Свое первое мыло я сделала… лет 6 назад, уже с трудом припоминаю как это все было. Процесс мыловарения интересный, несложный, тут можно развернуться в плане творческих способностей и фантазии. Сегодня покажу пошагово как я это делаю. На самом деле, мое мыло достаточно простое. Когда я только начала его делать, была увлечена, выискивала всякие интересности, скупала массу всего в мыловаренных магазинах (поход туда был большим искушением, чем даже в косметический). Я заморачивалась с формой, декоративной стороной вопроса, мечтала сделать торт. На самом деле творческий полет не пошел дальше многослойного мыла и «мыла в мыле» (типа мармелада в пастиле). С течением времени поняла, что в мыле ручной работы важны не форма и вид, а содержание. Форма все равно быстро исчезнет. Сейчас я делаю мыло такое, каким просто хочу мыться. Готовлю для себя и для других любителей моего мыла.
Итак, идеи на кухню и берем с собой:
1. Мыльную основу.
Само собой, без нее никуда — это то, что составит фактически 95-99% мыла. Тут есть варианты: можно делать мыло «с нуля» (честно скажу, ни разу даже не пыталась, поэтому детали этого сложного химического процесса не знаю), покупная основа из мыльного магазина или детское мыло. Использование детского мыла, на мой взгляд, самое бессмысленное из всего перечисленного, поскольку в нем уже есть красители, отдушки, неизвестно что в составе, и для технического процесса мыловарения оно, мне кажется, подходит не очень хорошо, со специальными основами проще работать. Но я должна была рассказать теорию, так что пишу о всех вариантах основ.
Я всегда покупаю основу в мыловаренных магазинах. Для мыла она бывает прозрачная, белая матовая и органик. Органик встречается редко, я пробовала делать из нее мыло, и оно плохо мылится. Сама основа песочного цвета и хуже плавится. Для эксперимента подошла, но на постоянной основе ею пользоваться не хочется. Так что я обычно покупаю прозрачную или матовую. Разница между ними — это наличие диоксида титана в составе. Звучит страшно, на самом деле все мы его едим, белые таблетки, которые каждому знакомы, получают такой цвет благодаря именно диоксиду титана. Когда-то он был у меня в жидком виде, и я покупала только прозрачную основу. А если мне хотелось получить матовое непрозрачное мыло, то я просто в процессе приготовления добавляла к прозрачной основе несколько капель диоксида титана, и основа теряла прозрачность.
Вот как выглядит матовая основа:
И прозрачная:
2. Базовые и эфирные масла.
Про масла уже немало было сказано, так что я не буду углубляться в перечисление их видов и свойств. Скажу лишь, что добавлять базовое масло лучше в количестве не более 5%, а эфирное масло — не более 5 капель на кусочек мыла. Это по моим ощущениям, просто если влить масла больше, то мыло будет давать меньше пены.
3. Добавки по вкусу.
Если обогащение мыла дополнительными полезностями в виде масел вполне целесообразно, то другие добавки — это дело вкуса и желания. Сюда относятся ароматизаторы (если Вы не используете эфирное масло, иначе запахи перемешаются), дополнительные полезные для кожи компоненты (пептиды шелка, экстракты и т.д., выбор подобных добавок в магазинах очень большой) и декоративные элементы (сухоцветы, блестки, даже фото). Я не очень люблю всякие добавки, и использую редко, бывает добавляю деготь, если готовлю дегтярное мыло, но запах потом…
Добавки в жидком виде фасуются в маленькие пластиковые или стеклянные флакончики с капельницей.
4. Красители.
Этот пункт по логике относится к добавкам. Но я вынесла его отдельно, поскольку, на мой взгляд, красители нужно добавлять к мылу, в то время как прочие добавки (за исключением масел, конечно), вопрос предпочтений. Для придания цвета мылу используются пищевые красители. У меня флакончики сгруппированы по цветовой гамме, для удобства пользования. Всего их у меня штук 9, но чаще всего использую всего 2-3. На кусочек мыла достаточно всего 2 капель красителя.
5. Формочки.
Этот пункт похож на детство и песочницу)) В магазинах для мыловаров мои глаза всегда желали все возможные формы. Но сейчас из всего, что у меня есть, использую всего несколько. Как я уже говорила, декоративное оформление мыла для меня уже не так интересно, поэтому использую наиболее удобные формы.
В целом формочки для мыла бывают пластиковые и силиконовые. Выбор пластиковых обычно очень большой, среди них можно найти много интересных вариантов. Только поэтому я их и покупала, поскольку на практике пользоваться ими не так удобно, как силиконовыми. Пластик почти не пластичен, поэтому вытаскивать из него готовое мыло неудобно.
Вот например форма в виде плитки шоколада. Когда-то я в ней делала мыло с шоколадным ароматизатором.
Есть силиконовые формы для приготовления еды, они продаются в хозяйственных отделах многих магазинов в листах по 6 штук. В мыловаренных магазинах они продаются по 1 штуке, но цена при этом невыгодная. Например, лист из 6 форм стоит примерно 350 р., а отдельно 1 формочка из него — 100-150 р. Но я никогда не покупала листы по 6 штук, потому что не хочу иметь 6 одинаковых форм. В пищевых формочках силиконовый слой тонкий, но использовать их все равно удобно.
Силиконовые формы именно для мыловарения более плотные, чем пищевые. Есть даже 3D формы
Еще отдельно я покупала маленькие формочки для мыла весом 10-20 гр. Когда я готовлю мыло, то никогда не взвешиваю нужное количество основы на весах, беру ее «на глаз». Поэтому иногда остается лишнее, и чтобы не выливать основу, делаю из нее такие крошечные мыльца. Использовать их, конечно, неудобно, но они могут выполнять декоративную функцию (если, например, собираетесь подарить мыло).
Когда все нужное готово, можно идти на кухню. Я всегда заранее определяюсь с тем, что мне понадобится, ставлю флакончики на рабочее пространство и открываю их, потому что мыльная основа быстро остывает и делать мыло надо быстро. Посуду для мыловарения, если это станет Вашим регулярным занятием, лучше иметь отдельную. Для приготовления мыла понадобится доска, нож, ложка и емкость, в которой будет основа будет плавиться и смешиваться с другими ингредиентами. У меня для этих целей приспособлен небольшой самый простой ковшик из хозяйственного магазина.
Сначала надо порезать основу, так она быстрее будет плавиться. Для нагревания можно использовать водяную баню или микроволновку. Я всегда использую водяную баню, потому что в микроволновке большая мощность, а основе не надо давать закипать. Поэтому пред тем, как резать основу, я заранее ставлю нагреваться воду. Пока вода нагревается, режу основу. Нарезанную основу кладу в ковшик, и держу его на водяной бане. По мере плавления основа становится все более жидкой, в процессе ее помешиваю.
Вот так выглядит матовая основа:
По мере плавления она становится все более похожей на молоко:
Прозрачная основа становится похожей на водичку:
Когда основа полностью расплавилась, пора добавлять в нее все другие ингредиенты. Сначала я добавляю краситель, потом масла. Эфирное масло надо добавлять самым последним.
Красители создают в основе причудливые узоры, на этом основан один из приемов декорирования мыла.
Когда все ингредиенты добавлены в основу и перемешаны, можно переливать ее в форму.
После приготовления каждого кусочка мыла сразу ставлю посуду под горячую воду, чтобы основа не затвердела, потому что потом отмыть посуду будет сложнее.
Бывает так, что по краям мыла видны пузырьки. Чтобы такого не было, можно сбрызгивать только что перелитую в форму основу спиртом. Можно срезать пузырьки ножом после застывания мыла.
Вот такое мыло получилось у меня, пока готовила фото для поста:
Нашла фото моего самого первого мыла. Мыло получилось не очень удачным, потому что я решила добавить к нему сухой шалфей, а он в процессе использования царапал кожу:
Украсить мыло можно и простой глиной, кстати тут видна та самая органическая основа, о которой я писала:
Ну и шоколадная зефирка на десерт:
Хочу сказать, что даже при использовании покупной основы, мыло ручной работы получается более полезным, чем готовое. Вы можете добавить в него практические любые полезности, дополнив уход за телом. Надеюсь, мой пост вам пригодится в мыловаренном творчестве
Комментарии
А почему вы считаете, что красители надо добавлять обязательно и не любите всякие другие добавки к мылу?)
Лично мне переплавка мыла не понравилась, оказалось совершенно не интересное занятие, это как из готового батона печь пирог. Ну да, добавить краситель, ароматизатор, залить в красивую формочку, а в итоге какое-то «ограниченное творчество», развлечение на пару раз.
Совсем другое дело мыловарение с нуля.