня лосьоны из васильков и капусты да продает по соседкам. Это натуральная косметика? Натуральная. Органическая? Нет. Ни одна организация, выдающая сертификаты соответствия, о нашей бабе Мане слыхом не слыхивала. Но не это даже главное — никому неведомо, чем удобряет баба Маня грядки, как ухаживает за огородом и каким образом организована «производственная кухня».
Поэтому приходим к простому выводу: органика — это та же натуральная косметика, только со всех сторон «зелёная» и чистая, «лучшее из лучшего». У такой косметики обязательно имеются различные сертификаты, подтверждающие исключительную чистоту и экологичность используемых ингредиентов. «Честная» несертифицированная органическая косметика — что-то из разряда «очевидное-невероятное» (ну если только частное производство «для своих»), поскольку получение как можно большего количества сертификатов только играет на руку производителю.
Серьёзные «зелёные» бренды не только контролируют качество производимой продукции, но и ответственно подходят к упаковке, отдавая предпочтение разлагаемым материалам, не вредящим окружающей среде. Многие проводят различные акции в поддержку и защиту окружающей среды, создают благотворительные фонды.
Примером «органичности» служат марки Avalon, Dr. Hauschka, Dr. Scheller, Lavera, Living Nature, Weleda.
Экологичная косметика (экокосметика) — косметика, которая производится и реализуется без ущерба для окружающей среды. По сути, это понятие синонимично и тождественно органической косметике. При желании, конечно, можно выявить какие-то отличия, но в целом органика и экокосметика представляют из себя одно и то же. Сюда же относится и «биокосметика». Эти понятия тесно переплелись между собой ещё и потому, что в отдельных странах одно и то же обозначают по-разному: в США и Великобритании скажут «органическая», в Германии — «натуральная», а во Франции — биокосметика.
Такая продукция:
— содержит не менее 95-98% натуральных ингредиентов в составе (отдельные сертифицирующие органы настаивают на 100%);
— не тестируется на животных;
— не содержит ингредиентов животного происхождения (животные жиры, животный коллаген и пр.);
— не содержит ГМО;
— не содержит продуктов нефтепереработки и веществ синтетического происхождения;
— производится из сырья, добытого или выращенного только в подтвержденных экологически чистых районах и плантациях;
— не наносит ущерба экосистеме.
Псевдоорганическая косметика — самая обманчивая категория: ещё не органика, но уже и не обычная «химия». Отличается от обычной косметики тем, что действительно содержит большое количество натуральных и/или органических ингредиентов, но при этом не исключает и продуктов синтетического происхождения. Именно из-за содержания синтетики (или продуктов нефтехимии) натуральной или органической подобную продукцию считать нельзя.
Первым важнейшим признаком, благодаря которому легко выявить псевдоорганику, является состав: совсем необязательно быть химиком, чтобы увидеть такие ингредиенты как Sodium Lauryl Sulfate или Dimethicone. Вторым фактором, указывающим на то, что перед вами маскирующаяся псевдоорганическая косметика, служит большой срок годности.
Но даже внимательно изучая этикетку, перепутать псевдоорганику и органику совсем немудрено: поскольку до сих пор не существует единых стандартов, производителю не так уж и трудно ввести в заблуждение потребителя, украсив флаконы огромным количеством надписей о содержащихся органических ингредиентах, «скромно» умолчав об остальных составляющих.
Примеры: Planeta Organica, Yves Rocher, Natura Siberica, Thalgo, Green Mama, Body Shop, Organic Shop.
Веганская косметика — косметика, отвечающая этическим потребностям вегетарианцев, то есть косметика, не содержащая ингредиентов животного происхождения и не тестирующаяся на животных. Ошибочно предположение, что любая органическая косметика непременно и веганская, так же ошибочно мнение, что «обычная» косметика веганам не подходит.
Почему же не каждое органическое средство подходит вегану? Дело в том, что некоторые ингредиенты, допустимые при использовании в производстве органике, исключаются вегетарианцами: например, мёд и пчелиный воск.
Ещё один термин, идущий рука об руку с термином «веганская косметика», но не совпадающее с ней — этичная косметика. Этичная косметическая продукция — та, которая не тестируется на животных (cruelty-free). Спросите, что не так? Опять-таки: средство может не тестироваться на животных, но при этом содержать недопустимые для вегана ингредиенты.
Примеры: Everyday Minerals, Nubar, Zoya, Killer Cosmetics, а также выборочная продукция у многих марок.
Косметика ручной работы — это, как и следует из названия, косметика, сделанная вручную. Часто её приравнивают к натуральной и органической, но это заблуждение: не всякая органическая косметика сделана руками и не всякая косметика ручной работы — органическая. Примером служит знаменитый Lush: нередко в отзывах его ругают за то, что «в нём столько химии», при том, что он не позиционирует себя органикой. Косметика ручной работы ценна для нас исключительно тем, что производится людьми, а не бездушными машинами.
И, наконец, «обычная» косметика. Она отличается от всей вышеперечисленной тем, что не претендует на натуральность, органичность и этичность; в производстве используется и сырье животного происхождения, и синтетика, и всё-всё-всё, что не запрещено законодательно.
Если такая продукция всё-таки позиционируется как натурпродукт, то безосновательно, ведь единичный экстракт ценного растения не делает продукт натуральным.
Но, к слову, даже «обычная» косметика может быть этичной, то есть не тестироваться на животных.
И пара слов о сертификатах и организациях, их выдающих. Наличие хотя бы одного такого сертификата гарантирует, что продукт соответствует органик-стандартам. Но важно помнить, что у каждой организации они различаются, поэтому, если эта статья получит отклик, я отдельно освещу особенности.
BDIH: некоммерческая Ассоциация Промышленных и Торговых фирм, Германия.
NaTrue: некоммерческая ассоциация, созданная ведущими производителями натуральной органической косметики, Европа.
USDA: некоммерческая государственная организация-сертификатор, США.
NSF: международная некоммерческая организация, США.
NPA: Ассоциация натуральной продукции, США.
ICEA: Институт Этического Сертифицирования, Италия.
EcoControl: организация, проводящая лабораторные испытания по заказу производителей, сертифицирует натуральную и органическую косметику по стандартам Cosmos, BDIH, NaTrue. Германия.
ECOCERT: независимый орган сертификации, Франция.
Cosmebio: ассоциация производителей органической и экологической косметики, Франция.
Soil Association: ассоциация Soil Association Organic, Британия.
EcoGaranti: Бельгия.
COSMOS: некоммерческая ассоциация, организованная BDIH, COSMEBIO, ECOCERT, ICEA и Soil Association, Европа.
Надеюсь, эта статья оказалась вам полезной.Меня зовут Даша, рада пообщаться
Комментарии
Сама хотела расписать здесь подобную классификацию, но опасалась традиционных «разборок» в комментариях. Заберу себе пост в избранное не потому, что чего-то из этого не знаю, а чтобы отсылать сюда всех тех, кто мне начинает объяснять про «добровольность» сертификации органической косметики, и апеллирует всё к той же бабе Мане, выращивающей травы в заснеженной тайге или на делянке в лесу, про которую Вы так хорошо рассказали.
Низкий поклон за подробное описание и наглядность!
А насчет этичности… По мне тут всё очень сложно.
просто интересно, есть ли сертифицированная органическая профессиональная уходовая косметика?
И у многих продуктов Organic Shop сертификаты BDIH.
Честно говоря, полностью натуральную косметику даже немного стремно пробовать.
Я все же предпочитаю опираться на свои ощущения и удовольствие/неудовольствие от использования продукта, чем на наличие сертификатов.
Так интересно: всем все стало прямо понятно в комментариях ????????Честно, не разбираясь в составах, я б только в общем поняла ????