Добрый день, дамы! Тема нового флешмоба всколыхнула самые чуткие ноты моей тонкой душевной организации. Литература и косметика – 2 моих главных праздника сердца. Тема для поста пришла в голову моментально – сегодня я расскажу вам историю не о заграничных Шалимаре и Шанель №5, а нашей отечественной парфюмерной фирме «Брокар», которую так душевно и тепло описал Валентин Саввич Пикуль в рассказе «Душистая симфония жизни».
Рассказ начинается с того, как основатель фирмы – французский подданный, сын знаменитого парижского парфюмера Генрих Афанасьевич Брокар приехал в Россию во второй половине XIX века с целью освоения и завоевания нового рынка.
«Душистая симфония жизни» изобилует парфюмерными фактами и ольфакторными уловками… Знали ли вы, что аромат фиалок способен разрушить гармонию голосовых связок даже самых талантливых певцов (именно на такую хитрость пустился главный герой, завоевывая сердце будущей супруги), чем пахли руки древних афинянок (мятой) и сколько одеколона Наполеон привез с собой в Москву (целый сундук).
Делом всей жизни Генриха Афанасьевича стала парфюмерия, выпускаемая его фирмой «Брокар и Ко», созданной в 1865 году. Знаменитый парфюмер искал вдохновения повсюду, год из года совершенствуя качество своих ароматов.
Генрих Афанасьевич первый, кто начал выпускать детское мыло (первый продукт его фабрики), ароматные мыльные зайчики, огурчики и утята разлетались по самым дальним российским селам в качестве подарочков ребятне.
Постепенно ассортимент выпускаемой продукции расширялся, в конце 70-х годов Брокар начал выпуск дешевых парфюмерных наборов, в которые входили мыло, помада, одеколон, духи, саше. Первые 2000 наборов были раскуплены за шесть часов в магазине фабрики на Никольской улице в Москве. Когда началась продажа собралось столько желающих, что началась давка и во избежание беспорядков пришлось вызвать полицию.
Ошеломительным успехом пользовался «Цветочный одеколон» Брокара, из него даже был устроен настоящий фонтан и каждый желающий имел возможность надушиться (мне бы сейчас фонтанчик с Белой замшей Форда…)
Одной из главных задач Брокара было стремление убедить покупателей, что российские духи могут быть не хуже французских. С этой целью супруга Генриха Афанасьевича однажды прибегла к затейливой маркетинговой хитрости — как-то духи Брокара разлили во флаконы известной французской фирмы «Любэн», а «любэноские» ароматы – во флаконы Брокара. Покупатели были крайне недовольны парфюмом из отечественных баночек и даже сдавали покупки обратно в магазин, не догадываясь о том, что их недовольство адресовано французскому парфюмеру. Когда обман раскрылся – шум поднялся знатный (эта рекламная уловка в нынешних реалиях вообще вне закона), зато покупатель оценил качество отечественной фабрики…
Также Генрих Брокар был известен как изобретатель – он открыл новый способ изготовления концентрированных духов и изучал воздействие духов на человеческие эмоции (нам ли не знать, как сильно влияют ароматы на состояние души и тела).
1900 году основатель фабрики Генрих Афанасьевич Брокар скончался, но его дело продолжили вдова и верные помощники. К празднованию трёхсотлетия дома Романовых в 1913 году «Товарищество Брокар и Ко» выпустило аромат «Любимый букет Императрицы», имевший ошеломительный успех.
В 1922 фабрика стала носить название «Новая заря», и аромат «Любимый букет Императрицы» получил новое имя … «Красная Москва», которую так любили наши бабушки…
Рассказ получился длинным (всем дочитавшим – по новому флакону любимого аромата в карму), но уж больно хотелось поделиться с вами сюжетом короткого рассказа Пикуля и напомнить о великом парфюмере))
Комментарии
Спасибо за подсказку, что почитать в ближайшее время 🤗
*зал рукоплещет *
Очень удивилась, что в итоге Брокар стали Красной зарей…
Я как-то надеялась, что недорогие флаконы с различными фруктовыми и травяными комбинациями «Brocard» — это их детище, «внуки», так сказать…
Насчёт, родства с Брокард… я тоже так думала 🙈 но пока готовила пост информации об их связи не встретила)
Мыльце в форме пупсика выглядит криповато.Но то мы — избалованные игрушками и безделицами… получить такое мыло в подарок 150 лет назад было за счастье)))
Спасибо, очень понравился
Меня удивило то, что иностранный подданный имеел отчество Афанасьевич… У иностранцев, вообще, нет отчест
И очень понравился сундук с парфюмом, помадой и пр
Просто первая бьюти коробка или монобрендовый адвент календарь на то время
Атанас, конечно, и Афанасий это близко, но не то :)
Адвент-календарь — это да, точно))))
Рада, что пост Вам понравился)))
Очень интересно было, особенно про факты в начале.
Большое спасибо за такой интересный пост!)
Фигурное мыло… вот откуда ноги растут, таким даже жалко пользоваться))
Для меня стало открытием, что «Букет Императрицы» это и есть «Красная Москва».