
Меня всегда скорее неосознанно, чем с каким-то умыслом, тянуло к черному цвету. Сегодня значительная часть моего гардероба находится во власти этого цвета, либо комбинации чёрного с другими цветами. Не удивительно, что, наткнувшись на книгу французского историка, антрополога и искусствоведа Мишеля Пастуро «Чёрный. История цвета», я не смогла пройти мимо. Сегодня я хочу поделиться с Вами некоторыми интересными фактами, связанными с эволюцией в отношении к чёрному цвету в исторической ретроспективе.
Материалом для написания статьи послужила вышеуказанная книга, из неё же взяты цитаты, встречающиеся далее по тексту.

Несомненно, что одна из самых стойких и древних ассоциаций, связанных с черным цветом, относит нас к ночи и тьме. Во многих религиях и мифологиях, тьма возникла раньше света, она была праматерью всего живущего, местом, где жизнь обрела свою форму.
Древнегреческая богиня ночи Никта — дочь Хаоса и, в то же время, мать Урана и Геи, то есть неба и земли. Она живет в темной пещере на краю мира и, облаченная в чёрные одежды, проносится по небу на колеснице, запряженной четырьмя черными конями. Нотт, богиня ночи у древних германцев и скандинавов, также во всем черном совершает небесные прогулки на черном скакуне.

Параллельно с этим чёрный цвет во многих древних цивилизациях Ближнего Востока ассоциируется с идеей плодородия. Эта же картина прослеживается на примере Древнего Египта, где разлившийся Нил покрывает поля слоем плодородного чёрного ила. В других культурах эта идея воплощается в черных тучах, оплодотворяющих землю дождями. Чёрный цвет присутствует на статуэтках доисторической эпохи, изображающих богиню-мать. Он же характерен для изображений более поздних богинь, так или иначе связанных с идеей плодородия: Кибелы, Деметры, Исиды, Кали и др.
"Черный как цвет земли, ассоциируемый с плодородием, часто будет выступать в дуэте с красным, который символизирует жизненную силу, будь то пламя или кровь. Ни тот, ни другой в данном случае не содержат в себе ничего негативного или разрушительного. Напротив, эти два цвета воспринимаются как два источника жизни, а их союз свидетельствует о процветании".
Однако чаще чёрный все же связан с чем-то неизвестным и таинственным: и не только с ночью, но и со смертью. В эпоху неолита в погребальных обрядах используются черные камни, а иногда — и различные тёмные предметы. В египетской живописи богов, связанных со смертью, всегда рисуют черными красками. Самый известный пример — Анубис, бог в облике шакала, имеет тело черного цвета. В мифологии древних греков царство мертвых Аид находится глубоко под землей. У римлян в ранний период Республики чёрный цвет присутствует в похоронных обрядах, а, начиная с III в. до н.э. римские римские магистраты начинают одевать на похороны тогу темного цвета. Так родилась европейская традиция носить траур.
"Вначале она имела небольшое распространение, но затем стала неуклонно развиваться, захватывая все новые социальные слои и географические регионы, и дожила в Европе до наших дней. Уже в эпоху Империи знатные римляне последовали примеру магистратов: родственники усопшего носят черные одежды, причем не только на похоронах, но и в течение более или менее долгого времени после них; период траура завершается пиром, на который гости являются уже не в черных одеждах, а в белых".

Известно, что люди научились изготавливать краски довольно рано, однако как ремесло красильное дело оформилось гораздо позднее — в эпоху неолита, когда многие народы перешли на кочевой образ жизни и начали производить текстиль в большом количестве. Раньше всего в обиход вошёл красный пигмент, а вот получение хорошей черной краски долгое время было трудной задачей, по крайней мере в Западной Европе. Первые черные красители на основе сажи и древесного угля были летучими и неровно ложились на ткань. Из-за этого вплоть до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались красивых насыщенных черных тонов. Их черных больше походил на серый, коричневый или темно-синий. В добавок к этому, чёрная краска неравномерно впитывалась, плохо закреплялась, отчего ткань в итоге имела непривлекательный грязноватый оттенок.
"Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния. Лишь черный мех считается изысканным, в особенности мех соболя: его цвет – самый красивый из всех оттенков черного, какие способен произвести животный мир".
Если для многих культур Древнего мира чёрный цвет не обладает исключительно негативным статусом, то для христианства чёрный — противоположность белому. Белый — цвет небесного света и воскресения, черный — Сатаны, греха и смерти. Образ Дьявола складывается в Европе в период с VI по XI век, царь тьмы и его приспешники всегда изображаются в темных тонах.
Пастуро пишет, что где-то начиная с XI века в Западной Европе черный становится главным дьявольским цветом. Предпосылки этого не до конца ясны.
"… в Библии куда больше внимания уделяется свету, часто заходит речь о тьме, гнетущей или карающей; однако тьма не всегда ассоциируется с черным цветом, а черный не воспринимается как цвет Зла.
Этой чертой его наделили западные Отцы Церкви, и, возможно, скорее под влиянием языческих традиций, чем собственно библейских. Как бы то ни было, на рубеже тысячелетий в течение нескольких веков черный считается цветом тела или одежды тех, кто находится в родстве с Дьяволом или служит ему".

Вместо с этим, начиная с IX века, чёрный цвет также становится символом смирения и покаяния и главным монашеским цветом. И хотя в повседневной жизни того времени черная ткань никогда не бывает действительно черной: чаще ее заменяет синяя, коричневая либо серая, а то и ткань так называемого «естественного» цвета, в текстах все чаще говорится о «черных монахах».

В период Средневековья стойкий черный цвет можно было получить только из одного красителя — галла, или чернильного орешка, который в качестве нароста появляется на дубовых листьях.
"Галлы надо собирать до наступления лета, когда личинка еще находится внутри, затем медленно высушивать. Тогда орешек сохранит весь свой богатый запас танинов и даст красивую черную краску, но, так же как отвар из древесной коры или корней, этот краситель надо закреплять протравой – солями железа. Такая краска из чернильных орешков стоит неимоверно дорого: для нее требуется огромное количество сырья, и вдобавок сырье это приходится импортировать из Восточной Европы, с Ближнего Востока или из Северной Африки, потому что дубы, растущие в Западной Европе, дают либо очень мало чернильного орешка, либо плохого качества. В позднем Средневековье, когда европейские государи заводят обычай одеваться в черное, в больших городах с развитой текстильной промышленностью красильщики расходуют гигантские количества чернильного орешка, при том что цена его неуклонно возрастает".
Первыми в черное начинают одеваться юристы, судьи и чиновники, состоящие при дворах. Во Франции это началось в царствование Филиппа Красивого (1285–1314), в Англии – в конце царствования Эдуарда Первого (1271–1307), в нескольких городах Италии – в 1300–1320-е годы. У представителей данных профессий черный ассоциируется, конечно, не с силами зла, а, подобно представителям монашеских орденов, с честностью и добродетелью. Спустя некоторое время в чёрное облачились университетские преподаватели и другие посвященные люди.За ними моду на черное подхватят купцы, банкиры и вообще все, кто имеет отношение к финансам.

С тех пор, как знатные и состоятельные люди начинают переодеваться в чёрное, к красильщикам предъявляются всё более высокие требования по изготовлению качественной краски этого оттенка.
И они за каких-то два-три десятилетия в 1360-х годах действительно решают эту задачу сначала в Италии, потом в Германии, а затем и во всей Европе.
Вот что пишется о в трактате о цветах под названием «Сицилийский гербовник» (1430): «Хотя черный цвет кажется печальным, он благороден и исполнен добродетели. Вот почему купцы и богатые горожане, как мужчины, так и женщины, охотно одеваются в черное <…>. Черный ничем не ниже и не хуже всех прочих цветов, в какие красильщики окрашивают ткани в своих чанах и котлах. Некоторые черные ткани стоят так же дорого, как драгоценные алые сукна <…>. И даже если бы черный использовался только для траура, этого было бы достаточно, чтобы он занял почетное место среди цветов, ибо черное в знак траура носят государи и знатные дамы».
Очень скоро мода на черный цвет дошла и лиц, наделенных государственной властью. С конца XIV века черная одежда появляется в гардеробе итальянских венценосцев, а в начале следующего столетия она уже перешагнет границы Италии: короли и принцы других стран оденутся в черное.
XV век становится веком славы для черного цвета. Вплоть до восьмидесятых годов этого столетия не было такой знатной особы, в чьем гардеробе не хранилось бы изрядное количество черной одежды. Порой она бывала сплошь черной, а порой черный цвет в ней сочетался с каким-нибудь другим, обычно белым, серым или фиолетовым.
Начиная с 1520-х годов испанский двор будет диктовать свои нравы и обычаи всей Европе: вплоть до середины следующего столетия повсюду восторжествует знаменитый «испанский этикет», неотъемлемой частью которого являлся чёрный костюм.
Обычай венценосцев одеваться в черное, появившийся в конце XIV века, соблюдается при европейских дворах в течение всего XVI века и даже первой половины XVII века.

XVII век был одним из самых тяжелых в истории Западной Европы. Несмотря на блестящую придворную жизнь и пышные празднества, расцвет живописи и литературы, прогресс науки и знаний, кругом царят нетерпимость, деспотизм и ужасающая нищета. К бедствиям войны, религиозным конфликтам, непосильным налогам добавляются еще климатические аномалии, экономический и демографический кризис, чума и другие опустошительные эпидемии, постоянный страх и голод. Это был также век глубокой религиозности и одновременно крайней религиозной нетерпимости: простой смертный должен избегать всяческих прикрас и побрякушек, поэтому не удивительно, что черный цвет был преобладающим.
«Если мы заглянем в описи наследственного имущества, составленные в период с конца XVI века до первых десятилетий XVIII века, то в каждой из них отметим явное преобладание драпировок и одежды темных цветов. Так, в Париже в 1700 году у дворян (и мужчин, и женщин) 33 % предметов одежды были черного цвета… у чиновников — 44%… у слуг — 29%»

"Черный цвет был изгнан почти отовсюду, но долго так продолжаться не могло. К концу столетия маятник моды качнется в другую сторону. Этого следовало ожидать: слишком резко Франция и другие страны отвернулись от цвета, который оставался на переднем плане в течение четырех столетий".
Сладкие воздушные грезы приелись миру, теперь в центре внимания в продолжение жизни почти трех поколений находятся мрачные сюжеты и мрачные персонажи. Мода на мрачное стала распространяться в 1760-е годы, с появлением в Англии жанра готического романа. Популярностью пользуются эзотеризм и спиритизм; некоторые поэты собираются на кладбищах, другие пробуют заняться черной магией, третьи вступают в тайные общества. Неудивительно, что чёрный цвет снова в чести.
Он на долгое время станет преобладающим цветом мужского костюма. Эта тенденция зародится в последние годы XVIII века, усилится во время революции (каждый добропорядочный гражданин должен носить костюм из черного сукна), достигнет апогея в эпоху романтизма, продлится весь XIX век и сойдет на нет лишь в 1920-е годы. Причем охватит она не только высший класс, но и людей скромного достатка.

Черный костюм этого времени обязательно строгий и суровый. В черное одеваются все те, кто обладает властью или знанием: судьи, адвокаты, преподаватели, врачи, нотариусы, секретари суда. Кроме того, во всей Европе представители профессий, предполагающих ношение форменной одежды, – полицейские, жандармы, пожарные, таможенники, почтовые служащие, моряки и т. п. – одеты в черное и не изменят этому цвету до первых десятилетий XX века, когда черную униформу постепенно начнет вытеснять темно-синяя – ее сочтут менее строгой или менее маркой.
Почти шесть поколений европейцев будет обязательным являться на службу или на работу в черном.
"Этот цвет словно разрушает или делает менее заметными социальные барьеры, потому что его носят и буржуа, и высший свет, его можно увидеть и на парадных мундирах, и на одежде слуг. Черного так много, что в конце концов этот вездесущий цвет становится невыносимым для тех, кто жаждет перемен или свободы".
Однако в мире, где вращаются деньги, черный – это обязательная норма, даже своего рода этика. Самый впечатляющий пример такой хромофобии – поведение Генри Форда, основателя одноименной автомобильной компании: несмотря на пожелания публики, он по моральным соображениям до конца своей жизни отказывался продавать какие-либо машины, кроме черных либо почти черных.
В начале XX века новизну и актуальное звучание черному цвету сумели придать первые дизайнеры, кутюрье и стилисты.
После Первой мировой войны популярность черного только набирает обороты. Большинство стилистов тех лет не обходятся без него, а знаменитое «маленькое черное платье» Габриель «Коко» Шанель, созданное в 1926 году, стало практически эмблемой этой новой тенденции. В это же время у «маленького платья» появляется конкурент – черный костюм, символ строгой элегантности и одновременно удобства, который с 1930-х годов начнут выпускать все модные дома и который продержится в моде до 1960-х годов, если не дольше.

«Черный цвет дизайнеров – это не роскошный княжеский цвет позднего Средневековья и не грязный, нищенский цвет больших промышленных городов; он строгий, но изысканный, элегантный и функциональный, яркий и радостный: одним словом, современный… Для многих дизайнеров и для значительной части публики черный за долгие годы даже превратился в эмблематический цвет дизайна и современности».
И сегодня чёрный — своеобразный фетиш кутюрье и всего мира моды: на любом мероприятии с участием стилистов и других деятелей моды поражает засилье черного цвета среди публики. Такая же картина наблюдается среди людей, связанных с деньгами либо с властью, что дает основания утверждать, что сегодня черный – это не только цвет творческого вдохновения и новаторства, но также влиятельности и могущества.

Однако у черного цвета есть еще одно значение. Это цвет бунтарства и протеста. К концу XVIII века черный флаг развевается на пиратских суднах планеты (до этого на нём изображалась голова мавра). Затем черный флаг появляется на суше: его выбирают своей эмблемой различные анархистские и нигилистские движения. Во второй половине XX века во все черное одеваются представители различных неформальных движений, чтобы выразить свои протестные настроения.

Сегодня черный цвет уже почти не воспринимается как символ протеста. Просто облачиться в черное уже недостаточно, чтобы привлечь к себе внимание. Сейчас по большей части так действуют только некоторые подростки, но это уже не вызывает интереса ни у кого, даже у социологов.
«Черная одежда перестала ассоциироваться с агрессивностью или нарушением запретов, зато мы используем ее так, что наши прадеды и прапрадеды пришли бы в совершеннейший ужас: надеваем черное на голое тело, вытираемся черными полотенцами, спим на белье темных тонов и даже одеваем в черное или темное маленьких детей. Сто лет назад такое было бы немыслимым, а сегодня никого не удивляет».
Мишель Пастуро приводит для примера перипетии в истории женского нижнего белья. Долгое время считалось, что одежда, соприкасающаяся с телом, должна быть белого цвета, или вообще не окрашенной. В основе этого были как причины гигиенического и морального характера, так и простые бытовые: при стирке белье кипятили, и оно линяло. Цветные предметы нижнего и постельного белья стали неуверенно появляться только с конца XIX до середины XX века.
«Возникла новая гамма цветов, предназначенных для нижнего белья, которая постепенно обзавелась социальными и моральными коннотациями. Одни цвета считались более женственными, другие более целомудренными, третьи более эротичными».
Черный цвет в противоположность белому долгое время воспринимался в отношении нижнего женского белья как непристойный или аморальный, пригодный для одних только распутниц или продажных женщин. Сегодня даже читать об этом странно. Чёрный не только утратил ассоциативную связь с проституцией, но и вот уже несколько десятков лет для женщин занял место белого, как наиболее распространенный цвет нижнего белья.

"Сегодня черный цвет как символ роскоши, зародившийся в конце XIV века и сохранявший актуальность еще два или три поколения назад, не встречается практически нигде; исключением можно считать разве что черную икру, а еще контейнеры для очень дорогих товаров (драгоценностей или духов). Преимущество черного над всеми остальными цветами сохранилось только в спорте – на поясах дзюдоистов и на горнолыжных трассах. Во всех остальных сферах жизни черный стал рядовым цветом.".
Или нет? Какое место черный цвет занимает в вашей жизни (и гардеробе )?
Спасибо за внимание!
Вероника

Комментарии
мышь она и есть мышьВ нашей семье есть правило при покупке машины «внедорожник может быть любого цвета, если он черный»Серый — тоже очень благородный цвет, на мой взгляд
Вероник, спасибо, прочла с интересом.
Мы в этом видимо похожи, хотя бы я еще добавила красный и белый в отношении себя
Спасибо за пост, было очень интересно!
Я без чёрного — никуда
Мой черный — это синий.
Собственно черный мне не идет, но на других мне нравится черная одежда. Очень элегантно смотрятся черные наряды на представителях зимнего цветотипа. Просто шик…
Я как раз контрастная зима, поэтому у нас с черным прекрасные отношения
Лично для меня черный, несмотря на то, что мне этот цвет идет, — не самый предпочтительный цвет. Я люблю яркие сочные чистые цвета. «Черное» исключение в моем гардеробе — это маленькое черное платье, высокие черные сапоги и черная сумочка к ним.
У меня сочные цвета припасены в основном на лето. Я как бабочка, летом вылезаю из своего чёрного кокона
У меня мало черной одежды: черная водолазка, кожаная куртка, зимнее пальто, несколько платьев, обувь и сумки.
Я блондинка, поэтому очень люблю или красный цвет или бежевую-песочно-коричневую гамму. К этой гамме люблю добавлять голубые, зеленые, желтые акценты.
Конечно черный это классика и этот цвет великолепно смотрится в классической одежде: брюки, жакет, пальто и т.д. И в инстаграме стилистов этот цвет прекрасно смотрится, когда он дополнен красивой прической, макияжем, аксессуарами и фоном.
Но в обычной жизни не все из нас стилисты и обыгрывать черный цвет не все умеют из-за чего он смотрится скучно.
Статья получилась шикарная, спасибо!
Черный же не люблю ни в каких проявлениях, у меня нет ни единой(!!!) одежки черного цвета, включая неглиже и обувь. Вот просто нет. Дома в интерьере все очень светлое, почти белое, в общем черный терпеть не могу в любом проявлении. Машины — только белые. Ах, чуть не забыла — собачка черно-подпалая, но той-терьерам можно
А у меня и машина почти чёрная (на самом деле, тёмно-тёмно-зеленая)
А вот салон больше люблю светлый, это да
Знаете, это как Литвинову спросили почему она так часто носит чёрный цвет, ответ был таким «Чтобы было видно лицо!» ( не дословно, но смысл такой).
И да- в неформальных движениях, чёрный далеко уже не в качестве протеста носится, а как раз для того, чтоб выделяться и приковывать внимание к себе, к индивидуальности, характеру и т.д.
К чёрному я равнодушна, ничего чёрного в гардеробе и косметичке не держу, универсальным его не считаю, мой «чёрный» — это синий, серый, винный.
Я привожу в данной статье только те факты, которые имеют место быть в книге Мишеля Пастуро. Он же, утверждая, что у Форда были определенные моральные принципы на этот счет, ссылается на следующие источники:
1. Sorensen C. My Forty Years with Ford. Chicago, 1956;
2. Lacey R. Ford, The Man and the Machine. New York, 1968;
3. Barry J. Henry Ford and Mass Production. New York, 1973.
Они мне не знакомы, но, полагаю, что там этот вопрос раскрыт более подробно, чем у Пастуро.
Мой «черный» — различные вариации серого.
Приезжайте в Сибирь, здесь теплее
Также черный, на мой взгляд, символ строгости. На работе он буквально собирает меня в кучу, не дает расслабиться и «растечься» в кресле.
(не то, что малиновые лодочки, джинсы и светлый пиджак, которые сейчас на мне)Черный я часто выбираю в качестве беспроигрышного цвета вечернего платья. Длинное или миди, с кружевами или неглубоким разрезом сзади, оно уместно почти всегда.
В целом, в моем образе черный или его вариации (темно-синий, графит, темно-зеленый) были, есть и, я уверена, будут: люблю обувь и сумки черного цвета, это такая база, с которой можно работать, смело добавлять яркие детали, дополнять контрастными оттенками. Ну и черное белье, другое просто не приемлю. Под светлые блузы с неохотой, но надеваю телесного цвета бра, таких у меня всего два, при том, что для нижнего белья выделено две большие полки в гардеробе. Ну и ни в одной другой одежде не чувствую себя более уверенно и сексуально, нежели в черном классическом костюме и белой рубашке
Про косметику: черный лак для ногтей не прижился. Но вот обожаю угольно — черную жидкую подводку.
Про технику: люблю черную бытовую технику (включая телефоны и компы) и черные авто.
Признаюсь, девушки, у которых весь гардероб на 90% черный + еще черные крашеные волосы (при исходных светлых), кажутся мне немного странными, кажется, что они «прячутся» за этим черным цветом, не хотят или стесняются раскрывать свою истинную красоту… этакий «закрытый» образ, или защитный образ «роковой стервы», за которой прячется ранимая душа, так же есть ассоциация с трауром или со строгим офисным дресс-кодом.
Спасибо Вам за отличный пост! Супер!
Несколько лет уже вывожу черный цвет из своего гардероба и жизни в целом.
Заинтересовала книга. Пойду искать.
Почитайте, там ещё много чего интересного. Кроме этой, у автора есть подобные книги, посвященные другим цветам. Мне, по крайней мере, попадалась про синий в продаже.
Я никогда не любила черный цвет. Жила в небольшом городе всю жизнь и видела только его в верхней одежде. Если учесть, что процентов 80 года у нас была холодина, он ассоциирировался у меня с мраком и безнадегой(( к тому же я знаю очень мало людей, кому он действительно идет.
А в школе меня удручало требование «белый верх, черный низ», избегала как могла и носила кофейные, бежевые, темно-синие и красные тона.
Косметику черных тонов не ношу, заменяю темно-зеленым, фиолетовым и коричневым.
В одежде предпочитаю яркие или нейтральные цвета, черный не переношу до сих пор. У меня даже ботинки фиолетовые или синие! Хотя белье предпочитаю черное)
У меня неоднозначное отношение к нему.
В первой половине жизни, до 20 лет, я практически постоянно его носила, т.к. это был тяжелый, трудный и крайне несчастливый для меня период, я носила траур целых 3 года. Для меня это была некая защита, обособленность от окружающего мира. Если тело и дух устали, им нужны силы, надев Черное можно перейти в режим сохранения энергии.
После 20 лет я перестала сознательно носить черный, за редким исключением, вроде кожаных сумок, обуви и верхней одежды, т.к. нечасто можно найти нужные мне вещи в дефицитом размере желаемого изумрудного или сапфирового, графитового или бордового цвета. Я неожиданно для себя обнаружила, что черный убивает, стирает, поедает, уничтожает мою светлую внешность, особенно вещи у лица. Недавно примеряла классную шелковую блузу, модель мне очень шла, я ходила вокруг да около, 2 дня думала, но все-таки не купила именно из-за черного цвета. Хотя многие считают черный простым и распространенным цветом, он идет далеко не всем, его нужно уметь носить.
По теме поста. Черный цвет считаю очень статусным. Для меня это цвет тонкого вкуса и умения гармонично вписывать вещи в гардероб. В моем окружении его носят женщины старше сорока, занимающие серьезные посты. Мне пока до этого далеко.
На себе черный помню только в подростковом возрасте, когда всё, начиная с белья и заканчивая верхней одеждой, я любила именно черного. Это был мой протест и одновременно способ спрятаться в такую броню.
С возрастом в черном цвете полюбила, как и многие, красивое кружевное белье. Всё. В остальном предпочту темно-синий или темный шоколад. Ну, и, конечно, маленькое черное платье. Хочется цвета, хочется фактур, которые пока можно себе позволить. А черный пусть подождет своего часа.
Читала, что Ямамото — настоящий фанат черного цвета.
Спасибо за труд