Всем привет! Думаю, почти у всех авторов Косметисты за время активного написания отзывов скопилось приличное количество трюков и секретов, как сфотографировать продукты для обзора так, чтобы это было и красиво, и полезно.
Несмотря на то, что я предпочитаю не фотографировать сложно и опираюсь в этом скорее на композицию и игру света, у меня набралось несколько полезных практических советов, как и с помощью чего можно улучшить качество и информативность своих фотографий. Конечно, мои размышления и лайфхаки не исчерпывающи — это скорее базовый набор информации о том, как можно делать фото и, главное — что я хотела бы видеть в обзорах как читатель, когда дело касается композиции, цветопередачи и т.д.
В некоторых аспектах я просто делюсь своим мнением, с которым можно согласиться или не соглашаться, и не претендую на истинность в последней инстанции. Ещё какие-то моменты могут показаться слишком простыми и очевидными, но, возможно, помогут тем, кто только начинает писать обзоры на сайте.
Начну с общих моментов: какими, на мой взгляд, должны быть фотографии в постах, что этому мешает и как справиться с преградами на пути к идеальной картинке.
Информативность
Информативность — ключевой элемент хорошего отзыва. В нашем случае это о том, чтобы продукт можно было рассмотреть со всех важных ракурсов и получить о нём более или менее объективное впечатление. Необязательно добавлять много одинаковых или однотипных фотографий, но желательно, чтобы от них создавалось объективное впечатление о продукте. Информативные фото также могут играть роль рассказчика — мне периодически кажется излишним прописывать в основном тексте то, что и так видно на фото. Лучше добавить описание к самому фото — не понимаю, почему ими часто пренебрегают, ведь это так полезно — том числе указав на деталь, к которой хочется привлечь внимание.
Цвет
Рука об руку с предыдущим пунктом идут цветопередача и фокус. Цвет очень важен для декоративной косметики, поэтому нужно стараться передать всё «как есть». Однако здесь встаёт сразу несколько проблем.
- Камера зачастую «съедает» насыщенность цвета.
- Периодически у камер по умолчанию неточное воспроизведение цветового тона (особенно это касается камер телефонов). Например, некоторые модели iPhone часто «теплят» изображение — мой 11-й в том числе, поэтому фотографии приходится редактировать постфактум.
- Изменения света на улице (особенно если это яркий солнечный свет) здорово искажают цвета всего вокруг (как можно бороться с ярким соднцем — напишу ниже).
- Не все камеры хорошо снимают в условиях недостатка света. В случае с отдельной камерой это можно поправить, приобретя объектив с высокой светосилой (они обычно недорогие и подойдут даже для простых моделей, если грамотно выбрать линзу под свою).
Выводы из всего этого:
- не стоит бояться коррекции цвета, когда это необходимо, но ориентироваться стоит на объективную цветопередачу, а не эффектность фото;
- для фото макияжа в обзор придётся краситься ярче, чем обычно;
- если вы снимаете в условиях дневного света и на фотоаппарат, возможно, есть смысл вложиться в светосильный объектив.
Фокус и расфокус
Не менее важен и фокус, так как именно он зачастую помогает оценить текстуру средства или то, как оно ложится на кожу. То, на чём должно быть сосредоточено внимание смотрящего — в нашем случае это обычно косметический продукт — должно быть и в фокусе. Не фон и не случайно затесавшаяся в кадре серёжка — а продукт. Да и, что там, на фотографии в расфокусе (если это не намеренный эффект, чтобы, например, поймать отдельные блёстки) просто не слишком приятно смотреть. Впрочем, если расфокусировка не слишком сильная, можно попробовать придать предмету больше чёткости с помощью инструментов фоторедактора «резкость» (sharpness или sharpening) и «структура» (structure или detail). В этом ключе также стоит помнить, что Косметиста сжимает качество исходных фото — особенно «вертикальных» при просмотре с мобильных устройств, поэтому на таких экранах с высоким разрешением ваше вертикальное фото может вдруг оказаться размытым.
Говоря о намеренном разблюре, при демонстрации продукта на лице не стоит также злоупотреблять с софтбоксами и особенно софтфильтрами, которые любят использовать блогеры для создания визуально более гладкой кожи без недостатков. Кстати, камеры некоторых моделей телефонов делают такую коррекцию автоматически (сталкивалась с подобным на Xiaomi и Samsung). Подобная манипуляция вводит читателя в заблуждение; да и тренд сейчас скорее на то, чтобы привыкать к нормально выглядящей коже. Замазать прыщи в отзыве не про проблемную кожу или тональные соседства — это одно, но делать кукольную гладкость в хорошем отзыве, на мой взгляд, ни к чему.
Композиция
Композиция фото как грамотное взаиморасположение всех его частей — ещё один критерий отличной картинки. Мне нравится читать геометрию фотографии и получать от неё не только фактическую информацию, но и эстетическое удовольствие.
И хотя мою точку зрения разделяют не все, отмечу несколько базовых моментов.
- Хорошо, если в отзыве есть хотя бы одна фотография с более или менее центральным расположением того, к чему привлекается внимание. Когда то, что должно быть главным на фото, находится, допустим, в правом верхнем углу, а остальное — неинформативное свободное пространство, это не лучший вариант для обзора, хотя как авангардное видение имеет место быть.
- По возможности не стоит обрезать продукт на фото или напротив оставлять очень узкие отрезки площади от основной композиции до границ фото (сама этим грешу иногда) — короче говоря, к кадрированию нужно подойти с умом. На мой взгляд, лучше всё же слегка обрезать, допустим, крышку открытой палетки, чем оставлять её с миллиметровым зазором до границы фото, который цепляет взгляд сильнее, чем сама палетка.
- Лучше редактировать неровно стоящие средства — угол тоже можно менять в редакторах на компьютере или телефоны.
- Чтобы избежать косяков — заметно помогает включить сетку, которая делит кадр при съёмке.
Конечно, это всё необязательно соблюдать в фотографии для отзывов, но такие вещи здорово облегчают восприятие.
Чем снимать
Отчего-то есть расхожий стереотип, что для предметной фотографии нужна обязательно «профессиональная» камера с кучей примочек, однако это не так. Подойдёт и простая модель, и даже телефон. Например, на свою старенькую Canon EOS 1300D у меня обычно выходит делать фото средств не хуже, чем на куда более дорогие Mark’и (хотя для других целей модели Nikon Mark — прекрасное вложение, особенно если есть портретный или макрообъективы).
Сейчас можно хорошо снять и на телефон. Советы в посте подойдут и для съёмки на мобильный! Однако мне больше нравится снимать на камеру из-за лучшего качества фото на выходе, а также меньших искажений при съёмке, в том числе портретной. Ну и, конечно, играют роль субъективные предпочтения.
Рабочее место и декорации
Для меня это просто столешница с более-менее однородной текстурой и такой же стеной сзади. Важно, чтобы в этом месте было хорошее освещение — для меня это дневной свет от окна, но можно приобрести и грамотно расположить и искусственные источники света. На стол можно положить декоративные предметы интерьера по желанию и собственному вкусу.
Для меня они символичны, и мне их легко достать. В большинстве случаев это тексты (беру не те, которыми дорожу — в процессе съёмки на них может пролиться вода или попасть само косметическое средство) и растения, преимущественно те, что выращиваю я сама или мои родные, но порой беру и веточки из букетов.
Иногда я использую ещё и зеркало: во-первых, оно создаёт дополнительные декоративные границы на фото, а во-вторых, отражает предметы, визуально заполняя картинку. Зеркало пригодится и любителям необычных фонов: с помощью него и экрана ноутбука или планшета можно создать фон для небольших предметов. Закономерные минусы: ограничения по размеру и ПЫЛЬ (особенно от теней).
Никого не призываю поступать совершенно аналогично тому, что делаю я, — поступайте в соответствии со своими желаниями. Я делаю так, потому что мне нравится, а также потому что это просто и быстро. Иногда у меня остаётся на фотографии для поста буквально 20 минут, и поэтому нет возможности долго что-то раскладывать. Тем не менее, для тех, кто хочет делать что-то сложнее и изящнее, у меня найдётся несколько подсказок!
Если нет однородной столешницы, можно взять доску, фотофон, фотобокс или даже ватманский лист, приклеенный на стену. Всё это можно купить, а фотобокс несложно и сделать самому, если есть на это часы, а руки растут откуда надо, — для этого в интернете есть масса инструкций. Если хочется разнообразия в фонах, самый простой способ — приобрести в магазинах канцелярских принадлежностей или магазинах для хобби декоративный картон. Там же обычно продаётся масса других штук для украшательств — вплоть до нарезанных деревянных дисков.
Штатив — надежда и опора
Также для предметной съёмки очень полезно иметь штатив, качественный и с хорошо фиксирующейся верхней частью, к которой крепятся камера или телефон. Это отчасти нивелирует проблему трясущихся рук и неодинаковых ракурсов (хотя это уже скорее не про отзывы), но особенно пригодится тем, кто снимает с высокой скоростью затвора. То есть, например, водные брызги или летящую пыль. С надёжно зафиксированной камерой и относительно свободными руками это сделать гораздо проще. К тому же можно подключить режимы удалённой съёмки, съёмки с задержкой или по-дедовски воткнуть в камеру провод с кнопкой, которую можно нажать, чтобы сделать кадр (обычно это называется пультом и бывает и беспроводным — просто мой довольно древний).
Серийная съёмка
К слову, для съёмки с распылением и прочим подобным лучше всего применять режим серийной съёмки. Обычно они есть на телефонах, но не на всех камерах — впрочем, не у всех камер есть нужная скорость затвора. У моих вот нет. Из серии кадров потом можно выбрать самый удачный.
Когда макро не портит
Порой полезно иметь макролинзы для передачи необычной текстуры или блёсток, что особенно актуально для теней или средств для губ. Тут, конечно, кто во что горазд, но у меня сейчас самая простенькая из китайского набора. Её можно прикрепить к телефону (без чехла). При этом использовать лучше не фронтальную, а основную камеру. Для такой съёмки вспоминаем известный трюк с зеркалом, которое находится позади телефона и отражает его экран с интерфейсом приложения камеры, чтобы было видно то, что снимаешь.
Самый простой полезный инструмент
Отражатель — ещё одна крайне полезная штука для фотографа. Обычно её используют для портретной фотографии, чтобы блокировать или направить свет в нужные места. Но и для предметки это вещь. Как минимум потому, что летом ею можно перекрывать прямой солнечный свет — а значит убирать ненужные резкие тени — не лишаясь самого света.
Эксперименты с источниками света
Ещё одной идеей может стать использование дополнительных источников освещения при не самом ярком основном. Например, гирлянды или свечей (с соблюдением техники пожарной безопасности), чьи огни превратятся в красивые шарики на фоне. Можно также подносить огоньки ближе к объективу камеры, чтобы предмет на фото выходил через «призму» таких эффектов. Чтобы создать такой, для камеры можно взять доступный объектив 50 мм с хорошей светосилой, а на многих телефонах сейчас есть режим боке — то есть размытия фона вокруг объекта в фокусе.
Вообще игра со светом и возможными отражателями, в том числе призматическими — это очень интересная тема для отдельной дискуссии.
Конечно, это только базовые вещи, и ими советы и трюки для предметной фотографии не ограничиваются. Можно долго размышлять, как использовать источники и отражатели света; добавлять цветовые и текстурные контрасты; как кадрировать макрофото или какие лучше делать свотчи — тема очень широка, и в этом посте мы в неё не нырнули, а скорее слегка окунулись. Но надеюсь, кому-то и эти вещи окажутся полезными. Или, во всяком случае, подскажут, в какой степи искать подсказки дальше!
А какие ваши любимые лайфхаки для съёмки фото для отзывов? Много ли времени тратите на фото для обзоров?
Спасибо, что прочли!
Комментарии
Спасибо за интересный пост, прочитала с удовольствием. Сама трачу на фото много времени, больше, чем нужно на самом деле))
Тратить время на фото — это классно. Я вообще очень люблю фотографировать, просто всё чаще завалы с другими делами, и остаётся меньше времени на хобби.
Еще тюль можно просто красиво драпировать для фона – двойная польза получается!)))
А вообще я люблю жесткие тени) С ними как-то объемнее кадр выглядит)
Что касается моих фото — я довольно много времени трачу на съемку чего-либо для постов, потому что фотографирую по принципу «сделаю кучу фото — авось какие-нибудь будут сносными» Иду делать снимки, только если на улице приемлемое дневное освещение и я в настроении, потому что иначе — точно трата времени для меня.
Зря ты так – твои фотографии становятся заметно лучше!
Какое для этого нужно настроение? На мой взгляд, в фотографии есть что-то медидативное…
В список полезных приспособлений могу, наверное, добавить кольцевую макро-вспышку на объектив. На косметике ее не пробовала, а вот с цветами-насекомыми работала отлично, хотя купила просто поиграть самую недорогую и не ожидала от нее особого толка, вообще удивилась, что она работает за такую цену. Думаю, с мелкой предметкой справится не хуже.
У меня была какая-то китайская, но быстро сломалась, поэтому я не успела оценить её по достоинству. Может, стоит посмотреть модель понадежнее!
Кольцо использую обычное иногда, но из косметических фото снимаю с ним пока только свотчи, когда нужен локальный электрический свет.
Может, когда-нибудь доберусь и до обзора фокусов со светом. Из того, что сейчас в голову пришло: можно, например, отражать свет с помощью старого CD-диска, при правильном расположении он даёт красивые разноцветные блики на поверхностях, куда отражает лучи.
Диск поищу, любопытно что выйдет.
Успехов в экспериментах!
Но для свотчей по прежнему по ходится ждать и ждать света. Хорошо, сейчас хоть день длинный стал и стало проще.
Про длину светового дня — однозначно!
Если не будет сложно, киньте в лс вариант, что взяли.
Спасибо, очень мотивирует творить красоту 💮
Что вышло для тебя полезным?
Мне нравится ощущение света и воздуха на твоих фотографиях)))
Еще подумываю над фотобоксом и макро-линзой. Последнюю уже давно надо взять
С солнцем отражатель хорошо помогает. С пасмурной погодой — условно. Теоретически им можно добавить света, но не каждый раз его в принципе достаточно. Но при портретной съемке, например, можно расположить снизу, чтобы сгладить тени на лице.
Линзу для телефона хочешь? Они бывают копеечными, почему бы и не попробовать…
Фотобокс, если есть место, лучше взять побольше. Их продают слишком мелкими порой, под ювелирку и прочее такое.
А если серьезно, начну с линзы))
Но мне, кстати, сделать овал лица менее округлым помогает массаж. Стараюсь каждое утро делать с Foreo Bear-mini. Особенно по линии челюсти заметно, хотя день на день не приходится — когда-то я круглее, когда-то острее.
Хотя я вот ездила в поездки без неё и уже заметила, что видимый эффект тем больше снижается, чем дольше не пользуешься…
p.s. мне кстати наоборот нравятся резкие тени от съемки на солнце!
Расскажи потом, как выйдет с зеркалом.
Со съемкой на солнце надо быть осторожнее: во-первых, часто страдает цветопередача; во-вторых, эти тени надо удачно вписать в геометрию картинки. В-третьих, но это, может, скорее частный случай, на ярком солнце хуже видно, что именно снимаешь.