Заглавное фото: популярная актриса 20-х гг. Клара Боу
Послевоенное десятилетие вошло в историю как «ревущие двадцатые» (англ. Roaring Twenties). Это было время экономического подъема, когда Европа вставала на ноги после военных тягот. Экономический рост, развитие промышленности, активные спекуляции на рынке ценных бумаг — все это формировало стиль «золотых двадцатых». «Потерянное поколение», вернувшееся с войны, старалось наверстать упущенное и прожигало жизнь в бесконечных развлечениях. Алкоголь, секс, никотин и опиум стали непременными составляющими нового образа жизни «золотой молодежи», как и спорт, гонки на автомобилях и полеты на аэропланах.
Радикально меняются мода и стиль одежды, наступает расцвет джаза и ар-деко, радиовещание становится повсеместным, кинематограф обретает звук и превращается в массовый вид досуга и отдельный вид искусства. В конце 1920-х годов появляется мультипликационная студия Уолта Диснея и его Микки Маус.
В этот период мир впервые услышал имена культовых джазменов: Луи Армстронга, Дюка Эллингтона, Гленна Миллера и других. В обществе читают Э.Хемингуэя, Ф.Ц.Фицджеральда, Э.М.Ремарка и др.
Военное время очень сильно повлияло на женское мировоззрение. Пока мужчины воевали, женщинам приходилось выполнять их обязанности и осваивать новые профессии.
После окончания войны представительницы прекрасного пола не захотели отказываться от свободы и самостоятельности, и в 1920-х гг. движение эмансипации праздновало большие победы. Многие женщины продолжали работать, а политическая и экономическая свободы изменили образ жизни, определив моду 20 века. Женщины стали курить в обществе, ходить в театры и рестораны без обязательного прежде спутника-мужчины, коротко стричься и носить одежду в мужском стиле — клубные пиджаки и смокинги, сорочки и галстуки, закрытые туфли типа мужских полуботинок.
Новая роль женщины нашла выражение в несколько гротескном образе «а ля гарсонн» («как мальчик»), получившем название благодаря модному роману В.Маргерита «Ля гарсонн». Героиней этого романа была новая женщина — с короткой стрижкой и мальчишеской фигурой, стремящаяся сделать карьеру и отказывающаяся от традиционных семейных ценностей ради свободной любви.
Теперь модным считалось и вести себя свободно — открывать ноги и руки, пользоваться яркой косметикой, прилюдно курить, водить машину и делать карьеру.
В Америке таких эмансипированных девушек называли flappers (или девушки — «хлопушки»). Один из вариантов перевода звучал как «дикая, ветреная, молодая женщина». Так или иначе, все эти описания в совокупности создают общий образ женщины-бунтарки 1920-х годов.
Flappers не боялись осваивать новые профессии, ранее считавшиеся сугубо мужскими, и не обременяли себя строгими моральными устоями. Флэппер-девушек часто можно было встретить в компании мужчин бандитско-гангстерского типа.
Несомненно, что новый модный образ требовал пересмотра представлений о женской красоте.
Пышные формы, культивировавшиеся в начале века, надолго выходят из моды. Идеалом женской фигуры становится фигура подростка с не до конца развитыми формами. Благодаря активным занятиям спортом, гимнастическим упражнениям, диетам и курсам похудения женщины получили возможность обрести новое тело с узкими бедрами и плоской грудью. Кто не соответствовал этому идеалу — прибегали к помощи утягивающих бюстгальтеров.
Безусловно, что новая мода, короткие стрижки, обнаженные женские ноги и повсеместное увлечение спортом находят неоднозначную реакцию в обществе. В прессе публикуются самые разные мнения на происходящее, а некоторые медицинские журналы даже авторитетно заявляют, что увлечения спортом, фитнесом, модными танцами могут привести женщин к бесплодию.
Знаменитые женщины
Клара Боу
В детстве на долю Клары Боу выпало немало испытаний: крайняя бедность её семьи; жизнь в самом неблагополучном районе Бруклина; изнасилование со стороны родного отца; душевнобольная мать, занимающейся проституцией и запирающая дочь в шкафу во время обслуживания «клиентов». Тем не менее, все это не помешало Боу стать голливудской звездой и секс-символом 1920-х гг. Благодаря строптивому и независимому нраву, а также привлекательной внешности, главным акцентом которой были пышные ярко-рыжие волосы, Клара всегда была в центре внимания. Настоящая слава пришла к ней в 1925 году после роли в мелодраме «Пластмассовый век», и продержала актрису на пике популярности в течение последующих двух лет. В это время актриса получала от своих поклонников до 45 тыс. писем в неделю.
Однако вызывающее поведение, публичные скандалы, бурные романы, слухи о пристрастии к алкоголю, наркотикам и сексуальным извращениям сыграли свою не последнюю роль. Репутация актрисы была испорчена, и ее карьера пошла на спад с 1928 года.
В 1949 году у Клары Боу диагностируют шизофрению. Лечение в психиатрической больнице не даст положительного результата, и одна из самых ярких звёзд в истории кинематографа 20-х годов проведет остаток лет, ведя уединенный образ жизни в своем доме в Лос-Анжелесе.
Луиза Брукс
Луиза Брукс, наравне с Кларой Боу, была вторым ярким воплощением сексуальности и символом поколения флэпперов 20-х годов. В противоположность коллеге по цеху, Луиза Брукс воспитывалась в обеспеченной и интеллигентной семье (отец — юрист, мать — пианистка). Свой первый заработок будущая звезда Голливуда заработала в качестве танцовщицы. Однако эпатажная Луиза вскоре лишается работы в труппе из-за развратного поведения, после чего перебирается на Бродвей, где позирует обнаженной для фотографов, участвует в эротических театральных постановках и меняет любовников как перчатки.
Ее карьера в кино началась со знакомства с одним из голливудских боссов, на его вопрос: «Почему ты считаешь, что можешь сниматься в кино?» Луиза молча разделась и просто легла на диван.
Ошеломительный успех ей принесла роль классической роковой женщины в картине «Ящик Пандоры». Её образ, и в особенности прическу, копируют миллионы женщин. Тем не менее, несмотря на бешеную популярность, скандальная репутация Брукс, как и в случае с Кларой Боу, сыграла не последнюю роль в быстро завершившейся карьере. После 1938 года актриса окончательно перестает сниматься и зарабатывает на жизнь, танцуя в ночных клубах.
Глория Свенсон
Американская актриса, продюсер и икона стиля своего времени Глория Свенсон была полной противоположностью ветреным и скандальным «плохим девочкам» Кларе Боу и Луизе Брукс. Став во второй половине 20-х годов одной из ведущих звёзд Голливуда, Свенсон в 1926 году основала собственную студию и была дважды номинирована на «Оскар». Однако с приходом эры звукового кино актриса почти перестала сниматься, отчего, впрочем, её карьера не стала менее насыщенной и успешной. Она была активной богатой деловой женщиной, поклонницей йоги, убежденной республиканкой, пропагандировала вегетарианство, а в 1960—70-х годах основала дом моды под своим брендом. В 1950-х годах Глория Свенсон после долгого перерыва возвращается в кинематограф, и делает это вполне успешно, получая в очередной раз номинацию на «Оскар» и признание в качестве одной из самых талантливых актрис Голливуда ХХ века.
Пола Негри
Актриса Барбара Аполония Халупец, взявшая себе впоследствии псевдоним Пола Негри, родилась в 1897 году Польше, которая на тот момент входила в состав Российской империи. В начале 20-х годов она вместе с немецким кинорежиссером Эрнстом Любичем едет работать в Голливуд, где подписывает контракт со студией «Paramount». Как и Теда Бара, Пола Негри появлялась на экране в амплуа женщины — вамп, с тем отличием, что ее героини вызывали у зрителя сочувствие. Причиняя боль другим, они страдали и сами.
Пола Негри была обручена с Чарли Чаплиным, которого бросила ради главного «сердцееда» Голливуда тех лет — Рудольфо Валентино. Позднее, в 30-х годах, когда она переезжает в Германию, её замечает Гитлер и даже отменяет решение Геббельса об отстранении Негри от кинематографа из-за подозрений в еврейском происхождении актрисы. Во время Второй мировой Пола возвращается в Голливуд, где продолжает сниматься до 1960-х годов.
Джильда Грей
Другой популярной в 20-е годы американской актрисой польского происхождения была Джильда Грей, урожденная Мирианна Михальска. Семья Михальских в начале 20 века эмигрировала из Австро-Венгрии в США, где жила в бедности. Это стало причиной, что Мирианна вышла замуж очень рано — в 15 лет, а свою карьеру начала с выступлений в кабаке, где пела и танцевала. После нескольких лет совместной жизни она бросает мужа и уезжает в Чикаго, где участвует в водевилях и ревю, берет звучный псевдоним Джильда Грей и придумывает танец «шимми», ставший впоследствии ее визитной карточкой. В 20-х годах Джильда также успешно снимается в кино пока в 1929 году не лишается большей часть своих сбережений. Дальнейшие трудности с работой и проблемы в личной жизни сводят её карьеру на нет, и 1939 год становится завершающим в её кинокарьере.
Норма Ширер
Путь к славе для канадо-американской актрисы Нормы Ширер не был простым: её мать обладала ветреным нравом и баловалась наркотиками, отец разорился и был вынужден перевезти семью в бедняцкий квартал, а сама Норма в юном возрасте долго не могла реализовать свою мечту стать актрисой из-за полного телосложения и лёгкого врожденного косоглазия. Судьба поворачивается к ней лицом, когда Ширер решает попытать счастья в модельном бизнесе. Её карьера в качестве модели была, на удивление, довольно успешной, а вскоре после этого в 1921 году Норму замечают, и она получает первую заметную роль в кино. В последующие годы актриса стала появляться во многих успешных фильмах. К 1925 году у неё уже был контракт на $1,000 в неделю со студией «Metro-Goldwyn-Mayer», а спустя 5 лет она получала $5,000 в неделю. В 1930 году Норма Ширер была удостоена премии «Оскар» как лучшая актриса года, и в течение последующего десятилетия получает ещё три номинации на самую престижную кинонаграду.
Алла Назимова
Аделаида Яковлевна Левентон, ставшая в дальнейшем известной американской кино- и театральной актрисой, а также продюсером и сценаристом, родилась в Ялте в еврейской семье. В конце 19 века она переезжает в Москву, где под псевдонимом Алла Назимова поступает в школу актёрского мастерства при Московском Художественном театре и обучается у знаменитого К. С. Станиславского. В начале 20 века она уезжает в США, где вполне успешно играет на подмостках Бродвея. Ее дебют в кино состоялся довольно поздно — в 1916 году, когда Алле было 37 лет. Однако он был настолько успешным, что впоследствии компания «Metro-Goldwyn-Mayer» предложила актрисе гонорар в 13 тысяч долларов в неделю — на 3 тысячи больше, чем получала Мэри Пикфорд, — и право самостоятельно выбирать режиссёра, сценарий и партнера для фильмов. В 20-х годах актриса продолжает активно сниматься, но к середине десятилетия после нескольких громких провалов, уходит из кино и возвращается в театр, где ей продолжает сопутствовать слава. Дальнейшие эпизодические возвращения на киноэкран были редкими и не принесли актрисе былой популярности.
Ольга Бакланова
Будущая известная кино- и театральная актриса Ольга Владимировна Бакланова родилась в Москве в состоятельной семье. В России из 400 претенденток она была отобрана в труппу Московского художественного театра и играла под руководством знаменитого К. С. Станиславского. До 1926 года Бакланова успешно играет на театральной сцене и пробует силы в кинематографе. В 1927 году ее замечает популярный немецкий актёр тех лет Конрад Фейдт и приглашает Ольгу в свою новую картину «Человек, который смеётся» по одноимённому роману Гюго. Это стало точкой отсчёта голливудской карьеры Баклановой. Русская актриса активно снимается в Голливуде и подписывает контракт сроком на пять лет с киностудией «Paramount Pictures». В 1929 году ее кинокарьера идет на спад, и актриса вновь возвращается в театр.
Хелен Кейн
Американка Хелен Клер Шрёдер, выступавшая под псевдонимом Кейн, была популярной в 20-х годах певицей и музыкантом. Хелен профессионально выступала на сцене с 15 лет, в начале послевоенного десятилетия участвовала в водевилях и театральных постановках на Бродвее. Особую популярность певице принесла песня «I Wanna Be Loved by You», которую она исполнила в 1928 году в мюзикле «Хороший парень». Позднее эту песню будет исполнять Мэрилин Монро в фильме «В джазе только девушки», а Американская ассоциация звукозаписывающих компаний включит её в число «Песен века». Сама же Хелен Кейн после исполнения знаменитой песни получает прозвище «Boop-Boop-a-Doop Girl» из-за её детского голоса и исполнения песни скэтом. В 1930-м году по образу Кейн даже был создан анимационный персонаж Бетти Буп. И хотя этому факту были реальные доказательства, суд решил дело в пользу создателя персонажа и отклонил иск певицы на 250 000 $.
Бетти Буп, анимационный персонаж
Наибольшей популярностью Кейн пользовалась в среде флэпперов, поэтому с началом Великой Депрессии и окончанием эпохи «ревущих двадцатых» карьера певицы идет на спад.
Жозефина Бейкер
Насыщенную биографию американо-французской танцовщицы, певицы и актрисы Жозефины Бейкер нелегко пересказать в двух словах. Детство внебрачной дочери музыканта-ударника еврейского происхождения и негритянки-прачки было, как нетрудно догадаться, непростым и весьма стесненным по финансам. В 13 лет ее выдают замуж, и в этом же году состоялись её первые выступления в качестве статистки в театре. В 20-х годах Жозефина перебирается в Нью-Йорк, где участвует в водевилях, негритянских ревю и танцует в ночных клубах. Популярность «чернокожей Венеры» стремительно растет: она с успехом выступает в Берлине, Брюсселе и становится главной звездой знаменитого парижского варьете «Фоли-Бержер».
В исполнении Жозефины Бейкер широкая публика впервые увидела танец чарльстон, имевший сумасшедшую популярность в 20-х годах и ассоциировавшийся с флэпперами и нелегальными питейными заведениями, в которых подавались крепкие алкогольные напитки во времена сухого закона.
Во время Второй мировой войны Бейкер получает удостоверение лётчика и становится лейтенантом. По окончании войны она была удостоена нескольких военных наград, в том числе — орденом Почётного легиона.
Жозефина продолжает успешно выступать до 1975 года. Её карьера прерывается в возрасте 68 лет, когда Бейкер умирает от кровоизлияния в мозг.
Анита Бербер
Известная в 20-х годах немецкая танцовщица и актриса немого кино Анита Бербер прожила всего 29 лет и прославилась, в первую очередь, благодаря откровенным эротическим танцевальным номерам и скандальной репутации.
Она первой станцевала на сцене абсолютной голой, снялась в первом в мире фильме о гомосексуальности и стала одной из самых ранних звезд европейского кино. В 20-х годах Анита со своим танцевальным партнёром и будущим мужем гомосексуалистом Себастьяном Дросте презентуют публике свою скандальную совместную программу со звучным названием «Танцы порока, ужаса и восторга». Это было шокирующее по тем временам шоу, в котором пара танцевала полностью обнаженной. Экстравагантная постановка снискала успех у публики, но в итоге была запрещена блюстителями нравственности. Надо сказать, что сама Анита была бисексуальна и абсолютно неуправляема в сексуальных экспериментах и поисках новых контактов.
После разрыва с первым мужем Анита вскоре снова выходит замуж за танцора американца и гомосексуалиста Генри Шатен-Хоффмана. Они выступают с гастролями по Европе и Ближнему Востоку, пока в Дамаске Бербер не становится плохо прямо на сцене. Её перевезли в Берлин, и 10 ноября того же года она скончалась в больнице от туберкулёза, отягощённого последствиями пристрастия к кокаину.
«Девушки Зигфелда»
В 1920-х годах огромной популярностью пользовалась серия театральных постановок на Бродвее — «Безумства Зигфелда». Это были очень красочным ревю: нечто среднее между поздними бродвейскими шоу и более сложными водевилями и варьете высшего класса. Основной «изюминкой» представлений были так называемые «девушки Зигфелда» — сексуальные красотки, которых сам легендарный бродвейский импресарио Зигфелд Флоренз отбирал в свой кордебалет. И надо отдать ему должное: в начале прошлого столетия они служили настоящим эталоном сексуальной привлекательности. Сам Зигфелд однажды сказал, наблюдая, как девушки дефилируют на высоких каблуках: «Прежде чем я увижу их лица, я хочу увидеть, как они ходят. В женской походке больше секса, чем в лице и фигуре».Многие знаменитые артистки той эпохи появились в этих постановках, а одежду для выступлений моделировали знаменитые кутюрье того времени. «Нью-Йорк Таймс» писал: «Это был фурор… Зигфелд превращает женское тело в качели, в маятник, который сводит с ума и гипнотизирует».
Однако с началом Великой Депрессии, Флоренз Зигфелд, как и многие его коллеги, разорился. Название шоу после его смерти неоднократно использовалось другими импресарио, но ни одному из них не удалось вернуть былую славу.
«Девушки Зигфелда»
Русские красавицы в Париже
В 1920-х годах вместе с волной русской эмиграции в Париж, международный центр моды, в том числе приезжают представительницами знатных и древних русских родов. В новых условиях они вынуждены зарабатывать на жизнь. Многие из них в 20-е годы получили известность в качестве манекенщиц самых известных домов высокой моды в Париже. Более того, в период между двумя мировыми войнами, в столице Франции практически не было домов моды, в которых бы не работали русские манекенщицы. И это было легко объяснимо: их воспитание, аристократические манеры, умение вести диалог, чувство вкуса и стиля выводили профессию манекенщицы на новый уровень.
Хрупкая брюнетка Эристова, дочь князя Шервашидзе, вместе с волной русской эмиграции попадает в Париж и с 1925 года начинает успешно работать в знаменитом доме «Шанель».
Мэри Эристова
Гали Баженова, другая звезда «Шанель», происходила из старинного рода Хагондоковых. В 1923 году она со своей семьей переезжает в Париж и тоже начинает работать у Коко Шанель, которая в этот период благоволит всему русскому. Фотографии высокой стройной блондинки, «русской красавицы Баженовой» (как ее называют парижские журналы мод) в 20-х годах появляются на страницах самых авторитетных модных журналов, в частности «Vogue».
Гали Баженова
Одной из самых знатных представительниц русских эмигранток, сделавших в Париже карьеру манекенщицы, была графиня Елизавета Николаевна Граббе. Она была одной из самых востребованных манекенщиц вплоть до 1940-х годов.
Елизавета Граббе
Сёстры Нина и Мия Оболенские из древнейшего княжеского рода, происходившего от Рюрика, также были признанными красавицами тех лет. Спасаясь от большевиков, сестры после долгих скитаний «осели» во Франции и работали манекенщицами в престижных модных домах Парижа.
Мия Оболенская
17-летняя Екатерина Николаевна (Тея) Бобрикова по приезду во Францию в 1927 году начинает работать в известном парижском доме моды «Ланвен». Платья, которые демонстрировала Тея, покупали такие звезды кино как Лиллиан Гиш и Пола Негри.
Тея Бобрикова
Другим символом элегантности модного Парижа была статная блондинка леди Абди (урожденная Ия Григорьевна Ге). Она принадлежала в старинному роду французского происхождения. Её отец был известным актером Императорского Александрийского театра. Испытывая большие финансовые трудности, имея на руках маленького сына, в 1922 году Ия начинает работать в доме моды «Калло». Там она знакомиться с сэром Робертом Эдвардом Абди, пятым баронетом богатого аристократического английского рода, выходит за него замуж и вскоре оставляет работу в «Калло». Однако семейная жизнь не складывается, и в 1928 году Ия вынуждена снова искать работу. Новый выбор падает на «Шанель».
Леди Абди имела исключительное чувство стиля и даже могла себе позволить отступать в одежде от общепринятой моды. Русскую манекенщицу снимали лучшие фотографы того времени, а художники-иллюстраторы не раз рисовали её для публикации в журналах мод.
Леди Абди
Безусловно, что это далеко не полный перечень русских манекенщиц, работавших в 20-х годах в Париже. Если кому-то интересна эта тема, подробнее о ней можно почитать в книге Александра Васильева «Красота в изгнании. Королевы подиума».
В связи с тем, что пост получился очень объемным, мне пришлось разделить его на два, так что не переключайтесь
Soon to be continued...
Комментарии
Продолжение обязательно будет
Я вообще старые фильмы люблю.
Интересно было почитать и фото посмотреть) спасибо Вам за оба поста. Я бы даже сказала статьи)
Про дома мод, открытые русскими в 20-х гг., я бегло упоминаю в продолжении поста. Раскрыть эту тему подробно, к сожалению, не позволяет формат одного обзорного поста. Надеюсь, что моя статья пробудит в ком-то интерес, и он прочитает об этом в других источниках))
Читаю ваши посты с удовольствием, спасибо.
Если честно, меня 20-е тоже не сильно вдохновляют. Не люблю давать оценки прошлым временам и нравам, но, на мой взгляд, в эти годы было слишком много напускной мишуры и гротеска
исправьте, пожалуйста, опечатку в слове Vogue рядом с Гали БлаженовойИсправилаС удовольствием смотрю эти старые черно-белые фотографии, это как окно в другой мир. Интересно, что, несмотря на то, что женщины старались подогнать себя под один типаж (брови-ниточки, огромные глаза, губы малюсенькие — словно их рисуют Тюбик или Незнайка), видно, насколько они были разных типажей. А русские модели просто богини.
Спасибо за информацию и доступное понимание для простого обывателя! Статьи у вас очень интересные.
Почему-то мне стало печально. Вспомнилось " Уж сколько их упало в эту бездну..."
Вы правы. Для меня это ещё одно свидетельство того, что гедонизм как доминирующее мировоззрение и жизненная философия ещё никогда и никого ни к чему хорошему не приводил. Это было характерно для 1920-х, эта же тенденция набирает обороты и в современном обществе. К сожалению
Закономерное движение времени, но они такие живые на этих фотографиях!Как длина юбки — все укорачивалась и укорачивалась!)За посты огромное спасибо! Особено запомнился тот, что о моде разных национальностей. Я живу в многонациональном городе, всегда интересно наблюдать за женщинами из разных стран, а зная их историю моды — еще интереснее! Особенно привлекают внимание африканки, они порой и сейчас со шрамированием ходят или, понятными только им, тату!