Приветствую вас!
На старте увлечения парфюмерией у меня возникало огромное количество вопросов, начиная с того, что представляют из себя альдегидные, фужерные и мускусные ароматы, вплоть до вопроса чем отличается парфюмерная вода от туалетной.
Мне было интересно тестировать все, чтобы понять какие ноты точно «мои», а какие нужно обходить за три версты. Ни в коем случае сейчас не претендую на знатока парфюмерии, но за многие годы проб, затестов, слепых покупок ароматов у меня появилось понимание в базовых вопросах, которые могут возникнуть у новичков.
В этом посте я хочу рассказать как ароматы классифицируются по концентрации, из чего состоит аромат и какие группы бывают.
Возможно, для кого-то это кажется слишком очевидной информацией, но, уверена, если вы только начинаете погружаться в парфюмерию, то эта информация вам пригодится, чтобы «с лёту» распознавать что же перед вами за аромат, из какой он группы, чего от него ожидать и как будет звучать.
Классификация ароматов
Думаю, вы могли обратить внимание в магазине парфюмерии, что некоторые ароматы представлены в различных концентрациях, где-то написано EDP/EDT/EDC, духи или одеколон. Чаще всего возникает вопрос почему же у водного бренда парфюмерная вода дороже туалетной? А ответ прост, дело как раз в концентрации ароматических масел, которые и дают аромат парфюму. Чаще всего бывает так: чем больше концентрация парфюмерного экстракта тем дороже парфюм. Конечно, на каждое условие бывает исключение, ниже мы рассмотрим общепринятую классификацию, на которую можно опираться на старте, знакомясь с большинством базовых ароматов и брендов, да и стоимость продукта складывается не только из содержимого флакона.
1. Мист (Body Mist), Дымка для волос, гель для душа — Самая легкая форма парфюмерии. Содержит всего 1-3% ароматических масел, растворенных в воде и спирте. Мисты идеально подходят для дополнения основного аромата (например, парфюм и его дубль в виде дымки для волос) или легкого обновления в течение дня, они не слишком интенсивны в своем звучании, скорее как легкая вуаль вокруг вас.
- Killian Woman in Gold hair minst
- Frederic Malle Musc Ravageur hair mist
- Byredo Gipsy Water gel douche
2. Одеколон (Eau de Cologne) — Концентрация ароматических масел составляет 2-5%. Одеколоны часто звучат довольно легко и свежо. Они не слишком долго держатся на коже, в среднем 2-4 часа, после чего испаряются и возникает желание обновить аромат.
Один из моих любимых представителей одеколонов Jo Malone.
- Jo Malone Mimisa & Cardamon
- Acqua di parma colonia intensa
3. Туалетная вода (Eau de Toilette) — Содержит 5-15% ароматических масел. Это популярный выбор для повседневного использования, так как аромат держится около 4-7 часов и в нем можно ощутить пирамиду аромата, а также присутствует шлейф. Примеры:
- Chanel Chance Tendre eau de Toilette
- Kenzo L'eau Par eau de Toilette
4. Парфюмерная вода (Eau de Parfum): Концентрация ароматических масел составляет 15-20%. Эти ароматы более насыщенные и стойкие. Их звучание дольше, а сам аромат более интенсивный, нежели у туалетной воды. Очень часто у парфюмерной воды можно отметить красивый длинный шлейф и стойкость от 6 часов.
Примеры:
- Yves Saint Laurent Black Opium
- Chance Eau Tendre Eau de Parfum Chanel
5. Духи (Parfum или Extrait de Parfum) — Наиболее концентрированная форма парфюмерии с 20-30% ароматических масел. Духи — это истинное искусство, их стойкость может достигать 24 часов.
- No. 1 Clive Christian
- AMOUAGE epic 56
6. Парфюмерные масла (Perfume Oils): Концентрация ароматических веществ в маслах может достигать 30-40%. Это чистые масла, которые часто наносятся точечно. Они обладают высокой стойкостью и раскрываются глубже и насыщеннее, а вот шлейф очень часто отсутствует.
Группы ароматов
Группа аромата, это своего рода раздел, к которому относится то или иное звучание конкретных нот. Это, своего рода, раздел, как, например, в библиотеке все книги поделены на жанры.
Мир парфюмерии настолько обширен, что все возможные группы перечислить очень сложно.
Некоторые группы и вовсе не таят большого секрета, из самого названия нам становится понятно, какие же ноты мы услышим при нанесении, например, цитрусовые, цветочные, фруктовые, кожаные или же пудровые. Тут все более менее понятно.
Но иной раз сталкиваешься с такими наименованиями, как мускусные ароматы, шипровые, гурманские, фужерные, акватические или, например, восточные.
Вот про них мы и поговорим.
Гурманские — эти ароматы включают ноты, напоминающие десерты, сладости да и вообще любую еду: ваниль, шоколад, карамель, кофе, выпечка или сладость. Гурманские ароматы обычно сладкие, теплые и уютные, вызывающие ассоциации с лакомствами.
К подгруппе гурманских ароматов можно также отнести лактонные (сливочные, молочные ноты), в композиции таких ароматов можно ощутить запах молока в различных интерпретациях (топленое, варёное, со специями).
Шипровые — это ароматы, основанные на сочетании древесных, моховых и цитрусовых нот. Название «шипровые» происходит от французского слова «chypre», что означает «Кипр», так как первые ароматы этого типа были вдохновлены запахами растительности и деревьев этого острова. Они могут иметь различные вариации, включая фруктовые шипры, цветочные, древесные, кожаные и тд.
Фужерные — это ароматы, основанные на нотах лаванды, кумарина(синтетический компонент с ароматом травы/сена) и дубового мха. Они часто ассоциируются с мужественностью и свежестью, строгостью.
Вообще название этой группы ароматов происходит от французского слова «fougère», что в переводе означает «папоротник». Идея была такова, что ароматы этой группы должны напоминать аромат папоротника. Иногда фужерные ароматы относят к разновидности шипровых.
Акватические — содержат ноты морской воды, озона, дождя и других свежих, водных компонентов. Эти ароматы ассоциируются с чистотой и прохладой.
Мускусные — ароматы с нотой мускуса, часто используются для придания парфюму глубины и стойкости. Мускусные ароматы могут быть как мягкими, так и интенсивными.
Именно мускусные ноты очень часто создают основу «чистых» ароматов, запаха порошка и свежести.
Но также ноты животного мускуса (анималистические ноты)могут придавать ароматам совершенно противоположный окрас, добавляя яркого звучания, стойкости и оттенки кожи/натуральных секретов животных.
Древесные — включают ноты сандала, кедра, пачули и ветивера. Эти ароматы теплые и глубокие и очень реалистично передают тот самый древесный аромат.
Восточные — включают ароматы ванили, ладана, амбры, корицы, различных специй. Эти ароматы богатые и чувственные, очень теплые. Нанося такой аромат, часто возникает ассоциация с теплым свитером, пледом в которые так и хочется закутаться.
Альдегидные — ароматы, содержащие альдегиды, придают парфюму свежесть и яркость. Альдегиды могут создавать искрящиеся, мыльные и чистые ноты, как, например, в Byredo Blanche. Они часто используются для придания композициям элегантности и утонченности.
Амбровые — группа ароматов, которая характеризуется теплыми, мягкими нотами, создающими атмосферу комфорта. Часто эти композиции включают мускусные акценты или древесные оттенки.
Но если углубляться в происхождение амбры, то тут все не так радужно, амбра — это секрет, который вырабатывается в организме кашалотов и помогает залечивать небольшие ранки.
Сама по себе амбра обладает далеко не самым приятным ароматом (черная амбра), но тот секрет, который не использовался и был выведен организмом животного, а затем долгое время находился в соленой воде, постепенно приобретает тот самый узнаваемый аромат (коричнево-серая амбра).
Самой ценной и пригодной к использованию в парфюмерии считается серая амбра, которая долгое время провела в воде.
Не трудно догадаться, что раньше животные подвергались истреблению ради ценного вещества, но в наше время, конечно, компонент уже полностью синтезирован из синтетических веществ (амброксан, мускус и другие вещества заменяют сейчас натуральную амбру).
Пирамида аромата
И в конце обсудим что же такое пирамида аромата, как в ней разобраться и какие ноты ожидать.
Пирамида аромата – это не точный состав или список реальных ингредиентов, а общее представление о нотах, которые ощущаются в аромате. Чтобы понять запах по этому описанию, нужно иметь натренированный нос и знать, как пахнут мох, уд, ирис или сладкая вата. Иногда ноты, смешиваясь, могут стать неразличимыми.
Большинство парфюмов состоит из множества нот, какие-то звучат дольше, какие-то меньше. Всю композицию для удобства принято делить на 3 уровня: верхние (ноты, «слетающие» одними из первых), средние (звучат основное время носки аромата) и базовые (которые остаются на коже/одежде спустя долгое время).
Очень часто, увидев в верхних нотах пирамиды свою любимую ноту можно очень обмануться. Возможно, вы и почувствуете ее, но разочарование будет в том, что верхние ноты довольно быстро испарятся и перестанут звучать, передав очередь средним нотам и базовым.
Именно поэтому, знакомясь с ароматом его лучше всего нанести на свою кожу и «разносить», чтобы ощутить всю пирамиду, понимать так ли красиво раскрываются все ноты именно на вашей коже, какие ноты вы слышите дольше всего и желанны ли они.
Подведем итоги
В парфюмерии основу познания и понимания играет «нанюханность», то есть чем больше вы пробуете ароматы, чем больше вы знакомитесь с разными произведениями, тем больше вы начинаете понимать звучание различных но, отличать их друг от друга, представлять примерное звучание аромата даже без затеста. Со временем вы поймете какие ноты искажаются на вас и звучат непривлекательно, а значит сможете их избегать, приобретать аромат «вслепую» станет несколько проще и понятнее, потому что фактически вы сразу читаете и понимаете, как примерно будет звучать композиция и обрадует ли она вас.
Выбор парфюма — это увлекательное и личное путешествие. Попробуйте различные концентрации и группы ароматов, чтобы найти тот, который отражает вашу индивидуальность. Помните, что ароматы могут менять свое звучание в зависимости от времени суток, погоды и даже вашего настроения.
Парфюмерия может быть хитрой, не всегда получаешь ожидаемый аромат, поэтому важно подходить осторожно к таким покупкам и все же лучше познакомиться с парфюмом до приобретения, особенно если стоит он кругленькую сумму😉
Комментарии
Если выделить самые необычные ароматы, с которыми познакомилась, то это однозначно будут творения Francesca Bianchi, у меня есть Tyger Tyger и Under my skin. Это взрыв парфюмерного мозга.
С этим ароматом не знакома, очень заинтересовали, хочется протестировать)
А вот Under my skin — это уже другая история. С первого вдоха чувствуется почерк Франчески, и кажется, что аромат будет похож на тигра. Но нет. Я до сих пор не поняла, нравится он мне или нет. Жду, когда отступит жара, чтобы он раскрылся как надо. История такая: так пахнет разгоряченное тело человека, когда на нем есть какой-то парфюм, какой-то уход (типа кремов, дезодорантов). Но это не запах чистоты и ухода. А больше тела, после спортзала, секса, энергичной работы. Аромат колбасит, он то невероятно женственный, то чувствуется как исключительно мужская история — бальзамичность, травность, шершавость. Он может раскрыться невероятным вязким медом, а может стартануть кожанным аккордом.
Я обожаю такие игры.
Спасибо, что поделились впечатлением, было очень интересно почитать)
Ретро ароматы, конечно, на любителя, мне чаще не заходит, но редкие исключения бывают)
Второй аромат прям интригует!
Когда выбираешь вкусный аромат, ожидаешь от него «долготы» (что он будет если не со шлейфом, то хотя бы долго держаться). Но, зачастую это зависит не от концетрата масел, а от самих масел и их качества. Например, цитрусы долго не держатся, а сандал и кожа почти вечные)
Думаю тут в правы, многое еще и зависит от самих масел👍
Спасибо, что делитесь своим опытом! 🌸
Например, точно не люблю шипровые, фужерные, древесные и ладан в базе. А еще предпочтение отдаю парфюмам из-за их стойкости, хотя одеколоны Jo Malone тоже нравятся (не все, пока только 2 из 8 подошло — Nectarine&Honey и Wild Bluebell).
Пост мега-полезный для интересующихся
Очень круто, что вы смоги разобраться во всем!
Нектарин и мед мой любимый из Jo Malone)
Несмотря на многолетние попытки найти что-то своё, я всё ещё блуждаю в потёмках и никак не найду хотя бы примерную «формулу» своего аромата.
Даже с затестом в магазине не получается.
Почти всё мерзко кислит на коже через пару часов. Весь Форд — мимо.
Стоит чудесный Santa Maria Novella, от которого я потеряла голову в магазине, так он просто свербит непонятной металлической кислятиной на моей коже, задыхаюсь.
Jo Malone белая замша — какая же гадость через час на мне.
Говорят, есть понятие горячей и холодной кожи, и что это влияет на совместимость с запахом из флакона.
А ещё я видимо никогда не пойму смысл пирамиды, это прям колдунство какое-то. Хочется пахнуть белыми цветами или амброксаном (условно), а в базе вдруг рраз и дубовый мох или сандал.
Тот же цитрус сложно найти в базе, вероятно, вещества, создающие этот аромат более быстро улетучиваются и не задерживаются.
А вы не пробовали наносить парфюм не на кожу, а на ткань(одежду)? Так аромат не должен слишком искажаться, все таки кожа может привносить свои изменения в звучание аромата.
И, как вариант, попробовать «не сидящие» ароматы в другое время года, более холодное, например.
Про фактор погоды/сезона, температуры — да, Вы правы, спасибо. Иногда вдруг аромат зимой — «вроде и ничего, нормально», но не более.
Мне кажется, что нельзя найти прям единый аромат мускуса, уда и т.д, который будет идентичным во всех парфюмах.
Парфюмерия это все же химия, а ароматы которые мы ощущаем — интерпретация различных химических соединений + у многих брендов разное сырье для изготовления.
В целом, моноароматы можно найти для знакомства, но важно помнить, что в общей композиции разных ароматов одни и те же ноты могут раскрыться по-разному. Например, кожа в моноаромате и кожа в сочетании с малиной в каком-нибудь парфюме будет звучать совсем иначе.
Из моноароматов вспомнила Demeter (у нас до сих пор есть небольшие корнеры в тц с их ароматами, где можно потестить все, можно поискать у себя в городе). У них точно был кедр, сандал, мирра, некоторые цветочные ароматы типа ириса орхидеи, думаю, что и кожа есть. Для знакомства можно попробовать их, как вариант 😌
И, конечно, индивидуальное восприятие ароматов имеет место быть. Тут опять же вопрос, либо действительно искажение запахов, либо же просто недостаточно «нанюханности», второе можно тренировать 👍