Хочется верить, что вы скучали по рубрике «Гид по венгерской косметике» так же сильно, как и я. Несмотря на то, что в планах был просто отзыв об уходовой косметике Adrienne Feller (в своих составах берёт за основу термальную воду из источников купален Сечени), в итоге получился большой длинный пост и о купальнях, и о марке, и чуть-чуть о Будапеште (всё, как я люблю).
Напомню, что в одном из предыдущих выпусков я писала о том, как ещё древние римляне, заселившие в I веке территории современной Венгрии, начали использовать горячую воду из источников, строя бани, водопроводы и системы отопления (пост Omorovicza и термальные источники Будапешта). Правда, все эти источники были найдены на Будайской (холмистой) стороне. А вот в равнинном Пеште термальных вод не было, по крайней мере, так длительное время считали. Доказать обратное решился горный инженер, член Венгерской академии наук и основатель артезианского бурения в Венгрии Вильмош Жигмонди (Zsigmondy Vilmos).
В 1868-ом году он начал искать термальную воду в Городской роще (сейчас — площадь Героев и парк Варошлигет), что тогда была не более, чем парком с деревьями. И если поначалу бурение шло довольно бодро, то со временем энтузиазм стал угасать, так как результатов не было. Многие критики и скептики убеждали Вильмоша завязывать с этой бредовой идеей, но геолог был уверен в своих предположениях и расчётах. Несмотря на финансовые трудности и нападки «доброжелателей», он таки нашёл горячую воду! В 1878-ом году на глубине 970 метров (на то время это была самая глубокая артезианская скважина в Европе!) была обнаружена вода температурой 73,8 градуса Цельсия (напомню, что ранее известные источники не были теплее 45 градусов).
В 1881-ом недалеко от скважины были построены Артезианские купальни, ведь в те времена «лечение на водах» было очень популярным у европейской знати. Купальня располагала 20 ваннами, одной совместной общественной купальней и 6 гостиничными комнатами.
Также на радостях решено было построить памятную беседку. Тем более, что буквально недавно к роще подвели Лучевой проспект, позже переименованный в проспект Андраши, который нужно было чем-то красиво закончить. В конкурсе выиграл проект Миклоша Ибла (создатель здания Оперы, Королевских садов и других знаковых сооружений города):
Так в 1884-ом была построена Глориетта ((от фр.gloriette — уменьшительное от слова слава) — небольшое садово-парковое сооружение, как правило, открытый павильон с колоннадой или лестницей, обычно венчала возвышенность или замыкала перспективу). В центральной части был декоративный стенной бассейн, по бокам которого наслаждались журчанием фонтанчика два дельфина.
Облик Варошлигета (Городской рощи) постоянно менялся, строения в нём то появлялись, то пропадали. Роща использовалась в качестве площадок для размещения выставок (в 1885-ом национальной, а в 1896-ом — выставки Тысячелетия).
В 1896-ом году венгры очень пышно праздновали Тысячелетний юбилей обретения Родины. По такому случаю городской Совет по благоустройству принял решение переместить глориетту в другое место, а вместо неё возвести на площади памятный архитектурный ансамбль, известный нам нынче как памятник Миллениуму и площадь Героев.
В её центре до сих пор есть памятная табличка о скважине:
А глориетта была перенесена в XII. округ (9 км от оригинального места) и преобразована в мемориал Иштвану Сечени:
Его же фамилией были названы и купальни, известные, без преувеличения, на весь мир. Впервые о строительстве большого купального комплекса заговорили в 1884-ом году. Работу над проектом возглавил профессор Технического университета Дьёзе Циглер, который в течение практически 20 лет занимался разработками. Окончательно план строительства утвердили только в 1903-ем году, а спустя всего 2 года Циглер умер. Сами же работы начались в 1909-ом под руководством Эдэ Дворака и Кальмана Герштера. Управляющим технической частью строительства был Енё Шмиттерер.
Купальня, которую сначала тоже назвали Артезианской, была открыта 16 июня 1913 года уже под названием Лечебная купальня Сечени.
Юго-восточное крыло здания, которое выходит на Городской парк, построено в стиле классицизма, однако большинство элементов оформлены в стиле неоренессанса.
Во внешней и внутренней декорациях здания одинаково важную роль играет использование мотивов, связанных с водой: лебеди, стилизованные водные чудовища, ракушки, рыбы, русалки находятся на канделябрах перед купальней и на внешних декорациях здания. Эти элементы использовали также на капителях, декоративной посуде и кафеле в качестве внутренней декорации.
В четырёх углах главного купола находится композиция с гиппокампусами — лошадьми с рыбьими хвостами (согласно греческой мифологии, гиппокамп — царь рыб).
Посещение купален я рекомендую начинать с центрального входа через крыло Циглера, ведь там находится купольный зал, поражающий воображение:
Деталями мозаичного украшения купола можно любоваться часами. На самой вершине находится Гелиос — бог солнца, управляющий своей конной четверкой. Центральную картину опоясывают зодиакальные созвездия. Между четырьмя полуциркульными окнами видны греческие, римские, восточные и египетские купальные сцены. Мозаичные картины в куполе являются работой Жигмонда Вайды.
На двух сторонах зала в полуциркульных частях находятся картины Силы и Красоты.
Дальнейшие символические картины изображают горячий, лечебный, питьевой источники и фонтан.
При входе в зал в крыле Циглера сразу бросается в глаза шедевр скульптора Йожефа Роны, фонтан под названием Кентавр — рыбак тритонов.
Количество посетителей в 1913 году превысило 200 000 человек, а в 1919 году достигло наибольшего числа масштабом 890 507 человек. Несмотря на это, между 1914 и 1915 годами купальня работала с убытком, причиной которого являлось отсутствие планированной водолечебницы, а также влияние мировой войны на экономику.
В 1924 году муниципальное собрание столицы, в рамках своих возможностей, приняло решение расширить купальню. Из 35 полученных заявок был выбран проект архитектора Имре Франчека младшего. В 1927 году построен бассейный сектор купальни, в рамках которого три бассейна полукругом окружены зданием, построенным в стиле «свежего возрождения». Пространство вокруг внешних бассейнов и само здание украшены многочисленными статуями, по бокам простирающихся продолговатых бассейнов находятся по одному фонтану.
Но это не решило экономические проблемы купальни. Возросли затраты на водонагрев, поэтому, чтобы увеличить водоснабжение, надо было пробурить вторую артезианскую скважину. Буровые работы продолжались около двух лет, пока в 1938 году на глубине 1256 метров не была обнаружена термальная вода температурой 77°С. Суточный дебит скважины 6000 кубометров, чем было решено водоснабжение и обогрев купальни. К 1939 году отопительная система переделана в геотермальную, а возле купальни построен питьевой павильон.
Во время Второй мировой войны купальня получила заметно меньшие повреждения, чем будайские купальни, поэтому весной 1945-ого она уже начала работу. В 1963 году купальня была реконструирована для работы в зимний период, что еще больше увеличило ее оборот.
Купальня, построенная в два этапа, с архитектурной точки зрения имеет единый облик, однако своим стилем представляет эклектику и историзм. По многочисленным источникам она описывается как здание в стиле необарокко, в других местах оценивают как пример неоренессанса. Благодаря мотивам, связанным с водой, здание можно толковать как своего рода «купальный дворец», где внутренние архитектурные решения подчинены купальной культуре.
Купальня Сечени имеет зеркальную структуру, в обоих крыльях здания находятся одинаковые бассейны. Причиной этого является то, что во время планирования здания в двух крыльях поместили одинаковые бассейны для раздельного купания женщин и мужчин. Но так как ныне два термальных бассейна, находящихся в восточном крыле здания, относятся к бальнеолечебнице амбулаторного типа, зеркальная структура купальни не ощутима.
Мало кто знает, что в комплексе можно найти не только 21 бассейн, но ещё и оранжерею! Это отдельная лаунж-зона, способная вместить 98 гостей, доступна для организации закрытых мероприятий, а также её можно посетить, приобретя отдельный пакет спа-услуг (стоимость около 60 евро в час, по крайней мере, была до закрытия из-за сложившейся в мире ситуации).
Лично я бы сходила только из-за возможности рассмотреть поближе этот великолепный купол.
Что же до самих купален, то в различных их секциях ощущается греческая и римская культура купания, а также восточное влияние.
В открытой части купальни Сечени находятся три бассейна: в западном бассейне с сюрпризами температура воды 32—34°С. В нём работают искусственное течение, струйный массаж для спины, подводные пузыри и душ для шеи.
В середине — плавательный бассейн с температурой 26—28°С. Это единственный бассейн, где обязательно использовать плавательную шапочку.
В бассейне, расположенном к востоку от этого, лечебная вода с температурой 38°С.
Особенное наслаждение — купание в горячих открытых бассейнах зимой, когда на улице мороз или даже падает снег.
Однажды я ходила в купальни Сечени в свой день рождения — 30 декабря. Только представьте себе: в купальнях гости ходят на улице в банных халатах и тапочках, а буквально в нескольких сотнях метров — каток, где тепло одетые горожане катаются на коньках.
Одно из искусственных озёр в Городской роще тоже тёплое, поэтому зимой и в утренние часы над ним виден пар. Вон даже чайки греются:
По составу вода комплекса является гидрокарбонатной сульфатно-кальциево-магниевой, с содержанием ионов натрия, микрокомпонентов фтора и бора. Она показана для купания при заболеваниях опорно-двигательного аппарата (полиартрите, ревматическом артрите, ревматизме, подагре, т.д.). Для питьевых процедур используется гидрокарбонатная хлоридно-сульфатная кальциево-магниевая вода с щелочной реакцией и значительным содержанием фтора. Она способствует лечению хронического гастрита, язвы желудка, катара кишечника, рекомендуется при повышенной кислотности, подагре, болезнях почек и желчного пузыря, хроническом катаре дыхательных путей и т. д.
Удивительно ли, что именно эту воду взяла за основу для своей косметической марки Адриэн Феллер?
К сожалению, информации о личности Адриэн довольно немного, вся она основывается на интервью и, по моему субъективному восприятию, больше похожа на слегка притянутую за уши легенду, ибо каждому приличному и дорогому бренду желательно иметь свою историю.
Со слов Адриэн, она выросла в семье травников и врачевателей, её пра-пра-прадед изобрёл вакцину для какого-то короля из-за чего получил прозвище Врач (хотя мне так и не удалось найти, что за вакцина и для какого именно короля), бабушка отлично разбиралась в травах, а дедушка делал растительные масла; мама Адриэн помогала людям в качестве медсестры. Сама же будущая создательница марки призвание нашла не сразу: изначально училась на экономическом направлении, но потом получила диплом косметолога в National Elisabeth Beauty Institute, а затем изучала ароматерапию в шведском институте Svenska Axelsson, потом в бельгийском Collége Internationál d’Aromathérapie.
Мало того, уже на родине в Венгрии получила образование кинезиолога, фитотерапевта, натуропата и преподавателя косметологии. У Адриэн более чем 20-летний опыт работы натуропатом, ароматерапевтом и косметологом. А ещё она довольно успешная бизнес-вумен. В 1999-ом вместе с супругом основала Институт ароматерапевтов и косметологов Panarom, а затем Академию косметологов Adrienne Feller. Первые косметические продукты Adrienne Feller появились на свет в 2004 году.
Поначалу это были ароматические масла, но со временем появилась и полноценная линия ухода, основанная на термальных водах. Как говорит сама Адриэн: «Я фанат термальных вод, и поэтому отдала всю себя, чтобы воплотить в жизнь линейку косметических средств, основанных на термальной воде и травах высшего качества. Продукция изготавливается исключительно из натуральных ингредиентов, отборных трав, масел высшего качества, эссенций и эфирных масел. Они не содержат химических добавок, искусственных красителей, не содержат минеральных масел и не тестируются на животных. Особый, тонкий аромат препаратов достигается за счет эфирных масел высшего качества». Активные ингредиенты включают растения, выращенные в Венгрии, овсяное масло, облепиховое масло, масло косточек синего винограда из провинции Виллань и экстракт шалфея.
Косметика бренда позиционируется как люксовая, на ней работают в дорогих салонах, как собственных, так и СПА при пятизвёздочных отелях, а также продаётся по соответствующим ценам (в среднем 30-40 евро за крем). Всё это делает её невероятно похожей на Omorovicza, с той лишь разницей, что Adrienne Feller за основу берёт воду из источника купален Сечени, а не Геллерт, гораздо менее известная за пределами Венгрии, а также стоит в два раза дешевле.
Собственно, именно поэтому я и решила попробовать несколько продуктов Adrienne Feller, похожих на понравившиеся средства Omorovicza, ибо на последнюю никаких денег не напасёшься. В итоге приобрела продукты, которые более-менее дублируют средства Omorovicza:
- очищающую маску на основе грязи термальных озёр Hungarian Spring Deep Cleansing Mask
- спрей для лица Hungarian Spring Face Mist
- увлажняющий флюид Hungarian Spring Hydrating Fluid
- увлажняющий крем Rose de Luxe Hydrating Cream.
Все средства упакованы в стеклянные баночки/флаконы, действительно ничем не подкрашены, имеют очень специфические ароматы трав и эфирных масел, а также довольно необычные текстуры.
Adrienne Feller Hungarian Spring Deep Cleansing Mask
Очищающая маска на основе лечебной грязи обещает не только эффективно очищать кожу, но ещё и реминерализировать (за счёт содержащихся в грязи магния, кальция, калия, натрия, лития), а заодно и энергетизировать (маркетинговые описания — это просто песня).
Но я бы хотела начать с описания упаковки, хотя в последнее время редко так делаю. Мне очень импонирует, как оформлен продукт: баночка из матового стекла с напечатанными надписями (не наклейка), также брендированная крышечка с логотипом. Каждая единица продукции приходит в картонной коробке с подробным описанием.
Чисто визуально действительно смотрится хорошо, да и по тактильным ощущениям хорошее качество подтверждается. Что же до маски, то она тёмного серо-болотистого цвета с небольшими крупинками, пахнет маслами и травами. Вообще, тема натуральных ароматов в уходе очень индивидуальная, так что описывать и давать оценку сложно, но лично мне ароматы марки не особо понравились. Не скажу, что прямо очень плохие и мешают пользоваться, но и удовольствия от них не получаю (скорее всего, из-за вездесущего шалфея, который я не особо люблю).
Маска в этом плане — самая удачная, потому что имеет в составе эфирные масла лаванды и чайного дерева, которые, опять же, в моём личном восприятии, несколько спасают ситуацию. Также в составе есть эфирные масла мяты и шалфея.
Маску стоит наносить толстым слоем на очищенное лицо, избегая области вокруг глаз и губ. Также отдельно уточняется, что использовать стоит на неповреждённой коже, а ещё прекратить использование в случае индивидуальных реакций на какой-то из компонентов. А чувствительной и аллергической коже здесь есть на что реагировать, взять те же эфирные масла, которые могут неплохо так раздражать. С другой стороны, на коже жирной и проблемной они же будут работать в плюс: снимать воспаление, убирать болезненные ощущения. Смущает меня только тот факт, что маска заявлена на сайте как для всех типов кожи, что, по факту, не совсем так.
Лично мне маска подошла и понравилась, хотя и не так безапелляционно, как грязевая маска Omorovicza. Она неплохо очищает и подсушивает поры, несколько сглаживает общий тон, а также уменьшает покраснения, если таковые есть. С другой стороны, она не даёт такого очевидного эффекта заживления и ускорения регенерации. В общем, просто очищающая грязевая маска, без волшебства.
Ориентировочная цена: 35 евро за 50мл
Adrienne Feller Hungarian Spring Face Mist
Для себя лично я уже очень давно уяснила, что спрей для лица — это больше про релакс и любовь к себе, чем про уход и полезность (если речь идёт не о фиксирующем спрее). Спрей Omorovicza купила из интереса к легенде, а спрей Feller — из желания сравнить. Мне почему-то всегда вспоминается английская поговорка про кошку, которую любопытство сгубило, но ничего поделать с собой не могу.
Как и предполагалось, в плане уходовых качеств спрей совершенно никакой, даёт разве что минутное чувство увлажнения и свежести, но это ровно до того момента, как вода не высохнет. В плане аромата тоже мимо меня, ибо вездесущий шалфей перебивает все остальные цветочные воды, а их в составе достаточно: дамасской розы, розмарина, шиповника, цветы яблони и липы. Тем не менее, в итоге это больше пахнет сеном, чем духами.
Ну и распылитель, как же о нём не сказать. Если в спрее от Omorovicza вы получаете лёгкое туманное облачко, то Adrienne Feller щедро орошает вас каплями тропического дождя. В общем, разница огромная.
С другой стороны, именно такой распылитель лучше подходит для распыления воды во время процедур с Foreo Bear, чтобы гель не подсыхал. Собственно, именно так упаковку и использую, а сама жидкость закончилась довольно быстро.
Ориентировочная цена: 31 евро за 50мл
Adrienne Feller Hungarian Spring Hydrating Fluid
Добавляя в корзину «увлажняющий флюид» я руководствовалась описанием производителя: лёгкий, быстро впитывающийся увлажняющий флюид обеспечивающий длительное увлажнение. Что я получила в итоге расскажу чуть ниже, а пока про упаковку.
Стоило мне взять в руки этот флюид, как сразу на ум пришло сравнение с сывороткой Helia-D Cell Concept, о которой я писала ранее. И если сам флакон матового стекла не выдаёт родство, то помпа явно идентичная. Скорее всего, оба бренда заказывают упаковку у одних и тех же поставщиков.
И если в сыворотке Helia-D меня ужасно раздражали плывущие и липкие буквы на упаковке, то во флюиде неизменно бесила помпа, которая, в сочетании с текстурой самого средства, буквально плевалась продуктом. При попытке выдавить немного флюида, я получала брызги средства по всем горизонтальным и вертикальным поверхностям в ванной. Казалось бы, мелочь, но при ежедневном использовании это конкретно напрягает: искать, где ещё на стене капли крема.
Теперь же к самому «флюиду». Почему в кавычках? Да потому что флюидом это сложно назвать! Это довольно насыщенный крем с огромным количеством масел в составе, а также минимальным количеством именно увлажняющих компонентов. Собственно, помимо глицерина здесь и увлажнять то нечему. Тот факт, что это продукт чуть более жидкий, чем их же кремы, совершенно не делает его в моих глазах флюидом.
Состав богат большим количеством масел и экстрактов, крем питает кожу, предотвращает потерю влаги и был даже неплох в зимний период, но в более тёплое время года будет явно тяжеловат. Разве что я хотела лёгкий увлажняющий флюид по типу всё той же упомянутой выше сыворотки Helia-D, а получила полноценный питательный крем во флаконе с плюющимся дозатором.
Ориентировочная цена: 36 евро за 30мл
Adrienne Feller Rose De Luxe Hydrating Cream
Увлажняющий крем решила взять из линейки с розой, которая заявлена больше как анти-эйдж. Опять же, в названии указано увлажнение, которое hydrating, а не moisturizing, то есть, по идее, за счёт воды, а не масел. И что я получила? Насыщенный крем, который даже по текстуре на взбитое масло похож. Сразу после открытия на поверхности даже была отделившаяся жидкость.
Пожалуй, для зрелой и обезвоженной кожи такой крем будет ощущаться как увлажняющий, но для моей комбинированной проблемной он был настоящим питательным, который хоть и не ложится недышащей плёнкой (как кремы с минеральным маслом), но всё равно довольно тяжелый. При нанесении на слегка влажную кожу крем плохо распределялся, превращаясь в какую-то белую тугую пену. При этом, если наносить поверх маслянистых текстур, то таких проблем не возникало. Опять же, странные ароматы, далёкие от запаха розы, странная текстура то ли масла, то ли пудинга, а также полное несоответствие моим ожиданиям.
И, как было однажды сказано, наши ожидания — это наши проблемы, я чувствую себя несколько одураченной.
Ориентировочная цена: 40 евро за 50мл
Чтобы вы понимали причины моего негодования, давайте покажу баннеры с сайта Adrienne Feller:
Всё такое беленькое, «чистенькое», создающее ощущение лёгкости и свежести. По факту же получаем продукты всех оттенков жёлтого с миллионом масел в составе, тяжёлыми травянистыми ароматами, обещаниями «для всех типов кожи», а по факту — масса разных «но».
К сожалению, видя одни только составы, тяжело сказать, какая текстура будет у средств, да и фото (или, правильнее сказать, рисунки) продуктов не помогают, ибо в действительности продукты выглядят иначе.
Попробовав описанные выше средства, я понимаю, почему, для кого и с какой целью они сделаны. Это косметика для взрослых женщин со зрелой кожей, которой требуется больше питания, которые хорошо толерируют масла и видят в них благо. Опять же, сама Адриэн Феллер начинала бизнес именно с масел, поэтому все средства сформулированы таким образом, чтобы на них или под них наносить масла. Возможно, я бы больше прониклась текстурами и ароматами этой косметики, если бы побывала на процедуре в их же салоне, но тратить ещё минимум 55 евро (минимальная стоимость процедуры) как-то не хочется.
За 4 месяца регулярного использования этого ухода в качестве базы я могу точно сказать, что ни повторять эти средства, ни пробовать другие из этого бренда, ни советовать кому-то со схожим типом кожи не стану. Изначально я начала вводить средства в уход постепенно по мере того, как заканчивались продукты Omorovicza. Из-за разительной разницы в текстурах, я пыталась себя уговорить, мол, это не косметика такая неподходящая, просто очень другая. Время шло, 3 продукта из 4 закончились (только маска осталась), а лучше не стало. В целом, я вижу как поры забиваются быстрее, регулярно появляются чёрные точки, при этом коже драматически не хватает увлажнения, которое от воды получается, а не от масла.
В общем, что там было про кошку и любопытство? Это точно про меня.
Итого:
Я очень советую купальни Сечени, их однозначно стоит посетить. А вот уход Adrienne Feller нужно предварительно пробовать и составлять своё мнение. Однозначно, не аналог и не замена Omorovicza, всё же там баланс между эффективностью и необычными текстурами соблюдён, а здесь — увы, нет.Источники:
Надеюсь, у вас хватило запала прочесть сей большой пост до конца, а также удалось узнать что-то новое и интересное.
Ваш гид по Венгрии и венгерской косметике,
Анастасия
Комментарии
Эта купальня фантастическая! Однажды я побываю в них во всех!
Я была в январе 2015 года в Будапеште, и в купальнях Это что-то! Невероятные впечатления от их посещения… и город великолепен, конечно…
Косметическими средствами местного производства не пользовалась, ничего сказать не могу…
На самом деле, если не погружаться в тему, то о существовании венгерской косметики можно и не знать. Я в первые свои визиты только Balea скупала)))
Скорее бы уже границы открылись и можно было снова приехать :)))
Низкий поклон и уважение за такой чудесный пост!
Чувствуется, с какой любовью и энтузиазмом вы рассказываете и открываете читателям удивительную страну Венгрию.
Ну, и за знакомство с новой маркой отдельный респект