Мы, простые смертные покупатели, редко становимся свидетелями подковёрных игр больших корпораций. Но порой общественное мнение может неприятно щёлкнуть по носу даже самого крупного производителя. Что и случилось недавно. Дважды.
В первом скандале, на мой взгляд, всё-таки палку перегнули. В конце марта марка Fenty Beauty выпустила два новых оттенка хайлайтера Killawatt, и один из них назвали, на беду, Geisha Chic. Казалось бы, ну гейша-шик и ладно, но в Инстаграм бренда посыпались комментарии о расизме и расовых стереотипах. Потом Рианну, которая сама ни разу не японка, естественно, обвинили в культурной апроприации, попытках заработать деньги на символике Японии и банальном невежестве. Потом ей припомнили совместный с Coldplay клип Princess Of China, где от души использовались все возможные стереотипы о Китае… В общем, понеслась.
Бренд отреагировал практически мгновенно, и хайлайтер был изъят из продажи, в том числе оффлайн, «до последующих уведомлений». Видимо, продукт всё-таки выпустят снова, но с другим названием. Интересно, что в опросе Космополитан «Считаете ли вы название оскорбительным?» 78% подписчиков на данный момент ответили отрицательно.
Второй скандал серьёзнее. В центре него оказалась 19-летняя бьюти-блоггер Оливия Джейд.
У Оливии более 1,4 млн подписчиков в Инстаграме и 1,9 млн на Ютубе, и она считается считалась очень молодым и перспективным инфлюэнсером в бьюти-сфере. Пока её родителей не поймали на мошенничестве. Они и ещё несколько селебрити-родителей пытались подделать результаты экзаменов своих отпрысков, чтобы обеспечить им поступление в престижный вуз. Дошло до того, что родители в Фотошопе «приклеивали» лица своих детей на фотографии спортсменов, чтобы продемонстрировать, насколько абитуриенты увлечены спортом. В результате 13 людям, среди которых оказались и известные актрисы, были предъявлены объявления во взяточничестве и подкупе должностных лиц.
Для самой же Оливии, дочери обвиняемой по делу «Об университетском блюзе» Лори Локлин, скандал вылился в масштабный отказ. Сначала Sephora, несмотря на финансовые затраты, отозвала из продажи недавно запущенную палетку бронзантов и хайлайтеров Olivia Jade x Sephora Collection Bronze & Illuminate Palette. Вслед за этим производители средств для волос Tresemmé тоже открестились от Оливии и заявили о прекращении сотрудничества. В общем, ни образования, ни бизнеса теперь.
Два разных случая демонстрируют влияние общественного мнения во всей его сокрушительной силе. Что думаете?
Комментарии
С таким же успехом можно докопаться до MAC с их помадой russian red, что они наживаются на образе России, и вообще чо за стереотипы такие кровавые с русскими связаны.А хайлайтер-то красивый, на самом деле. Я б купила)ляпнети понеслось… другие подхватят и поехало!Спасибо за очень интересный пост. Люблю всякие скандалы, интриги, расследования))
Насчёт второго скандала слышала, вообще удивляюсь, зачем эти богатые родители в такое полезли. Можно поступить в такое количество вузов, да и вообще столько возможностей сейчас даже без университетского образования. Можно и опыт собирать, и на курсы/семинары ездить, все что хочешь.
Хорошо, что у общественного мнения есть влияние, это нужно для решения действительно важных проблем и освещения вопросов с разных точек зрения. Но ещё лучше, когда оно идёт в полезном направлении :)
Оба скандала показывают что бьюти-индустрия и индустрия в целом все больше походят на курятник. Только и дай людям на что-то обидеться и кого-то на чем-то подловить.
2. Поделом.
Причём у самих азиатов (да что там говорить, у американцев/афро-американцев) фетишизация своей же культуры идёт по высшему разряду…
Действительно важные вопросы таких резонансов в обществе не вызывают.
Первый скандал конечно надуманный. Ох уж эта политкорректность). До смешного уже доходит, причём думаю японцам вообще пофиг.
Ну а втрое — так и надо, совсем уже башню снесло (простите мой французский!).
Вообще на таких вещах крупные компании уже сто раз накалывались, оч странно, что продолжают. Особенно Рианна — феминистка. Но у неё у какого-то нового продукта название «trophy wife», может, это тайная акция про присвоению женщинами самоназваний с нелучшими смыслами?
Что касается trophy wife — как мне показалось, таким образом происходит процесс риклейминга данного негативного словосочетания, замена понятия с негативной коннотации на позитивную, надеюсь, что с гейшей хотели сделать то же самое)
насчёт «пукнуть нельзя» — ну, процесс чеканья привилегий болезненный :) и хорошо что он всё-таки начался
Я вот теперь чуть больше хочу эту самую «гейшу», чем когда она была в свободной продаже 😅
Недавно был скандальчик с 5 minute crafts (канал из Украины, как писали в комментариях). Там в одном из видео девушка показывала быструю накрутку волос на шпильки и назвали они на беду эту укладку афро. Я потом у одной темнокожей блогерши с час читала ругань о том, как у белых нет своей культуры и они ее заимствуют у всех.
При этом, темнокожим в США всегда разрешалось примерять образы других стран/культур, теперь и Древний Египет — колыбель черной цивилизации. Та же Ники Минаж спокойно то гейша, то Чун Ли и все ок.
Но вслед за темнокожими зашевелились и американские азиаты. В том году они публично протестовали против «позитивной дискриминации» (в вузах США существует практика отбора кандидитов по расе для поддержания разнообразности, и, как оказывается, для темнокожих отбирают места у белых и особенно у азиатов с лучшими отметками). Потом на реддите я стала замечать посты от азиаток насчет культурной апроприации, был скандальчик с названиями лаков OPI. Опять же, это все американские азиатки.
Насчет японцев, которые живут в Японии: если иностранец примеряет юката или кимоно, то они вечно рассыпаются в комплиментах. Но вот раскрас под гейшу им, думаю, не понравится.
Не понимаю этого «скандала» с названием «Гейша» ибо это слово не обладает какой-либо негативной коннотацией, вопреки всем стереотипам, они ни на одном этапе истории не были падшими женщинами , очень сомневаюсь, что он разразился от негодования самих японцев, а не кое-кого другого.
Всем, кто тут кричит про культурную апроприацию советую видео на ютубе от MariaD, уж кто лучше объяснит об этом, чем темнокожая девушка, говорящая на русском (!) языке.
Меня просто удивляет тот факт, что нападают на ту, кто не имел цели обидеть японскую культуру, просто назвав свой продукт словом «Гейша». И название тут даже в тему: у гейш ярко красные румяна, и глаза они красят красным, или брови иногда.
Если приплетать сюда «эксплуатацию чужой культуры», ну вот мы на себя можем примерить… Меня, например, не задевает, когда Valentino выпускает русскую коллекцию одежды, где девушки (в том числе и темнокожие) дефилируют в ватниках, сарафанах и валенках, или когда тот же Джунья Ватанабэ (японец, кстати) делает принты кириллицей на футболках. Оба этих дома тоже заработали деньги на славянской культуре так-то. Иии.., что в этом плохого? Выше тоже приводили в пример помаду MAC — Russian red, ух, срочно изъять из продажи!
Или как NCLA делали наклейки для ногтей с гжелью, жостово и т.д.
Сейчас в моде заходиться в истерике по любому поводу, и я не удивлена, что это именно американские азиаты подняли вой, даже будь они уже несколько поколений подряд живущими в Америке, все равно эксплуатируют культуру и все тут. Про блэкфэйсы тоже смешно, нездоровые психически личности под лупой рассматривают все, где бы им ущемиться. Интересно, было бы кому-то дело до туфель Кэти Перри, если бы там вместо черного, использовался белый?
Мне кажется, сейчас на этом можно попиариться просто и многие стараются ухватить быка за рога. Тот же режиссер фильмов Мы и Прочь вроде бы такой ненавистник белых, а сам наполовину белый и жена у него белая.
Ну и эффект повторения срабатывает.
Насчет славянской культуры. Да если нам и не понравится что-то, не знаю, послушают ли нас. Я вот не в восторге, когда очередной русский в иностранном фильме — это или быдловатый мафиози или проститутка-агент КГБ «Наташа».
Кстати, я тут читала, что славянский эпос набирает оборот. И экранизация Сапковского — это только начало. Даже проскакивала статья о книге начинающей писательницы из США китайского происхождения, которая написала фентези по славянскому эпосу, которую уже пустили в печать, а потом резко заморозили из-за расизма… к черным.
Да, есть еще адекватные люди, тот же пример с H&M и мальчиком в худи с надписью про «coolest monkey in the jungle». Мама мальчика только у виска покрутила, мол, раздули тут слона из мухи.
Про фильмы — в точку, недавний «Красный воробей» отлично показал, кто русские до сих пор в глазах иностранцев, и ничего. Возмущения только под видео Бэдкомедиана на ютубе , и попробуй только что-то сказать, еще кто-то ущемится не дай б-г.
Про славянский эпос тоже заметила последние пару лет, интерес появился даже там, откуда не ждали — в сфере парфюмерии, правда, в виде лимитки вышел парфюм с названием Baba Yaga и изображением избушки на курьих ножках у бренда ForStrangeWomen, очень мило получилось.
Короче говоря, все у всех все заимствуют, используют что хотят, но возмущаться по этому поводу можно отдельно взятым группам, и даже эти группы могут наталкиваться на притеснения между собой, как Рианна и американские азиаты каждое высказывание надо приравнивать к хождению по минному полю, а то все такие обидчивые)
Про девушку блогера — жалко. Ну по факту, причем тут она то.